Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (32), Август 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – С. 81-88.

Аннотация:
За рубежом малые предприятия не входят в состав монополистических объединений и в хозяйственном отношении не занимают по отношению к ним подчиненное или зависимое положение. Характерным для малых предприятий развитых стран является их юридическая независимость, а по ведущим показателям работы они имеют как небольшие объемы активов и оборотов, так и малое количество работающих, при этом управление фирмой осуществляется собственником капитала.

Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, поддержка малого бизнеса



За рубежом малые предприятия не входят в состав монополистических объединений и в хозяйственном отношении не занимают по отношению к ним подчиненное или зависимое положение. Характерным для малых предприятий развитых стран является их юридическая независимость, а по ведущим показателям работы они имеют как небольшие объемы активов и оборотов, так и малое количество работающих, при этом управление фирмой осуществляется собственником капитала.

В Японии на малые и средние предприятия приходится более 90% занятого в экономике населения, в Австрии, Италии и Франции ‑ свыше 80%, Бельгии и Великобритании ‑ более 70%. В семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века наблюдался рост малых предприятий в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Это было обусловлено следующими факторами:

‑ развитием научно-технического прогресса и образованием новаторских фирм, специализирующихся на внедрении изобретений;

‑ сосредоточением работы малых предприятий на производстве–поставке узлов и деталей для крупных компаний;

‑ созданием технологического оборудования для индивидуального использования.

В настоящее время Япония является наиболее развитой страной в части малого предпринимательства. В стране работает около 6,5 млн. малых фирм, где занято порядка 40 млн. человек. Из общего числа всех японский предприятий 90% принадлежит фирмам малого бизнеса, 60% объема промышленного производства и примерно столько же оборота промышленной продукции.

В Соединенных Штатах Америки малые предприятия выпускают около половины национального продукта, а доля малых фирм составляет 98% (из 19 млн. зарегистрированных фирм). То есть для крупных компаний имеются несколько сотен субпоставщиков и не одна тысяча розничных торговцев.

В странах Европейского Сотрудничества работает более 16 млн. малых и средних предприятий, что превышает 99% от общего количества фирм (без учета предприятий сельского хозяйства). Общее число занятого населения на них составляет более 65% от всех работающих граждан.

Особенно высокий процент малых предприятий в Испании, Италии, Ирландии, Греции и Португалии. Более 90% из этих предприятий являются семейными, насчитывающими до 10 человек. Наибольшее распространение малые и средние предприятия получили в легкой и химической промышленности, машиностроении и деревообработке, производстве продуктов питания и услугах. В странах Европейского Содружества в сфере услуг занято около 20%??? предприятий или 22,4 млн. человек ???? (80% от всех работающих). Существенную роль малые предприятия играют в строительстве, страховом, банковском и финансовом деле, а также в предоставлении торгово-посреднических услуг.

В государствах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется федеральному регулированию и стимулированию малого предпринимательства. Для этого создаются особые институты власти, выражающие и защищающие интересы малого бизнеса, контролирующие ход выполнения целевых правительственных программ. И что очень важно ‑ рост и стимулирование малого бизнеса поддерживаются как на правовом, так и на финансовом уровне. Такой пристальный интерес федеральных властей не остается безответным и вовлекает малый бизнес к участию в научно-производственных программах, основной задачей которых является создание технологий нового поколения.

При этом государственная поддержка малого бизнеса опирается не только на правовую и финансовую базы, но и на методические, организационные и другие системы исследований. Законодательство многих стран дифференцирует поддержку малого предпринимательства, исходя из оценки достигнутого уровня промышленного развития тем или иным регионом. Так, например, не поддерживается новое строительство предприятий в промышленно развитых районах и, наоборот, приветствуется в недостаточно развитых регионах.

Экономическая и правовая защита, как и ответственность предпринимателей, регулируется законодательными актами в различных областях хозяйственной деятельности. Существуют определенные “правила игры”, которые должны обеспечиваться и соблюдаться государством в условиях рыночных отношений, в которых, прежде всего, должны быть заинтересованы деловые круги.

К юридически защищенным правам предпринимателей можно отнести:

‑ право и защиту собственности, включая интеллектуальную собственность;

‑ свободную реализацию предпринимательской деятельности на основе договорного права;

‑ право фирмы на регистрацию и получение лицензии на ведение бизнеса;

‑ право фирм на защиту своего товарного знака и т.д.

Охрана интересов и прав юридических лиц и частных (индивидуальных) предпринимателей со стороны государства обеспечивается:

‑ защитой частной собственности и ее неприкосновенности, включая порядок приобретения имущества в собственность, а также его охраны;

‑ защитой предпринимателей от незаконной конкуренции, формированием наиболее благоприятных условий для развития добросовестного предпринимательства,

‑ защитой от действий недобросовестных предпринимателей по отношению к интересам потребителей товаров и услуг.

Одновременно с этим к предпринимателям предъявляются требования, которые они должны соблюдать в части: недопущения монопольного положения в бизнесе, выполнения условий, касающихся образования и регистрации предприятий и фирм, своевременного представления деклараций о доходах, соблюдения стандартов и требований сертификации к выпускаемой продукции, проведения взвешенной ценовой политики и т.д. Невыполнение указанных требований приводит к имущественной ответственности предпринимателя.

В современных условиях, когда преобладающими формами частной собственности стали объединения капиталов – в акционерных и других обществах ‑ государственное регулирование направлено, в первую очередь, на защиту корпоративного имущества. В связи с этим особое развитие получило принятие специальных законодательных актов (акционерное и финансовое право, право промышленной собственности и т.п.), в которых определяются правовые условия формирования, управления и использования различных видов имущества.

Защита прав собственности ставит своей целью обеспечение нормального хозяйственного использования имущества и формирования отношений собственности на основе охраны имущественных интересов собственника, понесшего ущерб в результате внедоговорного причинения вреда его имуществу.

В качестве средств защиты выступает предоставление возможности выставлять следующие иски:

а) от убытков в результате не выполнения договорных обязательств;

б) о возврате необоснованно полученного дохода;

в) о причинении внедоговорного вреда;

г) о возврате имущества из чужого владения и неправомерных действий, мешающих собственнику использовать свое имущество.

Возмещение (компенсация) убытков является важнейшим средством защиты хозяйственных субъектов, особенно малых организаций. В соответствии с правовыми нормами компенсации подлежит как причиненный ущерб, так и упущенная выгода, то есть те доходы, которые кредитор мог бы получить при положительном разрешении договора. Законодатели США в Единый торговый комплекс (кодекс ????) внесли специальную статью (ст. 2–715) о возмещении косвенных убытков, где признаются любые потери, возникшие, например, из-за действий продавца (о чем он мог знать) или если можно было разумно избежать потерь (например, замена товара). В этой статье есть еще одна категория убытков, которые могут быть взысканы с продавца в связи с нарушениями им договора, связанными с необходимыми расходами на проверку, принятие, перевозку товаров, хранение и другую заботу о них. В статье 2–710 ЕТК США предусмотрено возмещение сопутствующих убытков продавца покупателем, включающие разумные расходы и комиссионные выплаты, связанные с приостановкой доставки, перевозкой, хранением товаров и т.п. Например, в соответствии со статьей 2–713 ЕТК размер убытков в результате не сдачи товара или отказ продавца от договора исчисляется как разница между рыночной ценой на момент, когда покупатель узнал о нарушении договора или договорной цены.

Германское гражданское уложение в параграфе № 252 предусматривает кроме возмещения убытков также и возмещение упущенной выгоды.

Обращаясь к Гражданскому кодексу Франции, в частности, к статье 1149, можно увидеть, что убытки, подлежащие уплате кредитору, отражают потери, которые он понес, или выгоду, которой он лишился.

При исчислении убытков различают:

‑ конкретные убытки (в виде положительного ущерба или упущенной выгоды, в Гражданском кодексе Франции статья 1149, Германии ‑ параграф 252 ГКУ);

‑ абстрактные убытки покупателя (согласно законодательствам США, Германии и Великобритании), полученные в связи с недопоставкой ему товаров, которые исчисляются как разница между договорной и рыночной ценой на момент, когда товар должен быть доставлен покупателю в соответствии с договором.

Обобщая опыт развитых стран, можно сказать, что в современных условиях государственная поддержка малого предпринимательства преследует следующие цели:

1. Формирование организационно–правовых условий для развития деловой активности малых предприятий.

2. Осуществление экономической политики, учитывающей особенности развития научно–технического прогресса, ценовую политику, финансирование и инновационную деятельность.

3. Осуществление кредитной и финансовой политики, обеспечивающей развитие малого предпринимательства

4. Принятие специальных мер поддержки, а именно: поощрение отдельных ремесел и групп предпринимателей, семейных и артельных форм, сезонных работ и т.п.

5. Снижение затрат предприятий малого бизнеса на социальное страхование.

6. Сокращение состава лицензируемых видов деятельности, упрощение форм отчетности и регистрации малых предприятий.

К стимулирующим факторам развития малого бизнеса можно отнести:

1. Формирование стабильных источников финансирования государственного и негосударственного характера.

2. Формирование системы институтов власти по обеспечению реализации федеральной политики по поддержке малого предпринимательства. В состав этой системы входят, в том числе, негосударственные и неправительственные организации, включая фонды, учреждения–гаранты, страховые и кредитные организации, экономические полигоны и промышленные зоны, информационно–консультационные и другие обслуживающие структуры.

3. Прямое финансирование путем дотаций, субсидий, компенсаций, инвестиционных и налоговых льгот на основе законов и постановлений правительства, финансирование из фондов, относящихся к поддержке предпринимателей и государственных заказов.

4. Применение рациональных механизмов контроля за расходованием выделяемых средств.

5. Обеспечение функционирования судебных и других контролирующих органов по поддержке интересов малого предпринимательства.

6. Выделение помещений и земли на льготных условиях для малых организаций.

7. Разработка программ по стимулированию малого предпринимательства.

8. Создание системы подготовки и переподготовки руководителей малого бизнеса,

Из перечисленных направлений всегда наиболее острой оставалось направление по выделению финансовых ресурсов. В связи с этим существует разнообразие форм по стимулированию предпринимательства, включающих:

‑ субсидирование на базе бюджетного финансирования фондов по страхованию и страховых рисков;

‑ наличие гарантий для коммерческих банков по обеспечению кредитов малым организациям;

‑ выделение средств по льготным процентам;

‑ частичное участие государства в капитале малых организаций;

‑ формирование смешанных фондов частного и государственного капитала по стимулированию малого бизнеса.

Следует отдельно рассмотреть систему льготного налогообложения, которая при всем своем разнообразии для каждой отдельно взятой страны, включает следующие основные составляющие:

а) освобождение от налога на ту часть их дохода, идущего на покупку новых средств производства, другими словами уменьшение ставки налога на прибыль в размере доли капиталовложений;

б) возможность формировать специальные фонды, не облагаемые налогом за счет прибыли;

в) формирование необлагаемого налогом резерва;

г) уменьшение ставки налога на прибыль в размере части расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

д) применение механизма ускоренной амортизации (как правило, для малых предприятий, работающих в неблагоприятных зонах);

е) использование налога на прибыль по заниженным ставкам.

В налоговой политике развитых стран, начиная с 80–х годов, отмечается тенденция к уменьшению использования системы налоговых льгот. Однако продолжает сохраняться система льгот, целенаправленно применяемых государством, в том числе и для содействия развитию малого предпринимательства.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:47