Технологии ситуационного центра в изучении макроэкономических показателей развития региона

Брылева М.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Брылева М.Е. Технологии ситуационного центра в изучении макроэкономических показателей развития региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье рассказывается о современных технологиях ситуационных центров по изучению макроэкономических показателей развития региона. Обосновывается тенденция, сложившаяся в современной науке, согласно которой на сегодняшний день требуется более разностороннее, многомерное видение общества и многоплановое рассмотрение факторов, влияющих на происходящее в социуме, перспективы его развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, макроэкономические показатели, технологии ситуационного центра



Современный этап развития мировой экономики характеризуется продолжающимся углублением и расширением межгосударственных связей, а также самостоятельным выходом хозяйствующих субъектов на мировые рынки.

В условиях глобализации объективные процессы активного включения Российской Федерации в мировые экономические отношения делают выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики России.

Конкурентоспособность страны

Динамика тенденций изменений экономической ситуации подтверждает необходимость дальнейшего осуществления институциональных преобразований в стране, формирования новой системы социально-экономических взаимоотношений, развития рыночных механизмов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности страны.

Конкурентоспособность страны в свою очередь понятие многоуровневое, состоящее из нескольких составляющих, таких как конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность региона.

Таким образом, данное понятие выражает собой успешность государства по всему спектру, центральным звеном которого является благополучие каждого гражданина.

Меры государственного регулирования, направленные на увеличение конкурентоспособности страны, включают в себя самые разнообразные методы и инструменты во всех сферах и отраслях экономико-социального пространства на всех параллелях власти. А ориентиром эффективности выбранных приоритетов властного воздействия являются макроэкономические показатели, которые представляют собой количественное отражение качества жизни населения.

Происходящие явления и события в нашем государстве очевидно показывают необходимость инновационного подхода к формированию и определению конкурентоспособности и неэффективность экономического подхода к решению задач по увеличению благосостояния населения. Восприятие и объяснение происходящего в социуме как определяемого преимущественно экономическими причинами («экономический детерминизм») является неактуальным на сегодняшний день. Рост количественных характеристик (ВВП, ВРП, инфляция, занятость) не обуславливает улучшение качественных показателей (численность населения, смертность, доля безграмотного населения).

Так, А. Токвилль подвергает «экономический детерминизм» в своих работах [Toqueville, 1955; и др.] разрушительной критике. К. Поланьи называет «экономическим заблуждением» [Polanyi, 1957], а М. Рац – «отрыжкой марксизма», подчеркивая производность «упертости в экономику» от марксистского разделения общества на экономический базис и, в общем-то, второстепенную социальную надстройку [Рац, 1997], [1].

Таким образом современная ситуация развития общества требует принципиально новых и эффективных подходов к формированию приоритетных направлений развития человечества и проверки на целесообразность установленных ранее ориетиров успешности региона.

Такой задаче служат человекоразмерные комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Рефлексия, как когнитивный механизм саморазвития, будучи инструментом гуманитарных исследований, становится присущей все большему числу научных направлений, привнося в них гуманитарный контекст. В.С. Степин [2] предполагает соотнесенность знаний об объекте научных исследований не только со средствами и операциями деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем связь когнитивных и социальных целей и ценностей предстает в отчетливой форме.

В рамках подобного проекта «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности в области общественных и гуманитарных наук» на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса был создан ситуационный центр.

Ситуационный центр

Под обучающим ситуационным центром понимается средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы с учетом влияния своих решений на работу коллег.

Под коллективным управлением понимается систематическое взаимодействие персонала образовательного учреждения и представителе социума в процессе определения и реализации стратегии и тактики решения поставленных проблем. Направление, ориентированное на формирование методологии и методики организации коллективной работы, возникло на базе исследований Московского методологического кружка, и связано с именами А.А. Зиновьева, В.А. Лефевра и Г.П. Щедровицкого. Проекты О.С. Анисимова и О.А. Жиркова описаны в настоящей монографии. Другие примеры можно найти в работах В.Е. Лепского, Г.Г. Малинецкого и А.Н. Райкова [3–5].

В процессе реализации проекта были использованы следующие основные методы и подходы:

– средства когнитивной визуализации;

– полисенсорный (синестетический) интерфейс;

– система распознавания речи для оперативного документирования;

– методики рефлексивного анализа В.А. Лефевра [6];

– комплекс интерактивных досок: участников, экспертов.

Целью одной из рабочих групп, состоящих из экспертов, преподавателей вуза, представителей властных структур, студентов было рассмотрение адекватности существующих количественных показателей социально-экономическому состоянию. В качестве объекта исследования выбраны макроэкономические показатели розничной торговли, как одной из наиболее весомых сфер экономики: численность персонала, занятых на предприятиях розничной торговли; вклад розничной торговли в ВРП; величина налоговых отчислений предприятий розничной торговли; средняя заработная плата работников розничной торговли.

Технология ситуационного центра (ТСЦ), которую была использована, состояла из нескольких главных компонентов:

1. Использование всех сенсорных возможностей человека (видео, аудио, кинестетика и т.п. в лево- и правополушарном исполнении).

2. Использование эффектов коллективного взаимодействия.

3. Использование всех технически доступных возможностей ситуационного центра (полиэкранные системы, интернет, базы данных, системы искусственного интеллекта и т.п.).

4. Использование рефлексивных механизмов организации коллективной работы и управления проектами, реализуемое сервисной командой ситуационного центра.

Были применены следующие инструменты, которые использует планшетист ситуационного центра [7]:

– «экран»-прототипирование – создание образцов (экземпляров) наиболее простого варианта объекта в целом, содержащего наиболее сложный элемент (в понятие сложности здесь также включается дефицитность ресурса);

– «экран»-пиктографика (включая фейкодеры - лица Чернова, бодикодеры и аналогичные конструкции) – размещение пиктограмм объектов, отражающих их (объектов) стадию развития в течение жизненного цикла, в координатах внешней системы;

– абсолютно анонимная оценка структуры группы методом рандомизированного опроса.

Результаты работы

По результатам работы ситуационного центра можно сделать следующие выводы:

Несмотря на тенденцию увеличения всех перечисленных макроэкономических показателей за последние 5 лет, нельзя сказать об успешности сферы розничной торговли региона.

Нецелесообразно рассматривать количественные показатели отдельно от общих макроэкономических показателей. Например, было выявлено, что численность персонала на предприятиях розничной торговли переживала стабильный рост на протяжении пяти лет, но при этом установлено, что по значению удельного веса этот показатель за рассматриваемый период не превышал 5% в общей численности занятых в экономике региона. А средняя заработная плата, несмотря на ежегодное увеличение, показывает несущественное значение в общей величине денежных доходов населения.

На основании того, что вклад выручки составлял в отдельные годы до 8% ВРП, мы можем констатировать исключительную экономическую результативность, но при этом низкую социальную ответственность, которая выражается в несущественных налоговых отчислениях и низом уровне заработной платы. Данный факт говорит о необходимости совокупного рассмотрения показателей и подтверждает необоснованность выбора некоторых чисто экономических критериев как показателей благосостояния общества и качества жизни населения.

Несущественный вклад оплаты труда персонала сферы розничной торговли предоставляет незначительное влияние на платежеспособный спрос населения и, как следствие, на гармонизацию социальной сферы региона.

Соотнесение показателей по отношению друг к другу открывает существующие социальные проблемы, а так же неэффективность нормативно законодательной базы. Так, соотнесение налоговых отчислений с численностью персонала на предприятиях торговли показало существование в торговли значительного числа официально неоформленных работников для использования упрощенного налогообложения, что говорит о незащищенности населения в данной сфере экономики.

Вывод

Макроэкономические показатели следует связывать с общими тенденциями. Например, выбранные для исследования показатели должны быть неразрывно связаны с происходящими в сфере торговли процессами разгосударствления предприятий и трансформации форм собственности. Необходима разработка мультипликатора, состоящего из пропорций макроэкономических показателей, учитывающих все обнаруженные зависимости, который будет отражать социальную напряженность в обществе и качественное развитие в данном случае торговой отрасли.


Источники:

1. Балацкий Е.В. Методы диагностики социального самочувствия населения // Мониторинг общественного мнения. − 2005. − №3. − С. 47–53.
2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. − М.: Гардарики, 2007. – 384 с.
3. Методологические аспекты инновационного развития России // Проектно-аналитическая записка по итогам работы Клуба Инновационного развития за 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reflexion.ru/club/index.html 14.3.2010.
4. Малинецкий ГГ. Совесть, рефлексия и российские катастрофы // Рефлексивные процессы и управление. Сб. матер. VII Междунар. Симп. 16−17 октября 2009 г., Москва // М.: Когито-Центр, 2009. − С.158−162.
5. Райков А.Н. Лепесток опоры, или философия решений. − М.: СИНТЕГ, 2004. − 48 с. −(Управление).
6. Лефевр В.А. Лекции по теории рефлексивных игр. – М.: Когито-Центр, 2009. – 218 с.
7. Филимонов В.А. «Экран»-технология когнитивного проектирования // «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» // Матер. 1-й Междун. конф., Москва, 11−12 окт. 2001 г. – Т.2. − М.: Ин-т проблем управления РАН. − С. 196−201.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:25