Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Экономические показатели вклада туристической отрасли в экономику региона

Калитвинцева Мария Викторовна, аспирант кафедры экономика, финансы и кредит, Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, Россия

Indicators for Assessing the Contribution of Tourism to the Regional Economy: an Analytical Review and Systematization - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
В статье уточнены и систематизированы основные экономические показатели, отражающие уровень развития туризма в регионе. Проанализированы существующие системы экономических показателей туризма в регионах и в Российской Федерации. Произведена систематизация экономических показателей туризма, разработанных в результате проведенного анализа.
Цитировать публикацию:
Калитвинцева М.В. Экономические показатели вклада туристической отрасли в экономику региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 151-156.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Динамика и масштабы происходящих преобразований в сфере становления и развития туризма предопределили необходимость упорядочения и систематизации научных знаний в этой области.

На сегодняшний момент много научных разработок посвящены проблемам туризма. Научный подход к туризму излагается в работах проф. В.Г. Гуляева, проф. М.Н. Дмитриева, проф. Ефремовой, проф. Зорина и других ученых. Переведены труды известных западных специалистов в этой области: О. Браймера, Х. Годрифи, И. Голднера, Ф. Котлера, Дж. Р. Уокера.

Достоинствами многих работ являются попытки авторов обосновать фактическое наличие воздействия туризма на валовой региональный продукт (ВРП) и выбрать инструменты измерения этого воздействия.

Экономические обоснования и модели, представленные в работах, заслуживают внимания, но являются условными, требуют уточнения.

Для определения системы экономических показателей, отражающих развитие туризма в регионе, необходимо проанализировать существующие системы экономических показателей туризма.

Информация о туризме в России публикуется Росстатом в сборнике «Туризм и туристские ресурсы в России». Из обзора разделов и структуры сборника следует, что в основном представлены показатели инфраструктуры.

С 2002 года Росстат ежегодно выпускает сборник «Туризм в цифрах», где приводится информация о развитии мирового туристического рынка, состоянии туризма в России, региональных аспектах развития туризма.

Две подгруппы компаний, обеспечивающих туризм

Показатели экономического развития туризма, предоставляемые субъектами федерации в Минэкономразвития России ежегодно в рамках разработки прогнозов социально-экономического развития России и регионов, характеризуют: приток туристов в регион, объем потребления туристов в регионе, рост цен по предприятиям и организациям туристской отрасли.

Территориальные органы Росстата осуществляют сбор, агрегирование и предоставление информации о деятельности туристских фирм, средствах размещения, объектов культуры и спорта, а так же о туристских потоках на территории региона. Данные по Нижегородской области, представлены в следующих сборниках и отчетах.

1. Статистический ежегодник «Нижегородская область, 2010 год».

2. Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах 2010».

3. Краткие итоги социально-экономического развития Приволжского федерального округа.

4. Краткосрочные экономические показатели Нижегородской области.

5. Доклад «Социально-экономическое положение Нижегородской области».

Исследование информации в сборниках, показало, что для более точного расчета вклада туризма в экономику региона рекомендуется уточнить существующую систему экономических показателей и добавить показатели ряда видов деятельности. В том числе: страхование туристов, их питание, обеспечение досуга туристов, обеспечение визового обслуживания туристов, обеспечение связью, обеспечение медицинским обслуживанием, услуги организаций розничной торговли. Вместе с тем для детального изучения ситуации в туристской отрасли целесообразно делить компании, обеспечивающие туризм, на две подгруппы: основные и сопутствующие, что обусловлено степенью влияния различных организаций на экономику региона. Организации, входящие в основную группу, обладают большей степенью влияния на развитие экономики региона.

Организации, относящиеся к группе сопутствующих отраслей, оказывают незначительное влияние на экономику, но для более точного расчета вклада туризма в экономику региона, автором предлагается оценить вклад от туристской деятельности этих организаций.

Построение системы показателей туристической деятельности

Состав туризма уточняется автором посредством объединения подходов, предложенных проф. М.Н. Дмитриевым и доц. М.Н. Забаевой и Росстатом РФ. Автор считает туристскими следующие отрасли: туроперейтинг, общественное питание, организация размещения, физическая культура и спорт, культура, страхование, паспортновизовая деятельность, связь, розничная торговля, образование, строительство, пассажирский транспорт.

Построение системы показателей результатов экономической деятельности на основе предложенной группировки позволит сравнивать результаты деятельности отдельных элементов экономики и определять роль отдельного производителя, отрасли, сектора в формировании показателей, характеризующих экономику в целом.

На основе анализа существующей системы показателей, автором предложен уточненный перечень групп показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятий входящих в инфраструктуру туризма (см. табл. на с. 154-155).

Система состоит из двух групп, каждая из которых содержит перечень организаций по виду деятельности, каждый вид деятельности в свою очередь содержит два основных и ряд уточняющих показателей. К основным показателям, рекомендуемым для оценки уровня развития туристской отрасли, следует относить: туристскую добавленную стоимость (ТДС), туристский выпуск (ТВ).

Остальные показателей являются уточняющими.

Вклад туризма в экономику отдельного региона определяется долей туризма в ВРП этого региона, поэтому в качестве обобщающего показателя, нами предлагается принять удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП. Удельный вес туристской добавленной стоимости характеризует уровень развития туризма как экономической системы региона.

Выводы

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что туризм представляет собой сложную и объемную комплексную систему, анализ состояния и развития которой определяется представленной системой экономических показателей.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Официальный сайт Британской вещательной корпорации (BBC) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/radio/radio_slovo/2009/04/090420_hys_your_topic.shtml.
2. Официальный сайт новостного интернет-издания Lenta.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2008/04/08/agflation.
3. О перечне видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2008 г. № 959 // СЗ РФ. – 2008. – № 51. – Ст. 6180.
4. О внесении изменений в перечень видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции: Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 821 // СЗ РФ. – 2009. – № 43. – Ст. 5071.
5. Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 58 // СЗ РФ. – 2001. – №33. – Ст. 3467.
6. Официальный интернет-портал ФГУ «Специализированный центр учета в АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/docs/document/show/248641.1.30.1.10.0.0.0.htm.
7. Официальный сайт U.S. Commodity Futures Trading Commission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cftc.gov/stellent/groups/public/@newsroom/documents/file/cftcemergencyauthoritybackgrou.pdf.
8. Официальный сайт электронной торговой площадки IDK.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.idk.ru/analytics/30386 1.
9. Официальный сайт U.S. Census Bureau [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.census.gov/srd/papers/pdf/rr88-20.pdf.
10. Решетняк В. Россия в пяти измерениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/docs/document/print/248134.1 .1.htm.
11. Официальный интернет-портал ФГУ «Специализированный цен тр учета в АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/d ocs/document/show/ 248587.1.30.1.10.0.0.0.htm.
12. Россия и страны мира. 2008: Стат.сб. / Росстат. − M., 2008. − С. 205.
13. Алтухов А. Мировой продовольственный кризис: при чины возникновения и проблемы преодоления // АПК: экономика, управление. – 2010. − № 2. − С. 20.
14. Официальный электронный ресурс ежедневной деловой газеты РБК daily [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2010/08/09/world/500811.