Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2011

Система социо-эколого-экономической оценки, как элемент стратегии устойчивого развития Муниципального Образования

Белозерова Татьяна Петровна, Аспирант Сахалинского Государственного Университета Специальность – 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, Россия

The System of Socio-Ecological and Economic Assessment as Part of the Strategy for Sustainable Development of Municipality - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 107

Аннотация:
Устойчивое развитие территорий зависит от стратегии, разрабатываемой на уровне муниципальных образований. Однако, по мнению автора, такие стратегии не всегда учитывают социо-эколого-экономические аспекты устойчивого развития. Как решить эту проблему? И какими должны быть индикаторы устойчивого развития, учитывающие социальную и экологическую составляющие в экономическом развитии территории? Читайте об этом в статье.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Белозерова Т.П. Система социо-эколого-экономической оценки, как элемент стратегии устойчивого развития Муниципального Образования // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 164-168.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее время, руководствуясь требованиями нормативных актов по обеспечению социально-экономического развития субъектов федерации, муниципальные образования (МО) на основе региональных методических рекомендаций, выполняют разработку собственных стратегий и программ социально-экономического развития.

Данные стратегии разрабатываются как документ, определяющий долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления в экономической, социальной и иных сферах жизни муниципального образования, согласованную с интересами бизнес-сообщества, населения и стратегическими интересами региона.

Стратегия учитывает существующие и вероятные ценности сообщества, экономические и конкурентные возможности для МО во внешней среде, а также его потенциал. В рамках ведущей стратегической цели определяются главные стратегические задачи, следующего характера:

1) повышение уровня и качества жизни;

2) развитие человеческого потенциала;

3) создание и поддержание конкурентных преимуществ;

4) повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления [1].

Критерии разработки индикаторов

Анализ документов, регламентирующих разработку стратегии социально-экономического развития, показывает проблему недоучета экологических вопросов при подготовке долгосрочных программ.

Для стратегического планирования социально-экономического развития МО требуется разработать систему индикаторов устойчивого развития и выполнить оценку социо-эколого-экономического состояния территории.

Изучение принятых стратегий развития МО показывает, что нередко социально-экономическая оценка выполняется без учета экологического фактора, отражающего качественные стороны уровня жизни населения.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает стратегию по экологической безопасности экономики и экологии человека, которая должна учитываться при разработке программ субъектов федераций [2].

Основным критерием разработки системы индикаторов УР на местном уровне является возникающая целесообразность давать экономическую оболочку для социальных и экологических проблем или сочетать социальные, экологические и экономические аспекты: решение социальных и экологических проблем может приносить обществу экономические результаты [4].

Индикаторы устойчивого развития В соответствии с Положением Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств, следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением). Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни населения, уровень экономического развития и экологического благополучия региона.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности [3]:

– формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду. Не смотря на приоритетность экономических факторов, при рассмотрении вопросов стратегического развития муниципального образования социальные и экологические аспекты жизни также играют важную роль.

По аспектам устойчивого развития индикаторы должны быть разбиты на основные группы:

– социальные (индикаторы – борьба с бедностью, демографическая динамика, содействие образованию, подготовка кадров и информированность населения, защита здоровья, содействие устойчивому развитию поселений);

– экономические (индикаторы – экономическое развитие, изменение характера потребления, финансовые ресурсы);

– экологические (индикаторы – истощение и деградация природных ресурсов и окружающей среды);

– институциональные (программирование и планирование политики, научные разработки).

Система социально-эколого-экономической оценки устойчивого развития как составляющая стратегии развития муниципального образования должна выполнять следующие функции:

– определять или выражать цели, вытекающие из общегосударственных/региональных и муниципальных стратегических программ;

– обеспечивать основу для оценки хода реализации разработанной стратегии на различных уровнях (технические и управленческие цели).

Система показателей для муниципальных образований должна учитывать не только специфику территории, но и ее зависимость от стратегических целей регионального уровня. Это не должно отразиться на классификации показателей местного уровня, выбор которых может совпадать с региональными, тогда как целевые ориентиры должны определяться только целями достижения устойчивого развития конкретного муниципального образования.

Системный подход при определении индикаторов устойчивого развития

Обязательным условием построения системы индикаторов устойчивого развития является использование системного подхода, когда соответственно целям региона и МО строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии. Несмотря на большой выбор имеющихся показателей регионального и местного развития, а также методик их определения, следует отметить, что при их отборе разработчики не всегда руководствуются системными принципами [5].

Используя системные принципы необходимо определить объект исследования как общую систему, которую разбивают на пространственно ограниченные части (элементы) и определяют отношения этих частей в целостной картине явления. После отображения объекта в виде системы, необходимо перейти к изучению структуры системы и поиску закономерностей системных отношений объекта. Представление изучаемого объекта как системы позволяет исследовать его более комплексно, всесторонне. Выявить все элементы, которые влияют на функционирование объекта, все взаимосвязи между элементами, внешние факторы, которые оказывают влияние на функционирование объекта.

Чтобы определить перечень показателей для оценки и разработки стратегии развития муниципального образования, нужно, прежде всего, выявить и определить взаимодействие и взаимозависимость следующих актуальных секторов составляющих человеческое общество:

– индивидуальное развитие (здоровье, право на труд, уровень материального благополучия, возраст, образование);

– социальная система (динамика населения, этнический состав, распределение доходов, социальное обеспечение, здравоохранение, льготы);

– политическое управление (администрация, демографическая и иммиграционная политика, правовая система, контроль за уровнем преступности);

– инфраструктура (населенные пункты, транспорт и размещение промышленных объектов, система снабжения (электроэнергия, вода, продовольствие, промышленные товары, услуги), удаление отходов, услуги в области здравоохранения, связь и средства массовой информации);

– экономическая система (производство и потребление, платежные средства, предпринимательство и торговля, труд и наем, доход, рынок);

– ресурсы и окружающая среда (природные ресурсы, экосистемы, биологические виды, истощение невозобновляемых ресурсов, регенерация возобновляемых ресурсов, переработка отходов, загрязнение окружающей среды, экологическая деградация, ассимилирующая способность окружающей среды) [6].

Руководствуясь системными принципами построения нужно четко определить цели индикаторов, временные рамки оценки и выбрать наиболее подходящие типы индикаторов. Необходимо создать иерархическую структуру системы индикаторов, которая сделает возможным агрегирование результатов и получение индексов устойчивого развития территории.

Выводы

Таким образом, одной из серьезных проблем муниципальных образований при проведении стратегического планирования является недостаточный анализ состояния социо-экологоэкономических аспектов жизни из-за отсутствия разработанной системы комплексной оценки устойчивого развития МО. Такая оценка состояния территории может выполняться на основе разработанной системы индикаторов устойчивого развития и собранным за определенный период показателям, социального, экономического и экологического характера.

Учитывая требования положения Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, можно рекомендовать муниципальным образованиям выполнять разработку системы индикаторов устойчивого развития как один из административно-правовых методов достижения целей стратегии социо-экономического развития территории.

Разработка и внедрение в практику управления муниципальными образованиями системы индикаторов социо-эколого-экономического развития должна стать одним из действенных инструментов повышения результативности управления местным развитием, а также осуществлять его объективную оценку.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Акт муниципального образования. Стратегия социально-экономического развития МО образования Городской округ «Охинский» на 2009–2020 годы.
2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440 // Собрание законодательства Российской Федерации.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собра ние законодательства Российской Федерации.
4. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. – 60 с.
5. То Кен Сик. Системный подход к исследованию и управлению процессами устойчивого развития общества.– Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2010. – 100 с.
6. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы / Пер. с англ. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. – 123 с.