Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Взаимосвязь рентабельности экономических организаций с индексами партнерства

Курова Галина Маратовна, Докторант кафедры экономики труда и институциональной теории Костромского ГУ им. Н.А. Некрасова, к. с.-х. н., доцент Костромской ГСХА, Россия

Interrelation between the Profitability of Economic Organizations with the Partnership Indices - View in English

 Читать текст

Аннотация:
В статье рассматриваются разработанные автором индексы партнерства как комплексные показатели уровня развития партнерских отношений в экономических организациях, определена их взаимосвязь и корреляция с рентабельностью предприятий. Приводятся метод (паспортизация) и формулы для расчета индексов
партнерства.
Цитировать публикацию:
Курова Г.М. Взаимосвязь рентабельности экономических организаций с индексами партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 84-89.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В 2010 году нами был установлен прямой положительный тренд между рентабельностью и уровнем развития партнерства в экономических организациях. Партнерство является организационным фактором, влияющим на изменение конкурентоспособности предприятия [2]. Внутренним детерминантом конкурентоспособности, по нашему мнению, служит организация комплексной системы управления качеством продукции и труда на предприятии, то есть организация производства качественной продукции и выбор наиболее оптимальных форм организации труда. В этом аспекте вполне приемлимой является схема «СОКО», предложенная Р. А. Фатхутдиновым в 2002 году и подходящая для любых систем, которые могут обеспечить конкурентоспособность объекта [3].

Однако необходимо учитывать, что партнерские отношения возникают на различных уровнях. Поэтому нами был разработан индекс партнерства (ИП) [1], который рассчитывается на основе паспортов партнерства, примененных в наших ис следованиях для всех 203 изученных предприятий (см. табл. 1 ниже).

Таблица 1

Паспорт партнерства предприятия

Уровень

Партнерские
отношения

Активность (- +)

Балл качества:
«Б»

  
 

Удельный вес,
% «УВ»

 

Никогда
не имели (–1)

Не имеем
сейчас (–2)

Не собираемся
иметь
в будущем (–3)

Имеем сейчас
(+4) «СА»

Собираемся
иметь
в будущем (+5)

A С предприятиями  1  2  3  4  5  БА  УВА
B С организациями  1  2  3  4  5  БB  УВB
C С частными лицами  1  2  3  4  5  БC  УВC
D С государством (РФ)  1  2  3  4  5  БD  УВD
E

С другими
государствами

 1  2  3  4  5  БE  УВE

 

Коэффициент партнерской активности

Как видно из таблицы, учтены микро- и макро-экономические уровни партнерства предприятий. Для определения активности формирования партнерских отношений введен коэффициент активности (КАКТ), который рассчитывается по формуле:

КАКТ = ЧА ÷ СА (1)

где:

ЧА – число активности, баллы (выражает активность деятельности организации в направлении формирования партнерских отношений)
ЧА = 5 × N5 + 4 × N4 – 3 × N3 – 2 × N2 – 1 × N1 (2) где: 1, 2, 3, 4 и 5 – значимые коэффициенты;

N1, N2, N3, N4, N5 – число коэффициентов, отмеченных руководителем предприятия в данной таблице («звездочкой», кружком или каким-либо другим способом) построчно.

Число активности (ЧА) зависит от отмеченных в паспорте коэффициентов. Каждому варианту активности присвоен значимый коэффициент от 1 до 5.

Первый вариант – «Никогда не имели партнерских отношений» получил коэффициент «–1» так как определяет отрицательное отношение предприятия к партнерству, но встречается довольно редко, поэтому вычитается самый небольшой коэффициент.

Второй вариант – «Не имеем партнерских отношений сейчас» – встречается чаще, поэтому он более значим (-2).

Третий вариант – «Не собираемся иметь партнерских отношений в будущем» – хотя встречается более часто, но более значим в отрицательном смысле, так как отражает тактику или даже стратегию предприятия по отношению к партнерству (–3).

Четвертый вариант – «+4» – положительный ответ, встречается чаще всего и отражающий «стандартную» активность предприятия. Суммирование этого коэффициента по всем уровням показывает «СА», то есть стандартную активность, равную 20 баллам (4 балла умножаются на максимальное число уровней).

Пятый вариант предполагает наличие наибольшей активности предприятия в формировании партнерских отношений, поэтому значимый коэффициент составляет «+5».

Формула, по которой определяется индекс партнерства, представляет собой следующее выражение:

ИП = КАКТ × ( БА × УВА + БВ × УВВ + БС × УВС + БD × УВD + БЕ × УВЕ ) × NУ (3)

где:

ИП – индекс партнерства, баллов;

КАКТ – коэффициент активности, баллов;

БА, БВ , БС , БD , БЕ – баллы качества партнерства (от 5 до 0);

УВА, УВВ , УВС , УВD , УВЕ – удельный вес договоров, заключенных на данных уровнях, доли;

NУ – число уровней фактически заключенных договоров, ед.

Балл качества может составлять «0» в случае, когда организация не имеет вообще никаких взаимовыгодных отношений с другими организациями. Удельный вес договоров, заключаемых с другими организациями в паспорте отмечается в процентах, а в формуле (3) отражается в долях (% делится на 100). Число уровней, на которых заключаются договора и формируются партнерские отношения, может составлять от 5 до 0.

Индекс партнерства и рентабельность предприятия

Как видно из паспорта (табл. 1), в одной и той же строке может быть отмечено несколько вариантов активности. При этом индекс партнерства может иметь как положительные, так и отрицательные значения (в наших исследованиях от –1 до +50,6).

Все экономические организации по уровню рентабельности были разделены на три группы: первая – убыточная (рентабельность ниже 0); вторая – с простым воспроизводством (рентабельность от 0,1 до 25%); третья – с расширенным воспроизводством (рентабельность более 25%).

Результаты влияния уровня рентабельности на индексы партнерства представлены в табл. 2 (см. ниже):

Таблица 2

Зависимость величины индексов партнерства
(Ип) от уровня рентабельности предприятий

Группа
по рента-
бельности

Средний
уровень
рентабель-
ности, %

Количество предприятий Средний ИП
ед. %
1 -13,3 34 17 4,6
2 +10,2 110 54 8,4
3 +56,7 59 29 16,6
Всего +19,7 203 100 10,1

 

Как видно из таблицы, наблюдается прямая положительная тенденция между уровнями рентабельности предприятий и их индексами партнерства. Так как партнерство является фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятия, интересно было бы сделать группировку и узнать, как от величины ИП зависит уровень рентабельности предприятий. Данная группировка позволяет также выделить низкий, средний и высокий уровни индексов партнерства (см. табл. 3 на с. 88).

Таблица 3

Зависимость уровня рентабельности от величин ИП

Группа по ИП Средний уровень ИП Количество предприятий

Средний уровень
ед. % рентабельности, %

ед. %
1 1,7 54 27 4,7
2 7,5 75 37 13,9
3 18,4 74 36 47,3
Всего 9,9 203 100 23,6

 

Из данных таблицы 3 видно, что средний уровень рентабельности предприятий также прямо и положительно зависит от средней величины индексов партнерства. По нашим расчетам низким является ИП менее 5, средним – от 5,1 и до 15 включительно, высоким – более 15.

В каждом отдельном случае индекс партнерства и мониторинг уровня развития партнерских отношений зависит от конкретных показателей производства. У изученных предприятий индекс может быть и отрицательным (не менее –1,2), и равным 0, и больше 0, вплоть до ИП = 56,2.

Индекс партнерства является многогранным показателем, в состав которого входят сразу 4 критерия:

1) активность формирования партнерских отношений;

2) качество партнерства;

3) удельный вес договоров на разных уровнях;

4) количество уровней, на которых заключались договора о партнерстве.

Коэффициент корреляции между рентабельностью предприятий и индексом партнерства был равен 0,32, то есть больше, чем при расчете только по качеству партнерства, хотя тоже имеет уровень ниже среднего. Это можно объяснить, прежде всего, большим разбросом данных, а также тем, что партнерство – организационный процесс, и руководители предприятий не всегда серьезно относятся к этому фактору регулирования конкурентоспособности, не учитывают его влияние на взаимосвязь с рентабельностью. Как показали наши исследования, уровень рентабельности связан с типом индекса партнерства (см. табл. 4 на с. 88):

Из результатов таблицы видно, что наибольшее количество индексов относится к положительным средним; число положительных низких и высоких примерно равно; отрицательный негативный ИП выявлен только один, а нулевой нейтральный показал всего 3,4% (7 ед.). При этом наблюдается очевидный тренд по рентабельности – чем больше ИП, тем выше средний уровень рентабельности, что подтверждает показатели таблицы 2.

Таблица 4

Уровень рентабельности в зависимости от типа ИП

Тип ИП Подтип ИП Величина ИП Количество ИП Средняя рентабельность, %
ед. %
Отрицательный Негативный менее 0 1 0,5 –18,0
Нулевой Нейтральный 0 7 3,4 -6,8
Положительный низкий 0,1–5,0 47 23,2 8,9
средний 5,1–15,0 105 51,7 12,0
высокий более 15 43 21,2 44,9

 

Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

– индекс партнерства является комплексным показателем уровня развития партнерских отношений экономических организаций;

– индекс партнерства прямо и положительно связан с рентабельностью экономических организаций;

– индекс партнерства можно и должно использовать для регулирования конкурентоспособности экономических организаций.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Курова Г.М. Рентабельность предприятий и паспортизация партнерства // Экономическая наука – хозяйственной практике: материалы научной сессии ХII Международной научно-практической конференции, Кострома 6–7 мая 2010 г./ отв. Ред. Н.В. Исаев. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – С. 279–283.
2. Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – №8 (1).
3. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 454–456.