Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Экономическая привлекательность деятельности малых предприятий

Трубникова Людмила Сергеевна, аспирант, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Для формирования эффективного механизма развития субъектов малого предпринимательства необходимо обладать комплексной финансово-экономической информацией о деятельности данных предприятий. Однако представляемых статистических данных недостаточно для выявления слабых и сильных сторон деятельности субъектов малого бизнеса. Автор предлагает проводить оценку уровня их экономической привлекательности.
Цитировать публикацию:
Трубникова Л.С. Экономическая привлекательность деятельности малых предприятий // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 29-34.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современные экономические условия диктуют для многих предприятий и непосредственно малых субъектов хозяйствования повсеместную необходимость повышения внимания к финансовой оценке эффективности деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния. В исследуемом направлении в настоящее время широко возрастает роль изучения уровня экономической привлекательности деятельности субъектов малого бизнеса. Данный термин весьма значим для широкого круга лиц:

– собственников малых предприятий, которые могут на основании данных полученных в результате оценки уровня экономической привлекательности вырабатывать эффективную конкурентную политику функционирования предприятия и принимать экономически обоснованные управленческие решения;

– инвесторов, которые посредством представленных данных об уровне экономической привлекательности могут выявлять прочность рыночной позиции малого субъекта хозяйствования.

Исследование экономической привлекательности малого предприятия является сложной системной задачей, концентрирующей в себе проблематику изучения особенностей организационной структуры производства и управления предприятием, экономической привлекательности отрасли, к которой относится анализируемое предприятие и национальной экономики в целом. Однако в настоящее время четко прослеживается необходимость проведения оценки экономической привлекательности, так как на основе полученных аналитических результатов можно оценить множество факторов деятельности малого предприятия, сделать выводы, которые позволят ответить на многие актуальные вопросы.

Малый бизнес и понятие экономической привлекательности

Понятие экономическая привлекательность является совершенно новым в области деятельности малых предприятий и имеет ряд преимуществ и отличий от термина инвестиционная привлекательность. В целом необходимость внедрения данного определения трактуется потребностью различных заинтересованных пользователей получать информацию не только об инвестиционном климате на предприятии, но и принимать во внимание различные качественные и количественные социально-экономические характеристики деятельности малых предприятий. Основное преимущество данного показателя – это возможность отразить экономическую и социальную результативность деятельности малого предприятия посредством расчета коэффициента привлекательности и анализа его динамики за ряд лет.

В настоящее время учеными-экономистами широко изучаются и анализируются методики анализа и оценки деятельности предприятий, в том числе и малых. Эти вопросы нашли широкое отражение в классических работах таких ученых как, Н.П. Любушин, Д.А. Ендовицкий, А.В.Шохнех [2,3,5].

Однако не все авторы заостряют свое внимание на термине «экономическая привлекательность» и основных критериях ее определяющих. Например, можно отметить наиболее существенные и значимые определения, предложенные учеными-экономистами:

– социальная привлекательность малых предприятий – это показатель позволяющий оценить социальную эффективность малых предприятий в экономике [1];

– инвестиционная привлекательность – экономическая категория, характеризующая, эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущие ученые зачастую отождествляют понятия экономической и инвестиционной привлекательности, а также не учитывают в данных определениях специфику деятельности малых предприятий. В связи с этим необходимо дать авторское определение экономической привлекательности, как результативности деятельности субъектов малого предпринимательства, с целью повышения эффективности уровня и качества их функционирования; увеличения стоимости бизнеса и привлечения капиталовложений в проекты жизнедеятельности малого предприятия.

Коэффициент привлекательности с позиции внутренних и внешних пользователей

С целью разработки и дальнейшего использования заинтересованными пользователями коэффициента привлекательности, который будет отражать не только экономическую эффективность деятельности малого предприятия, но и социальную значимость, необходимо детально изучить влияние различных факторов на уровень экономической привлекательности деятельности малого предприятия. Основные факторы, влияющие на уровень экономической привлекательности непосредственно малых предприятий можно разделить на 2 группы: количественные и качественные. Примером количественного фактора может служить спрос на продукцию предприятия на рынке, а качественного – рентабельность, конкуренция отрасли. Все факторы, влияющие на экономическую привлекательность, представлены на рис. (см. ниже).

Рис. Факторы, оказывающие влияние на оценку
экономической привлекательности

 

Перечень данных факторов необходимо использовать при проведении оценки уровня экономической привлекательности деятельности малого предприятия. В целом оценку экономической привлекательности необходимо проводить с двух различных позиций:

– расчет коэффициента привлекательности для целей внутреннего использования в деятельности малого субъекта хозяйствования;

– расчет коэффициента внешними заинтересованными пользователями (органами государственной власти, статистическими службами).

Таким образом, в зависимости от группы заинтересованных пользователей методику расчета коэффициента экономической привлекательности, включающего социальную и экономическую составляющие, можно представить как показано в табл. (см. на с. 33).

Таблица

Методика расчета коэффициента экономической привлекательности
в зависимости от группы заинтересованных пользователей

Наименование
коэффициента

Методика расчета Примечание
Расчет коэффициента для внутренних пользователей (1)

Коэффициент
экономической
привлекательности
предприятия (Кэп1)

Прибыль на предприятии/
общий оборот малых пред-
приятий

Позволяет оценить результативность де-
ятельности малого предприятия в сравнении
с другими предприятиями аналогами, вы-
работать пути повышения эффективности
функционирования

Коэффициент
социальной
привлекательности
сп1)

Среднемесячная заработ-
ная плата на предприятии/
среднемесячная заработ-
ная плата в экономике

Позволяет выявить социальный уровень ма-
лого предприятия и разработать пути его по-
вышения

Общий коэффициент
привлекательности
оп1)

Коп1 = Кэп1 + Ксп1

Используя методики факторного анализа
к представленной модели коэффициентов,
можно выявить: какая составляющая де-
ятельности предприятия – социальная или
экономическая требует наибольшего внима-
ние со стороны руководства

Расчет коэффициента для внешних пользователей (2)

Коэффициент
экономической
привлекательности
малых предприятий
эп2)

Количество вновь созда-
ваемых малых предпри-
ятий в отдельной отрасли/
общее количество малых
предприятий

Расчет данного коэффициента и изучение
его динамики за ряд лет позволяет не толь-
ко оценить эффективность малого бизнеса,
но и выявить отраслевую направленность
развития предприятий, а на основании дан-
ной информации можно разработать более
эффективную программу поддержки малых
предприятий

Коэффициент
социальной
привлекательности
сп2)

Среднемесячная зара-
ботная плата работников
малого предприятия/сред-
немесячную заработную
плату в экономике

Позволяет определить социальную значи-
мость малых предприятий в процессе сниже-
ния уровня безработицы в стране

Общий коэффициент
привлекательности
оп2)

Коп2 = Ксп2 + Кэп2

Посредством применения инструментов фак-
торного анализа к представленной модели
коэффициентов, можно выявить какая со-
ставляющая деятельности малых субъектов
хозяйствования – социальная или экономи-
ческая требует особого внимания со стороны
государственных органов

 

Заключение

Таким образом, оценка уровня экономической привлекательности, которую необходимо проводить на основе расчета представленных коэффициентов – это эффективный инструмент определения результативности деятельности малого предприятия. Показатель экономической привлекательности является отражением эффективности деятельности малого предприятия в современных экономических условиях, а обладая данной информацией, можно не только принимать обоснованные управленческие решения, но и разрабатывать стратегии развития. Таким образом, экономическая привлекательность является одним из важнейших объектов контроля и анализа деятельности малого предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М. Интегральные показатели развития малого предпринимательства. – М.: Вектра, 2007.
2. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии. – М.: КНОРУС, 2007.
3. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Путятина Л.М., Ванчугов М.Ю. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе его экономического потенциала/ // Собственность и рынок. − 2005. − № 6.
5. Шохнех А.В. Теоретико-методологические основы анализа и контроля субъектов малого бизнеса в России. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.