Стратегия управления АПК: рыночные отношения и госрегулирование

Аскеров П.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Аскеров П.Ф. Стратегия управления АПК: рыночные отношения и госрегулирование // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 132-136.

Аннотация:
Автор статьи рассматривает стратегию управления аграрно-промышленным комплексом как деятельность государственных органов власти, направленную на обеспечение конкурентоспособности отрасли с целью устойчивого снабжения населения страны качественным продовольствием собственного производства. В частности, акцентируется внимание на необходимости сочетания рыночных отношений и госрегулирования.

Ключевые слова: стратегическое управление, рыночные механизмы, стратегия управления АПК, государственное управление АПК, государственное регулирование АПК



Эффективность государственного управления АПК зависит от того, насколько соответствующие органы правильно определили стратегию своей деятельности. Под «стратегией» следует понимать базовые принципы, лежащие в основе выбора и достижения цели. Следовательно, именно стратегия управления АПК определяет суть проводимой в стране аграрной политики.

Как правило, рядом исследователей при формулировании определения «стратегия» проблема выбора цели опускается, что, по мнению автора, нельзя считать обоснованным. Поскольку, не определив верно цель, невозможно двигаться в правильном направлении.

Среди проанализированных определений понятия «стратегия» наиболее обоснованными, по мнению автора, являются формулировки, данные такими учеными, как И. Ансофф, А.Томпсон и А. Стрикланд.

По мнению И. Ансоффа, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

А.Томпсон и А. Стрикланд считают, что стратегия – это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей.

Цель государственного управления в области АПК

Однако автор все же склонен считать, что стратегия может и должна разрабатываться для достижения не только долгосрочных, но и всех типов важных целей. Стратегия государственного управления развитием АПК – это, по сути, принципиальные положения управленческой деятельности, направленной на обеспечение высокой эффективности и конкурентоспособности данной отрасли в долгосрочной перспективе.

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что И. Ансофф и ряд других исследователей используют термин «стратегия» применительно к организации, что несколько сужает содержание данного понятия. В связи с этим мы считаем, что, если органы государственного управления не будут вырабатывать и реализовывать эффективную государственную стратегию, то организации могут оказаться в неблагоприятных ус ловиях.

Четко обозначенной границы между просто управлением и стратегическим управлением не существует, поскольку ключевой блок в системе методов управления (определяющий их направленность) все же целесообразно относить к стратегии. В этой связи разработка стратегии всегда увязывается с определением приоритетов.

Цель государственного управления в области АПК может быть определена как создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование всех структурных формирований отрасли.

Поскольку стратегия является составным элементом управления, нередко понятия «стратегия» и «стратегия управления» отождествляются, что, по мнению автора, вполне допустимо.

Бюджетная помощь аграрному сектору

Сущность выражения «управление развитием АПК» мы интерпретируем как осуществление мер по развитию АПК. По своей сути в нынешних условиях эти меры должны быть направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности российского АПК на основе роста производительности и объемов производства продукции, снижения удельных затрат, повышения качества продукции и т.д. Следовательно, принятая стратегия управления АПК должна обеспечивать решение этих задач.

Суть стратегии управления в АПК России до недавнего времени в основном сводилась к формированию в отрасли сверхлиберальных рыночных отношений, при которых государство почти отказывалось от регулирующей роли. Подобная стратегия привела к беспрецедентному падению объемов производства в аграрном секторе, разрушению социальной сферы села, другим катастрофическим последствиям. Так, проведенный автором анализ показал, что до сих пор ни одному субъекту Российской Федерации не удалось восстановить или превзойти уровень дореформенного производства по таким трем основным видам продукции, как зерно, молоко и мясо. К 2009 году лишь в 3 (4,2%) субъектах федерации указанный уровень превзойден по двум из указанных видов продукции (в Республике Башкортостан – по зерну и молоку, Республике Дагестан – по молоку и мясу, Республике Татарстан – по зерну и молоку).

Еще в 21 (30,0%) субъекте федерации дореформенный уровень превзойден по одному виду продукции.

Тем не менее, в последние годы, опасаясь полного разрушения экономики страны, руководство страны начало оказывать финансовую поддержку аграрному сектору, а также минимально содействовать социальному развитию села. Несмотря на то что объемы бюджетной помощи, оказываемой отрасли, относительно невелики, она оказала заметное позитивное влияние на состояние экономики аграрного сектора. В частности, начиная с 2002 года, стали расти некоторые экономические показатели деятельности отрасли. Так, по данным бухгалтерской отчетности МСХ РФ в 2008 году доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составила 78,0%, а их прибыль – 117,4 млрд руб., уровень рентабельности сельхозпроизводства составил 15,3% (В 2009 г. этот показатель существенно снизился до 9,7%).

Рациональная рыночная экономика и механизмы государственного регулирования

Сложившаяся в АПК России ситуация порождена многими причинами, однако наиболее важная из них заключается в слишком суженном понимании нынешними реформаторами роли государственного управления в развитии экономики. Данный тезис автор подтверждает многими фактами, в частности, тем, что практически во всех программах и других нормативных актах Правительства РФ по развитию аграрного сектора задача совершенствования государственного управления сводится лишь к увеличению финансовой поддержки отрасли, а проблемы улучшения управления ею как бы незамеченными остаются в стороне. В частности, примером может послужить национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2008 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». В этом важном документе фактически не затронута проблема совершенствования государственного управления АПК.

Регулирующая и саморегулирующая роль рынка бесспорно велика, что доказано мировой практикой. Но в рынке заложены и разрушительные силы. Неспособность рыночных механизмов обеспечивать постоянное равновесие в экономике страны в целом, нездоровая конкуренция, высокая степень монополизации сопряженных отраслей, неспособности решать социальные проблемы общества вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование рынка.

Совершенно очевидно, что государственное регулирование и свободные рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве должны находиться в тесной взаимосвязи между собой. Рациональная рыночная экономика должна быть смешанной, оптимальным образом сочетающей в себе механизмы внутреннего (рыночного) и внешнего (государственного) регулирования.

Заключение

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования государственное управление (регулирование, поддержка) и воздействие на производственные процессы в сфере АПК являются объективной необходимостью.


Источники:

1. Исаев Д. Информация в системе стратегического управления // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 4. – С. 34–39.
2. Национальный доклад. «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». – М., 2010. – 217 с.
3. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. – М.: Банки и биржи, 1998, – 576 с.
4. Ушачев И.Г. О неотложных мерах по совершенствованию системы управления АПК в России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000. – № 1.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:28