Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2011

Теоретико-методологические основы формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе

Миннеханова Елена Вячеславовна, аспирант кафедры «Экономика», Университет Управления «ТИСБИ», Россия

Theoretical and Methodological Basis for Forming the Organizational and Economic Mechanism of Interaction of Spatially Localized Economic Systems in the Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 72

Аннотация:
Уровень социально-экономического развития региона и социальное благосостояние его граждан в значительной степени определяется организационно-экономическим механизмом взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем (ПЛЭС) в регионе. Их развитие представляет собой непрерывный процесс повышения уровня организации экономического и кооперационного взаимодействия различных его элементов в целях достижения высокой динамики социально-экономических параметров региона.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Миннеханова Е.В. Теоретико-методологические основы формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 155-159.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Необходимость формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе определяется наличием множества нерешенных проблем их развития. Прежде всего, следует отметить: низкую конкурентоспособность ПЛЭС, недостаток финансовых ресурсов для инновационного обновления и модернизации производств, ограниченный доступ к новым технологиям, слабая координация стратегических планов развития, отсутствие механизма контроля за достижением поставленных целей, отсутствие тесных связей с элементами рыночной, инновационной, инвестиционной инфраструктуры и органами регионального управления. Решение данных проблем должно осуществляться руководством ПЛЭС в комплексе с региональными органами управления, что невозможно без создания соответствующего организационно-экономического механизма. При этом организационно-экономический механизм взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе должен отражать интенсивность развития технологических, ресурсных, экономических, социальных и др. связей хозяйствующих субъектов.

Ответственность за реализацию стратегии развития отдельно взятых ПЛЭС и региона в целом несут следующие субъекты управления:

федеральные и региональные (республиканские и муниципальные) органы государственной власти;

хозяйствующие субъекты, властные региональные элиты. Реализация на практике функций государственного управления развитием ПЛЭС региона осуществляется в процессе организации инфраструктурной и институционально-правовой поддержки организационно-экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Исследование показало, что организационно-экономические и институционально-правовые основы государственного управления развитием ПЛЭС, закладываемые как на федеральном, так и региональном уровнях, далеки от совершенства, имеют множество пробелов и недоработок, зачастую приводящих к обострению противоречий экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Процессный и кластерный подходы 

Формирование организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе должно осуществляться на основе сочетания процессного и кластерного подходов. Данный подход предполагает активное участие элементов инновационной инфраструктуры (НИИ, техно-парки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и т.д.) в решении стратегических проблем развития ПЛЭС в регионе. В настоящее время можно выделить два подхода к формированию организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе – процессный и кластерный.

Процессный подход к формированию организационно-экономического механизма можно представить в виде схемы (см. рис.1 ниже).

Рис. 1. Процессный подход к формированию организационно-экономического
механизма взаимодействия пространственно-локализованных
экономических систем в регионе

Как видно из рис.1, составные части организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе, выполняя определенные функции, накладываются и дополняют друг друга, тем самым, образуя комплексный организационно-экономический механизм управления. При этом в процессе взаимодействия составляющих этого механизма эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования ее компонентов.

В практике стратегического управления и координации связей ПЛЭС в регионе могут быть использованы три подхода к формированию организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе, предложенные Ю.П. Анискиным и А.И. Лукъяновым.

Первый подход – рационалистический, который основан на полной информированности и полной заинтересованности всех ПЛЭС, участвующих в реализации стратегии развития региона.

Данный подход предполагает наличие четких процедур принятия решений и исполнения, жесткого контроля за их исполнением и эффективной системы коммуникации. К недостаткам данной модели следует отнести неопределенность в достижении результатов, возможность появления конфликтных ситуаций, низкую скорость принимаемых управленческих решений и согласований [1].

Поведенческая модель построения организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе предусматривает учет социально-психологических факторов при реализации нововведений, реализации стратегически значимых инвестиционных проектов. В данном случае ПЛЭС рассматривается как самоорганизующаяся система, которая предполагает децентрализацию в принятии решений, концентрацию организационной деятельности в малых группах, широкое обсуждение в них стратегических целей отрасли. Однако такая модель управления может привести к организационной анархии, распылению ответственности. 

Наиболее целесообразной, на наш взгляд, является системная модель формирования организационно-экономического механизма взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе. В этом случае ПЛЭС рассматривается как система, в которой стратегические задачи решаются не только под действием определенных условий, но и на основе предварительного анализа организационных проблем и поиска их решений.

Пространственно-локализованные экономические системы и стратегия развития региона 

Характерной чертой функционирования ПЛЭС является повышенный уровень инвестиционного и коммерческого риска реализации стратегии, поэтому снижение этого риска – одна из первостепенных задач. Снижение инвестиционного риска может быть достигнуто с помощью обоснованного выбора инновационных и инвестиционных проектов путем моделирования.

В этой связи организационно-экономический механизм взаимодействия ПЛЭС в регионе должен предусматривать необходимость моделирования процессов выбора стратегических проектов и определения финансовых и временных условий их реализации. В целом предлагаемую структуру организационно-экономического механизма взаимодействия ПЛЭС в регионе можно отобразить в виде схемы, представленной на рис. 2 (см. ниже).

Развитие региона рассматривается как непрерывный процесс повышения уровня организации экономического взаимодействия и кооперационного действия различных ее элементов (ПЛЭС), направленного на достижение стратегической цели – улучшение конкурентоспособности и технико-экономических параметров развития.

При этом стратегия развития региона предполагает существенное изменение его организационно-экономической структуры, которая активным образом воздействует на эффективность, динамизм и управляемость процессов, связанных с ее реализацией.

Для обеспечения эффективного взаимодействия участников стратегической программы развития должны быть четко определены ключевые ПЛЭС, ответственные за принятие решений, исполнители отдельных видов работ, лица, ответственные за управленческие функции, а также ответственные за информационное обеспечение.

Рис. 2. Структура организационно-экономического механизма взаимодействия
пространственно-локализованных экономических систем в регионе

Заключение

Таким образом, организационно-экономический механизм взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе определяет основные принципы взаимодействия, степень участия различных ПЛЭС, устанавливает взаимоотношения предприятий, представителей региональной администрации и других хозяйствующих субъектов, заинтересованных в реализации стратегии. Необходимо отметить, что в рамках выполнения рассматриваемых процессов реализуются принципы сбалансированности, измеримости, а также принцип стоимостной оценки стратегических мероприятий и проектов. Процесс контроля индикаторов развития ПЛЭС, предполагает осуществление сравнения плановых и фактически достигнутых показателей, выявление отклонений и своевременную корректировку управленческих решений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Анискин Ю.П., Аллавердиев Т.А., Быков А.В., Лукичев С.А., Рыгалин Д.Б. Корпоративное управление инновационным развитием. – М.: Омега-Л, 2007.
2. Бандман М.К., Есикова Т.Н., Малов В.Ю. Координация интересов в программе освоения региона // Регион: экономика и социология. – 1994. – №4. – С.42–60.
3. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов ГГ. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. – М.: Наука, 2002.
4. Лавровский Б. Региональная асимметрия и развитие // Регион: экономика и социология. – 2006. – № 1. – С. 26–44.
5. Мильнер Б.3. Организация программно-целевого управления. – М.: Наука, 1980.– 376 с.