Формирование в России организационных структур инновационной экономики

Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б., Гусов Т.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б., Гусов Т.М. Формирование в России организационных структур инновационной экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 39-44.

Аннотация:
В статье обоснована необходимость развития в России инфраструктуры инновационной деятельности путем создания новых структур и их интеграции в национальную инновационную систему. Рассмотрены возможности использования технологических платформ для описания взаимодействия организационных структур с целью активизации инновационной деятельности различных субъектов – предприятий, университетов и т.д.

Ключевые слова: национальная инновационная система, процессный подход к управлению, инжиниринг, технологическая платформа, системный подход к управлению, процессная и продуктовая инновация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие в России экономики инновационного типа предполагает формирование различных организационных структур, позволяющих успешно решать актуальные задачи в сфере создания и коммерциализации сложных наукоемких объектов интеллектуальной собственности. Такими структурами могут быть технопарки и технополисы, особые экономические зоны технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, научно-производственные предприятия и т.д. Эти структуры, наряду с промышленными, научными, образовательными и финансовыми институтами становятся ядром формируемой в России национальной инновационной системы.

Управление национальной инновационной системой базируется на принципах системного и процессного подходов. С точки зрения системного подхода важно описать не только элементы, в качестве которых выступают организационные структуры инновационной экономики, но взаимосвязи, возникающие между этими элементами. С точки зрения процессного подхода необходимо выявить и формализовать бизнес-процессы, протекающие при взаимодействии организационных структур национальной инновационной системы.

Технологические платформы инновационного развития...

Соединение в единой стратегии управления национальной инновационной системой системного и процессного подхода приводит к целесообразности использования так называемых «технологических платформ», которые в мировой практике применяются для описания возникающей системы взаимосвязей между различными участниками инновационной деятельности [1]. Причем эта деятельность может трактоваться достаточно широко. Например, представлять собой комплексную инновационную программу, охватывающую совокупность инновационных проектов. Инновационная деятельность может заключаться в реализации и одного инновационного проекта. Важно, что участников этой деятельности объединяет общая задача, связанная с разработкой конкретной технологической инновации (это может быть новый продукт – продуктовая инновация или новая технология – процессная инновация). В странах Европейского Союза в период с 2001 по 2008 годы были сформированы 38 технологических платформ, которые в настоящее время успешно функционируют. Эти платформы используются как элемент объединения усилий различных сторон – государства, бизнеса, науки и т.д. в определении инновационных стратегий, разработок программ стратегических исследований и определении путей реализации этих программ. При этом опыт инновационного развития промышленно развитых стран показывает, что обязательным участником технологической платформы должен быть университет. В противном случае платформа не будет полноценной.

В рамках принятой в настоящее время стратегии модернизации и инновационного развития России в ближайшее время предполагается сформировать 165 технологических платформ1. Создаваемые технологические платформы должны стать важными структурообразующими элементами новой экономики. Деятельность этих платформ должна быть направлена на поддержку процессов разработки и внедрения технологий, имеющих ключевое значение для решения важнейших социально-экономических проблем народного хозяйства России.

…как заказ общества на инновационное исследование

Технологические платформы определяют основные тематические направления инновационной деятельности в различных сферах экономики. Так, например, технологическая платформа «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение», утвержденная 01.04.2011 г. решением Правительственной комиссии по высоким технологиями и инновациям, координаторами которой являются государственное научное учреждение Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), МФТИ и ОАО «РОСНАНО», призвана обеспечить решение ряда стратегических задач в сфере модернизации отечественной экономики. Это повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности России за счет перевода их на новый технологический уровень, расширение номенклатуры отечественной научно-технической продукции с высокой наукоемкой составляющей и внедрение этой продукции в гражданскую сферу, создание эффективных механизмов научно-производственной кооперации между научными, прикладными, проектными организациями, бизнес-сообществом и т.д.

Начало создания той или иной технологической платформы является результатом признания потребностей производства в инновационных разработках. Формирование технологических платформ выступает как своеобразный заказ, который общество делает инновационным структурам на научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические разработки для достижения устойчивого развития современных социально-экономических систем.

Для того чтобы этот заказ был выполнен эффективно и результативно необходимо решение ряда задач.

Во-первых, формирование на макроэкономическом уровне стратегического видения направлений разработки и применения в народном хозяйстве создаваемых инновационных технологий. Такое видение сформулировано в основных нормативно-законодательных актах, регламентирующих инновационную деятельность в нашей стране [2].

Во-вторых, необходимо создать механизм государственно-частного партнерства, который бы позволил обеспечить значительное увеличение инвестиционных вложений частного бизнеса в НИОКР. Эта задача может быть решена на основе тесной интеграции научно-исследовательской, образовательной и промышленной сфер деятельности.

Коммерциализация инновационных разработок

Поскольку появление технологических платформ невозможно без участия высших учебных заведений, то актуальными для российских университетов задачами становятся не только создание технологических инноваций, но и их коммерциализация, а также оказание различных инжиниринговых услуг.

Правильно выбранный метод коммерциализации инновационных разработок расширяет спрос на созданные объекты интеллектуальной собственности, способствует получению создателем инновации дополнительного дохода. Решая задачу коммерциализации инновационных разработок, университеты используют различные формы трансфера инноваций, включая заключение лицензионных, франчайзинговых и лизинговых соглашений, создание собственных опытных производств и т.д.

Инжиниринг охватывает различные услуги и работы, в том числе консалтингового, исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, а также подготовку бизнес-планов и технико-экономических обоснований инновационных проектов, разработку рекомендаций в области организации производства и управления процессами создания и реализации продуктовых инноваций. Иногда под инжинирингом понимают более широкий спектр услуг, начиная от разработки технологических инноваций, включая формирование организационно-производственных структур на базе современного высокотехнологичного оборудования и заканчивая оказанием услуг в рамках послепродажного обслуживания созданных продуктовых инноваций.

Поэтому для целей наращивания компетенций отечественных высших учебных заведений в сфере инжиниринга становится целесообразным создание на базе университетов различных структур, включая инжиниринговые центры, центры компьютерного проектирования конструкторских, технологических и организационных решений, консалтинговые центры и т.д.

Университеты как центры проведения прикладных исследований

С точки зрения системного подхода к управлению, создаваемые в России организационные структуры инновационной экономики и использующиеся для описания процессов их взаимодействия технологические платформы являются сложными открытыми системами, то есть системами, постоянно дополняемыми новыми элементами и взаимосвязями между ними. В качестве новых элементов, которые могут войти в создаваемые в России технологические платформы, в первую очередь, должны рассматриваться те отраслевые научно-исследовательские институты, которые, сумев адаптироваться к реалиям рыночной экономики, создают конкурентоспособные объекты интеллектуальной собственности. Развитие межсистемных связей в рамках технологической платформы, в первую очередь, между университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами предприятиями будет способствовать повышению устойчивости функционирования технологической платформы. Кроме того, создание и развитие в России технологических платформ способствует тому, что на уровне макроэкономической системы активизируется процесс формирования университетов с высоким финансово-экономическим и интеллектуальным потенциалом. Эти университеты становятся центрами проведения прикладных исследований по заказам не только государства, но и бизнеса. При этом в рамках формируемой в стране национальной инновационной системы, кроме высокой миссии подготовки интеллектуальных ресурсов высокого качества, у российских университетов появляется финансовые и технические возможности успешно осуществлять научные исследования с целью создания прорывных инноваций, проводить инжиниринг для предприятий различных отраслей отечественной экономики.


Источники:

1. Медовников Д., Оганесян Т., Розмирович С. Спецов ка для храма науки // Эксперт. – 2011. – № 2. – С. 22–26.
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Федеральный закон от 01.03.2011 № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:00