Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2011

Рыночные и государственные регуляторы в формировании экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса

Демченко Светлана Капитоновна, д-р экон. наук, профессор кафедры, кафедра экономической теории и правоведения, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Россия

Саломатова Татьяна Геннадьевна, ст. преподаватель кафедры кафедра экономической теории и правоведения, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Россия

Market and Government Regulators for Small and Medium-Sized Businesses - View in English

 Читать текст

Аннотация:
В статье отмечается важность взаимодействия рыночных и государственных регуляторов в развитии малого и среднего бизнеса.
Цитировать публикацию:
Демченко С.К., Саломатова Т.Г. Рыночные и государственные регуляторы в формировании экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 17-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для становления и развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации как системной составляющей рыночной экономики необходимо было создать соответствующие экономико-правовые условия. Начать реформы было невозможно без существенных изменений в законодательстве во всех сферах экономических отношениях деятельности. Процесс становления малого и среднего бизнеса проходил поэтапно, на законодательном уровне, реформируя всю административно-плановую экономическую систему на основе рыночных преобразований.

Этапы становления малого и среднего бизнеса

Можно, на наш взгляд, выделить следующие этапы становления малого и среднего бизнеса как системной составляющей рыночной экономики.

Первый этап (1987–1989 гг.) назван «кооперативным движением». Происходит легализация предпринимательской деятельности.

Второй этап (1990–1991 гг.) характеризуется становлением института права собственности, без которого не может быть и речи о становлении предпринимательства вообще, и в частности как системной составляющей рыночной экономики.

Впервые было сформулировано понятие предпринимательской деятельности и установлен круг хозяйственных субъектов относящихся к предпринимательской деятельности.

Третий этап (1991–1992 гг.) характеризуется тем, что был провозглашен курс на рыночные преобразования экономики страны.

Четвертый этап (1993–1995 гг.) закрепил официально в Конституции РФ 1993 г. основные рыночные преобразования и рыночную экономику в нашей стране.

Таким образом, основные рыночные преобразования, были заложены с 1987 г. по 1995 г. в течение четырех этапов. Конечно, данные преобразования в дальнейшем подвергались доработке, и изменениям, корректировки с течением времени, но это были первые рыночные преобразования в национальной экономики России. Которые оказали существенное влияние на становление малого и среднего бизнеса как системной составляющей рыночной экономики. Результат – изменение и дополнение, принятие новых экономико-правовых актов в сфере экономических отношений. 

Понятия «предпринимательство» и «бизнес»

Многие вопросы, касающиеся существенных моментов феномена «малое и среднее предпринимательство» и «малый и средний бизнес», до сих пор не решены. О чем свидетельствует отсутствие четкого определения указанных понятий, а также наличие множества терминов, которые в чем-то близки, но все-таки не совпадают по смыслу. Общим для понятий «малое и среднее предпринимательство» и «малый и средний бизнес» является специфика деятельности, представляющая экономические отношения.

На основе анализа понятий «предпринимательство» и «бизнес» на современном этапе развития экономической деятельности можно выделить основные различия и утверждать:

– что понятие «предпринимательство» сопрягается с понятием инновационная деятельность, поскольку предпринимательство предполагает поиск и осуществление, разработку новых технологических, организационных, рыночных возможностей, стимулирующих массовое новаторство, то есть предпринимательство предполагает поиск и осуществление реализации новых факторов производства товаров, услуг и работ с целью удовлетворения явного спроса; 

– понятие «бизнес» более объемно и используется для субъектов экономических отношений «хорошо стоящих на ногах» на профессиональной основе, которые руководствуются налаженным бизнесом, имеющим свою структуру.

Предпринимательство в современных условиях развития экономических отношений следует рассматривать в качестве атрибутивного свойства бизнеса. Таким образом, к современным субъектам хозяйственной деятельности более применимо понятие «малый и средний бизнес».

Для формирования экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса рыночные регуляторы должны быть направлены на стимулирование деловой активности. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие сферы деятельности малого и среднего бизнеса. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других, и их воздействие создает предпосылки для принятия решения, где участники экономических отношений могут самостоятельно координировать свою деятельность.

Государственное вмешательство в деятельность малого и среднего бизнеса

По мере развития экономических отношений возникали и возникают многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы общество и субъекты малого и среднего бизнеса. Реальные экономические связи и процессы свидетельствуют об объективной необходимости в применении государственных регуляторов к субъектам хозяйственной деятельности.

Поэтому суть государственного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса объясняется причинами необходимости и присутствии регулирования для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования. Существуют основные причины государственного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса: необходимость совершенствования рынка и его субъектов; необходимость регулирования производства; социальные причины.

Данные причины показывают состояние малого и среднего бизнеса, который в определенной мере является показателем достигнутого уровня социально-экономического благосостояния нации.

Динамичный баланс государственного регулирования и саморегуляции бизнеса

Эффективность государственных регуляторов и их влияния на формирование экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса во многом зависит от следующих факторов:

– деятельности целенаправленной системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и снижения негативных последствий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;

– необходимости государственного вмешательства в функционирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов в связи с неспособностью малого и среднего бизнеса в определенных ситуациях решать задачи формирования и развития своей деятельности самостоятельно.

Разумеется, развитие малого и среднего бизнеса не произойдет при использовании только правовых регуляторов, хотя они очень существенны. По нашему мнению, их лейтмотивом должно быть не ужесточение рамок деятельности малого и среднего бизнеса, а их стимулирование, поощрение и управление. Что приводит к взаимодействию и взаимопроникновению государственных и рыночных регуляторов, то есть к смешанному типу регулирования национальной экономики.

Таким образом, для нормального функционирования и развития малого и среднего бизнеса необходимо создание экономических и правовых условий его ведения, при помощи которых возникнет динамичный баланс государственного регулирования и экономической саморегуляции на основе смешанного типа.

На современном этапе развития экономических отношений особое внимание уделяется наиболее эффективным методам государственного регулирования социально-экономического развития малого и среднего бизнеса, осуществляемого на основе программно-целевого подхода, который в сущности своей является прогрессивной формой развития малого и среднего бизнеса.

Программно-целевой подход к поддержке малого и среднего бизнеса

Таким образом, становление малого и среднего бизнеса представляет собой экономическую деятельность, предусмотренную законом на начальном этапе возникновения национальной экономики в конце XX века, при помощи рыночных преобразований: легализации предпринимательской деятельности; института права собственности; монополистической деятельности и конкуренции на товарных рынках; инвестиционного режима; либерализации цен; свободной торговли; основных экономических прав, типичных для рыночной экономики; разграничении субъектов экономической деятельности.

Понятие «предпринимательство» на современном этапе развития экономических отношений следует рассматривать в качестве атрибутивного свойства бизнеса, то есть целесообразным будет применение понятия «малый и средний бизнес». Понятие «предпринимательство» возможно лишь для применения экономической деятельности – индивидуального предпринимателя.

Закономерности развития экономических отношений, опыт и результаты экономической деятельности в рамках социально-экономической системы доказывают, что для нормального функционирования и развития малого и среднего бизнеса и степени воздействия их результатов на качество жизни неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономических отношений. Развитие малого и среднего бизнеса не произойдет в нашей стране при использовании только правовых регуляторов и лишь только при взаимодействии и взаимопроникновении государственных и рыночных регуляторов. Малый, и средний бизнес сможет достичь наиболее положительных результатов при смешанном типе управления, при максимальном государственном регулировании. Наиболее эффективным направлением совершенствования системы регулирования малого и среднего бизнеса является программно-целевой подход.

Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса должна служить средством обеспечения целенаправленности, согласованности и эффективности действий, осуществляемых органами государственной, региональной, местной власти в целях создания более благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, что не всегда достигается по различным причинам.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Либман А. Направления и перспективы развития политико-экономических исследований // Вопросы экономики. − 2008. − № 1. – С. 27−45.
2. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 13.
3. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе−марте 2010 года: ежеквартальный информационно-аналитический доклад / Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов. – М., 2010. − 29 с.
4. Хазин М.Л. Бизнес-образование в РФ: очередной этап / М.Л. Хазин, Д.Н. Тихонов // Управление персоналом. − 2011. − № 2 (252). − С. 29−34.