Механизм устойчивого развития предприятия пищевой промышленности за счет внутрифирменного подразделения производственного питания

Белова С.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белова С.К. Механизм устойчивого развития предприятия пищевой промышленности за счет внутрифирменного подразделения производственного питания // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 43-48.

Аннотация:
Исследование возможности повышения устойчивости предприятия пищевой промышленности за счет интеграции с предприятием производственного питания, обладающим потенциалом роста и развития в рамках совместной производственной деятельности.Предложен механизм устойчивого развития промпредприятия по определению резервов и их мобилизации в приоритетные направления деятельности.

Ключевые слова: интеграция, устойчивое развитие, промышленность, механизм, предприятие питания

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



По мнению ученых и практиков «комплексный подход к управлению развитием промышленного предприятия требует разработки и реализации целостной стратегии хозяйствования, предусматривающей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, усиление рыночных позиций предприятия и обеспечение его экономической устойчивости» [5, с. 230]. В данной статье представлены результаты исследования возможностей повышения устойчивости рыбоперерабатывающего предприятия пищевой промышленности за счет интеграции с родственным по функциям предприятием производственного питания, обладающего потенциалом роста и развития в рамках совместной производственной деятельности.

Оптимизация использования ресурсов

Пищевая промышленность России относится к сфере обрабатывающих отраслей, представляя собой совокупность предприятий различных форм собственности в 40 направлениях деятельности пищевых производств. По данным Росстата на конец 2010 г. число предприятий отрасли составляло 1,1% от всех промышленных предприятий РФ, оборот от реализации продукции пищевой промышленности составлял 4,8% от оборота продукции всех предприятий [6, с.187–188]. Вместе с тем, за последние 20 лет, к сожалению, была разрушена система общественного питания на предприятиях, охват которой доходил в конце 80-х годов в некоторых отраслях до 75–85% работников [2, с. 18].

В настоящее время решением вопросов производственного питания занимается (по разным оценкам) от 7,5 до 20% промпредприятий г. Москвы, большая часть которых в структуре своих активов имеет государственную собственность [3, с. 8].

Объединение того или иного предприятия пищевой промышленности с подразделением предприятия питания, по мнению автора, может способствовать их взаимной адаптации к условиям внешней среды, противостоянию рискам за счет диверсификации деятельности и внутрифирменному инновационному развитию.

Цели интеграции – развитие конкурентных преимуществ предприятия за счет оптимизации использования собственных и привлекаемых ресурсов и резервов деятельности подразделения предприятия питания и внешних бизнес-партнеров. Другими словами, создание производственной среды, способствующей снижению издержек производства и обращения, повышению уровня кооперации и специализации производства, выполнению социальных гарантий развития коллектива.

Системообразующим фактором станет общность логистики, использование аналогичного сырья и технологий производства, возможность дополнения и оптимизации обслуживания технологических процессов, большей загрузки производственных мощностей и персонала.

Деятельностное поле формируемой системы включает в себя производство расширенного ассортимента качественной и безопасной кулинарной рыбной продукции, полуфабрикатов, продукции и услуг производственного питания для реализации внутри промпредприятия, на известных и новых рынках с использованием логистических методов ведения бизнес-процессов.

Интегративным ядром станет управленческо-логистический центр, координирующий прохождение материальных, информационных, финансовых потоков, осуществляющий обратную связь между потребителями и производителями, обрабатывая информацию об ассортименте, ценах и сроках реализации товаров.

Формирование конкурентных преимуществ

Принципы взаимодействия партнеров по внутрифирменному и межфирменному взаимодействию при осуществлении совместной деятельности:

1) сопряженности интересов;

2) гибкости;

3) технологической специализации;

4) конкурентоспособности продукции и услуг;

5) обратной связи с потребителем;

6) инновационности;

7) социально-ориентированного управления;

8) прогнозирования развития, оценки и минимизации риска.

Постепенная модификация и последующая модернизация производства, увеличение доли активных, а также доли интеллектуальных ресурсов в основных фондах, использование компетенций специалистов, режим экономии и сбалансированности ресурсопотребления, переработка отходов, возвратная логистика, получение лучшего продовольственного сырья на приемлемых условиях, внедрение системы качества и безопасности продукции на всех стадиях производства и сбыта приведут к повышению имиджа компании и ресурса ее сбыта как производителя экологичной, безопасной и полезной продукции.

В свою очередь расширение производства и сбыта конкурентной по цене и качеству продукции позволит системе интеграции планомерно увеличивать выпуск новых товаров с выходом на новые рынки, постепенно сокращая серийное производство рыбной продукции, а также продолжать получение и выполнение заказов на продукцию и услуги предприятия питания.

В целом это приведет к формированию конкурентных преимуществ продукции и услуг предприятия, приращению его производственной, сбытовой и финансовой «мощи» – т.е устойчивости за счет обеспечения преимуществ от интеграции.

Устойчивое развитие

Концепция устойчивого развития, по нашему мнению, состоит в комплексной системе мер использования преимуществ интеграции, целенаправленном перераспределении ресурсов на выгодные и приоритетные направления деятельности, корректировке объемов производства в рамках оперативного управления текущей деятельностью.

Для поддержания оптимального уровня устойчивости необходимо определение порога безопасности, т.е. планки, выше которой обеспечивается интенсивный устойчивый рост предприятия.

Реализация стратегии устойчивого развития предприятия конкретизируется в программах по направлениям деятельности. Механизм повышения устойчивого развития состоит в мониторинге динамики развития предприятия в рамках заданных параметров и периода времени, в определении резервов и возможности его руководства провести перераспределение ресурсов с одного на другое перспективное направление деятельности предприятия.

Отслеживание динамики развития промпредприятия проводится по блокам его деятельности, представленным на рис. (см. на с. 47). На их основе создается система показателей оценки состояния экономической устойчивости.

Рис. Сферы деятельности промпредприятия в рамках механизма повышения устойчивости

Таким образом, внутрифирменное взаимодействие подразделений приведет к росту выпуска продукции (коммерческих услуг) предприятия производственного питания в составе совместного производства, возможностям расширения направлений деятельности под общим брендом известного предприятия, способствуя повышению конкурентоспособности продукции и предприятия, компенсации затрат на социальное питание работников, улучшению экономических и социальных показателей развития промпредприятия.

Вывод

Совместная деятельность предприятий в рамках внутрифирменного взаимодействия, направленная на удовлетворение существующего и потенциального спроса, поиск незаполненных сегментов рынка, приведет к дальнейшему развитию технологий переработки пищевых продуктов, а также новых возможностей хранения, упаковки и доставки потребителям.

Эти факторы явятся условием повышения экономической устойчивости предприятия в промышленности, подтверждением которых станет удостоверенная данными управленческого учета динамика увеличения объемов производства и реализации продукции, роста прибыли, стоимости предприятия.


Источники:

1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. − 2-изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 285 с.
2. Гарнов А.П., Пугачева С.Н. Социально-экономические аспекты формирования системы общественного питания. – М.: Наука, 2006. – 232 с.
3. Общественное питание в Москве.Цифры,факты,тенденции // Питание и общество. – 2010. – №2. – С. 8.
4. Оголева Л.Н., Чернецова В.М., Радиковский В.М. Реинжиниринг производства / Под ред. Л.Н. Оголевой. − М.:КНОРУС, 2005. – 304 с.
5. Семенов Н.Н Стратегия управления производственными структурами в конкурентной среде. − М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. − 251с.
6. Россия в цифрах, 2011. − М.: Росстат, 2011. – 581 с.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 09:39:05