Место, роль и структура организационного знания в теории управления знаниями

Ковылин Д.М., Воронова Э.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ковылин Д.М., Воронова Э.Б. Место, роль и структура организационного знания в теории управления знаниями // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 27-32.

Аннотация:
Авторы в своей работе пытаются ответить на вопрос, что включает понятие «организационное знание», оценивая его с разных позиций: явное и неявное знание, собственное и несобственное, инновационное и рутинное и т.д.

Ключевые слова: ключевые компетенции, организационное знание, явное знание, неявное знание, инновационное знание, рутинное знание, собственное знание, несобственное знание

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Понятие «организационное знание» в своих работах рассматривают: К. Вииг, С. Бобрышев, Б.З. Мильнер, А.Л. Гапоненко и Т.М. Орло ва, И.Нонака и Х.Такеучи, В.В. Тарно польский, Н.Ю. Андреева, И.В. Карта шова, М. Маринчева, В.П. Дудяшова, Н.А. Кипень, Е.В. Сизых, Дж. Стоунхаус и др. (см. табл. 1. на с. 28).

Таблица 1

Анализ понятия «организационное знание»

Таким образом, по результатам проведенного анализа современных научных трудов различных авторов, мы заключаем, что понятие «организационное знание» уже заняло определенное место и стало объектом исследования в теории управления знаниями.

Мы согласны с мнением А.Л. Гапоненко и Т.М. Орловой в том, что носителем и явного, и неявного знания может быть не только конкретная личность, но и организация [1, с. 202]. Б.З. Мильнер также подчеркивает, что носителями знания могут быть индивид, группа и организация [2, с. 52].

Инновационные и рутинные знания

С целью эффективного управления организационным знанием, на наш взгляд, необходимо выявить сущность организационного знания сначала через его анализ, раскрытие его структуры и исследование различных его сторон, а затем через синтез свойств отдельных его частей и описания его отношений в системе смежных экономических явлений.

Совершенствование управленческих и производственных процессов в организации предполагает наличие тех знаний, которые лежат в основ рутинизированных процессов, и тех, которые обновляют эти процессы. По нашему мнению, эти знания можно определить как инновационное и рутинное. Деление знаний на инновационное и рутинное обусловлено такой важной задачей управления знаниями, как создание нового (инновационного) знания. По этому поводу А.Л. Гапоненко и Т.М. Орлова замечают: «Организации в своей деятельности не только и не столько сортируют, хранят и используют имеющиеся знания, сколько создают новые знания в процессе инновационной деятельности, в том числе опираясь на неявное знание» [1, с. 200]. В основе создания организационного знания лежит механизм распространения индивидуальных знаний сотрудников организации и знаний команд на уровень всей компании.

Данная классификация знаний на инновационное и рутинное позволяет выделить в деятельности организации по управлению знаниями, такой важный процесс, как формирование и развитие инновационного знания, включающий в себя его идентификацию и оценку. Инновационное знание является исходным компонентом инноваций и предпосылкой обновления функциональных и ключевых компетенций, а так же важной составляющей организационной способности к изменениям. Данная классификация знаний также дает возможность оценки уровня новизны и полезности знания, а соответственно выявления интеллектуально-креативных групп и отдельных сотрудников компании.

Под рутинным знанием мы понимаем устоявшееся знание фирмы, которое она использует в своей повседневной деятельности. Это знание необходимо фирме для формирования функциональных компетенций.

Явное и неявное знание

Классификация знаний на явные и неявные является существенным для управления знаниями организации, так как для того чтобы управлять этими видами знаний, требуются различные методы. Для управления явными знаниями – информационные системы, обучение, системы обмена информацией, и пр., для управления неявными знаниями – система наставничества, корпоративная культура, создание и поддержка специальных рутин, сообществ профессионалов [1, с. 207].

Раскрывая понятия явное и неявное знание, носителем которых является организация, Б.З. Мильнер пишет: «К неявным знаниям организации могут быть также отнесены уникальные бизнес-процессы, включающие сочетание организационной структуры предприятия, культуры, системы стимулирования и непосредственно процесса производства». Неявные знания составляют 80% знаний организации, к ним относятся опыт, интуиция, умения, впечатления, мнения и др. [2, c. 357]. Явные знания организации определяются Б.З. Мильнером как знания, которые точно определены, детали которых могут быть воспроизведены (изложены) и сохранены [2, с. 361]. А.Л. Гапоненко и Т.М. Орлова замечают, что явное знание укладывается в инструкции, тогда как неявное знание проявляется в рутинах и устойчивом характере действий членов организации [1, с. 205].

Структура организационного знания, может быть представлена по-разному, в зависимости от выбранной классификации либо их комбинаций. Каждая классификация имеет свое преимущество, позволяя акцентировать внимание на той или иной особенности организационного знания, однако синтез различных классификаций позволяет сформировать наиболее полное представление о структуре, а также дает возможность менеджерам определить соответствующую политику и методы управления знаниями.

Структура организационного знания

Авторами статьи предлагается две структуры организационного знания, построенные по матричному типу (см. табл. 2 ниже).

Первая включает в себя такое нововведение, как деление организационного знания на собственное и несобственное.

Таблица 2

Структура организационного знанияпо принадлежности и степени выявленности

Второй тип структуры организационного знания построен по аналогии со структурой инноваций и включает в себя деление знаний по степени новизны, а так же деление по предмету содержания.

Собственное знание организации включает в себя те знания, которые являются интеллектуальной собственностью организации (явные знания) и те которые материализованы в различных организационных системах, процедурах, организационной культуре (неявные знания) и могут стать предметом купли-продажи только вместе с организацией в целом.

Именно собственное формализованное знание организации может быть преобразовано в готовый конечный продукт-инновацию, внедрено в производственный процесс хозяйствующего субъекта, либо продано на рынке интеллектуальной собственности. Собственное неформализованное, но в принципе формализуемое как явное, так и неявное знание организации часто требует своей идентификации и формализации.

Однако отношение к явному и неявному знанию со стороны коммерческих организаций весьма противоречиво.

С одной стороны, многие организации стремятся перевести неявное знание в явное. Это делается для того, чтобы не зависеть от отдельных личностей и продублировать значимые достижения. В то же время эти организации не заинтересованы в том, чтобы основные конкурентные преимущества перешли в форму, готовую для дублирования. Именно поэтому многие организации стараются сохранять некоторые из своих конкурентных преимуществ в тех формах, которые не поддаются дублированию (специфические тренинги, корпоративная культура, специальная система обслуживания и пр.) [1, с. 201].

Несобственное и собственное знание организации

Несобственным знанием организация управляет, но не владеет и не распоряжается им напрямую. Данная категория знаний включает знания индивидов и групп, в связи с чем возникает необходимость в выявлении значимости таких знаний и последующей их интеграции в деятельность организации (см. табл. 3 на с. 31).

Таблица 3

Структура организационного знания по степени новизны и предмету содержания

По нашему мнению, организационное знание – это присущий организации как единой системе основной источник создания функциональных и ключевых компетенций, представляющий собой результат деятельности организационного интеллекта. Определяя роль организационного знания в тео-рии управления знаниями, можно сказать, что, с одной стороны, организационное знание является составной частью организационного интеллекта и соответственно влияет на уровень его развития, с другой стороны, оно составляет основу для формирования и развития функциональных и ключевых компетенций организации. Кроме того, организационное знание, приносящее экономическую выгоду организации, представляет собой интеллектуальный капитал, а организационное знание, воплощенное в инновациях, становится объектом особого внимания менеджеров в области управления инновационной деятельностью.


Источники:

1. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал: Учебник. / А.Л.Гапоненко, Т.М.Орлова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400 с. – (Полный курс МВА).
2. Мильнер Б.З. Теория организаций: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2010. – С. 864
3. Дудяшова В.П., Кипень Н.А., Сизых Е.В. Понятие и структура организационных знаний // Вестник Костромского государственного технологического университета. – 2010. – № 24. – С. 119–122.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:30:29