Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Исследования инфраструктурного комплекса региона

Малиновская Нина Анатольевна, аспирантка кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ, Россия

Research of the Infrastructure Complex in the Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
В данной статье рассмотрена проблематика исследования вопроса, который связан с функционированием и развитием инфраструктурного комплекса региона, рассмотрены основные подходы к пониманию содержания и специфики воздействия на социально-экономическое развитие региона развития инфраструктурного комплекса региона и его составляющих.
Цитировать публикацию:
Малиновская Н.А. Исследования инфраструктурного комплекса региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 82-86.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


К проблеме развития региональной инфраструктуры обращались большое количество отечественных и зарубежных ученых. Ряд авторов рассматривают региональную инфраструктуру как совокупность различных отраслей, обеспечивающих бесперебойное функционирование социально-экономической системы региона.

Значение региональной инфраструктуры

Значительное число научных трудов (80-е, 90-е годы XX в.) посвящено исследованию отраслевой специфики инфраструктуры: транспортной, производственной, социальной, рыночной и др. Более поздние труды основаны на понимании ограниченности отраслевого подхода к исследованию данной тематики, и связаны с мониторингом и оценкой эффективности, стратегическим развитием инфраструктуры региона на основе комплексного подхода.

То есть понимание роли и значения региональной инфраструктуры неотъемлемо связано с таким понятием как инфраструктурный комплекс региона.

К настоящему времени достаточно точно выявлены закономерности зависимости эффективности производства от уровня развития инфраструктурного комплекса региона, влияние инфраструктурного комплекса на социальную обстановку в стране и в регионе, а также влияние на политику государства.

Установлено, что чем выше уровень развития соответствующих составляющих инфраструктурного комплекса региона, тем быстрее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшаются жизнь и здоровье людей. И наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктурного комплекса региона, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже уровень жизни людей.

Поскольку степень развитости инфраструктурного комплекса региона и эффективность его функционирования непосредственным образом влияют на состояние региональной экономики, что в конечном итоге определяет качество жизни населения, таким образом, необходимо рассмотрение основных подходов к его оценке.

Подходы к исследованию и оценке инфраструктурного комплекса

Системный подход к исследованию и оценке инфраструктурного комплекса региона предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта для оценки эффективности развития инфраструктурного комплекса региона и принятия управленческих решений, но в недостаточной мере освещенный в научной литературе, именно по отношению к данной проблеме.

Ситуационный подход к исследованию и оценки эффективности инфраструктурного комплекса региона предусматривает оперативное изучение сложившейся ситуации и проведение исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования.

Диалектический подход к исследованию и оценки эффективности инфраструктурного комплекса региона реализуется в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д.

Такими авторами, как Новиков Н.В., Анимица П.Е. и Ходус В.В. предлагается типологическое сравнение регионов. Под типологией сравнения регионов они понимают разделение различных регионов страны на несколько однородных групп, выделенных на основе одного или нескольких наиболее существенных критериев, признаков, отношений и уровней организации как количественного, так и качественного характера, с целью их идентификации, упорядоченного описания и сопоставления [1].

Региональный анализ осуществляется с усложнением критериев и увеличением числа признаков и показателей типологизации. Типологию возможно применять для составления планов и прогнозов, для оценки уровня развития инфраструктуры, но одной типологии недостаточно.

Метод анализа потенциала

Бурьянов М.С. и Максимов А.А. предлагают более простую схему сравнительной оценки эффективности функционирования инфраструктурного комплекса региона методом анализа потенциала, рассматривая его на примере муниципалитета. Методика включает методы комплексной и поэлементной оценки [3].

Комплексная оценка проводится для межмуниципального сравнения и уяснения положения конкретного района и городского округа на общем фоне.

В рамках данной задачи предлагается ее выполнять методом рейтинговой оценки по основным индикаторам социально-экономического развития:

– расчет средних рейтингов по основным показателям развития инфраструктурного комплекса региона (динамика численности населения, доходы населения, уровень развития транспорта, доля потребительских расходов и др.) и итогового рейтинга по всему перечню индикаторов; 

– ранжирование рейтингов.

Выполнение указанных процедур обосновывает группировку по уровню инфраструктурного потенциала территории или степени благоприятности состояния качества жизни населения.

Систематический анализ в течение ряда лет позволяет проследить тенденции изменения инфраструктурного потенциала территории в целом, а также его составляющих.

Поэлементная оценка используется при детальном исследовании конкретного муниципалитета. Она оперирует более широким набором показателей и проводится «вглубь», затрагивая все уровни исследования: район в целом, поселение и населенные пункты. Важной процедурой поэлементной оценки является отбор индикаторов.

При формировании перечня индикаторов важно учитывать доверительность и доступность показателей, а также способность отражать специфические признаки объекта анализа полно и адекватно [2].

По нашему мнению, данная методика достаточно проста в применении, так как при оценке используются доступные статистические данные. Однако полученные результаты оценки позволят провести объективный сравнительный анализ муниципалитета и регионов в целом. При этом развитие каждого региона определено спецификой его территориального расположения, отраслевой специализацией и локализацией, таким образом, сравнительная оценка инфраструктурных составляющих регионов не позволит выработать адекватный механизм формирования и развития инфраструктурного комплекса конкретного региона.

Рефлексионный подход основан на анализе систематизированной и доступной для обработки объективной информации о внутренней и внешней среде исследуемого объекта в требуемом объеме.

Региональный анализ 

Наиболее известен региональный анализ предложенный У. Изардом. По мнению автора, цель регионального анализа заключается не столько в выявлении отраслей, способных максимально использовать богатые ресурсы района, сколько в определении, какие из них приведут к диверсификации его экономической базы.

Региональный анализ необходим для выявления возможных направлений развития регионов, в которых раньше преобладали второстепенные отрасли или мелкие предприятия, либо те и другие одновременно.

Задачей регионального анализа является изучение тенденций направления развития одной или нескольких отраслей промышленности на сырье или рынки сбыта.

Для получения количественной информации У. Изард предлагает использовать коэффициенты локализации. Они дают основу для предварительного отбора и поощрения тех или иных отраслей в регионе. Низкие коэффициенты свидетельствуют об относительно слабой концентрации данной отрасли в географическом разрезе и следовательно, о том, что она подходит для размещения в районах, стремящихся к диверсификации. Основная особенность коэффициентов локализации – возможность сопоставления процентного распределения двух параметров в порайонном разрезе.

Линкейцева Л.Н. предлагает для оценки социально-экономического развития региона использовать методику, основанную на интегрированной (многофакторной) оценки. Для проведения интегрированной оценки уровня социально-экономического развития регионов начинается с формирования системы частных показателей, которые должны удовлетворять следующие требованиям:

– характеризовать различные аспекты (направления) социально-экономического развития региона;

– должны не зависеть друг от друга (т.е. коэффициенты корреляции между каждой парой показателей должен быть минимален);

– показатели должны быть относительными величинами.

Далее проводится расчет нормализованных значений данных показателей по каждому региону.

Коэффициенты весомости частных показателей социально-экономического развития региона сначала производится преобразование ранга. Затем рассчитываются сумма преобразованных рангов. После проведения расчетов регионы ранжируются по убыванию интегрального коэффициента уровня социально-экономического развития, либо по возрастанию в зависимости от формул, выбранных для расчета. Данная методика в наибольшей степени применима для проведения оценки инфраструктурного комплекса региона.

Выводы

Представленный обзор основных подходов к исследованию и оценки инфраструктурного комплекса региона определил следующее:

во-первых, существует широкий спектр методологического инструментарий исследования и оценки развития социально-экономических систем и подсистем;

во-вторых, представленный инструментарий узко используется в научном обществе;

в-третьих, представленные подходы и инструментарий позволяет оценить и исследовать тенденции развития инфраструктуры региона на макроуровне экономического развития страны, что в свою очередь не учитывает инфраструктурные составляющие и социально-экономическое развития конкретной территории.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М : Издательство Российской экономической академии, 2001. – 463 с.
2. Федько В.П. Инфраструктура товарного рынка / В.П. Федько, Н.Г. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.
3. Шнипер Г.И. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект / Г.И. Шнипер, А.С. Новоселов. – Новосибирск: 1997. – 209 с.