Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2011

Качество и безопасность производимой пищевой продукции промышленными предприятиями Азербайджана, проблемы и перспективы развития

Керимов Санан Алигады, Диссертант института экономики Национальной Академии наук Азербайджана, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и патентам, Азербайджанский институт стандартизации, Россия

Quality and Safety of Food Produced by Industrial Enterprises in Azerbaijan, Problems and Development Prospects - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В статье проведен анализ проблем, связанных с качеством и безопасностью пищевой продукции Азербайджана, обеспечением ее конкурентоспособности. Определены пути решения поднятых проблем, выдвинуты предложения, которые могут оказать положительное влияние на развитие экономики республики.
Цитировать публикацию:
Керимов С.А. Качество и безопасность производимой пищевой продукции промышленными предприятиями Азербайджана, проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 173-177.

Главной специфической чертой современной экономики Азербайджана является то, что предприятия и отрасли, производящие потребительские товары, специализирующиеся на оказании различных услуг, являются приоритетными. 

Социально-экономическое состояние современного Азербайджана определяет актуальность обеспечения стабильного темпа экономического развития деятельности государства.

Это объясняется тем, что в последние годы в Азербайджане и в мире происходят серьезные изменения: усиливается глобализация, углубляется  интеграция Азербайджана в мировые и Европейские государства, ведется подготовка к вступлению в члены ВТО, осуществляются глобальные проекты по транспортировке энергоносителей в Европу. Вследствие этого и ряда других изменений Азербайджан сегодня вступил в новую эру своего экономического развития. Военное вторжение Армении в Азербайджан и оккупация 20% земель со стороны моно-националистов, армянских оккупантов, более 1 млн беженцев и изгнанных из родных мест, в соответствии с основами развития экономики Азербайджана, выводит на первый план безопасное обеспечение населения продуктами пищевой промышленности и диктует необходимость реализации стратегических приоритетных задач:

– повышение качества уровня жизни населения;

– увеличение темпов роста экономики;

– фундаментальное развитие науки, образования, здравоохранения и культуры;

– оборона и безопасность страны;

– ликвидация технологического кризиса;

– обеспечение лидерства в различных приоритетных направлениях.

Проблемы, препятствующие повышению качества пищевой продукции

Не только в Азербайджане, но и в мировом масштабе проблема качества остается очень важной. Несмотря на это, в Азербайджане вопросы увеличения производства продукции пищевой промышленности и потенциальные возможности по повышению их качества на стадии производства, маркетинга и потребления всесторонне не изучены. Недостаточно исследованы теоретические и методические вопросы повышения качества, соответствующие экономические механизмы. В республике еще не сформировался морально-психологический климат, необходимый для повышения качества производимых продуктов.

На предприятиях пищевой промышленности оценка человеческого потенциала не отвечает требованиям современности, условия труда на низком уровне. Имеется немало недостатков в вопросах, связанных с соблюдением санитарно-гигиенических норм на производстве, техникой безопасности и выполнением требований по предотвращению попадания посторонних предметов в продукцию. Серьезные недостатки имеются в сертификации готовой продукции, имеет место факты пересортицы и фальсификации пищевых продуктов. Несмотря на монотонность и сменность труда, заработная плата и трудовые пенсии очень низкие, при приеме на работу договора не заключаются. В государственном масштабе не присуждаются премии по качеству. Показатели качества как имеющие важное экономическое значение не включаются в перечень республиканских статистических показателей, в эти показатели не включаются также процент монополии и теневой экономики в общем объеме пищевой промышленности и всей экономики в целом.

Решение этих вопросов послужило бы действенным рычагом борьбы с монополией, теневой экономикой и выпуском продукции, не отвечающей требованиям стандартов. Уровень просветительской работы по качеству не отвечает уровню международной практики, не составляется технологический план производства, как и раньше, во времена плановой экономики, органы контроля, приступая к проверке, начинают работу с готовой продукции, обходя вопросы качества сырья и материалов. Руководители предприятий пищевой промышленности не стремятся направлять своих специалистов на курсы повышения квалификации, в профессионально-технических училищах не формируются профессиональные рабочие-специалисты, хотя в этом есть большая нужда, не уделяется должного внимания повышению уровня сознательности работников.

Качество продуктов питания как основная стратегическая цель Итоги проводимых исследований в целях повышения качества диктуют необходимость проведения целенаправленных, непрерывных стратегических и тактических мероприятий:

– повышение роли человеческого фактора; 

– усиление мотивации труда;

– продолжать непрерывно вести просветительскую работу – повышать уровень развития сознания работников;

– усилить материальное стимулирование качества труда и выпускаемой продукции;

– повысить материально-техническую базу качества;

– учредить государственную премию за качество;

– учредить звание «Заслуженный работник пищевой промышленности»;

– учредить на предприятиях пищевой промышленности звание «Отличник качества»;

– приблизить науку с производством укрепить их материально-техническую базу; 

– создать советы по качеству на предприятиях и кабинеты по качеству, периодически проводить обсуждение итогов работы в кабинетах качества и оценивать работу всех структур предприятия непосредственно и косвенно имеюших отношение к качеству продукции; 

– сформировать в республике морально-психологический климат качества.

В вопросах повышения качества пищевой продукции – методы управления имеют решающее значение. В Азербайджане структуры управления пищевой промышленностью полностью ликвидированы, при Национальной академии наук Азербайджана нет института питания, как в ведущих государствах СНГ. В республике нет научно-исследовательских институтов и предприятий, которые осуществляли бы научно-исследовательские работы в области пищевой промышленности, их испытания и внедрение результатов. Качество должно быть признано основной стратегической целью. Оно должно обеспечиваться со стороны менеджмента на всех стадиях производства пищевой продукции.

Стандарты менеджмента в области безопасности продовольствия

Комплексный подход к качеству пищевых продуктов и в связи с подготовкой республики к вступлению в члены ВТО, законодательные акты республики не соответствуют международной практике. В соответствии с современными требованиями необходимо провести реформы, в новых законодательных актах следует ввести положения, повышающие ответственность за выпуск недоброкачественной продукции. На предприятиях необходимо проверять не только качество готовой продукции, но и, в первую очередь, проводить мониторинг качества и безопасности сырья и материалов, определять все причины, порождающие выпуск недоброкачественной продукции и усилить борьбу с ними. Контролирующие органы вместе с руководителями производственных предприятий, снабженческих организаций, в том числе снабжения энергоресурсами, должны нести ответственность за низкое качество пищевых продуктов. Необходимо включать эти требования при заключении договоров. Важно также повысить просветительскую работу и профессиональный уровень работников.

Проблемы качества – самые важные в экономическом развитии. При этом качество для развития экономики – это потенциальный резервный источник.

Проблема качества – комплексная.

Для ее решения необходимо одновременное развитие законодательства, экономики, техники, образования, изменения в сфере воспитания в направлении осуществления соответствующей политики, координация работы производственников и потребителей, науки и инженерных структур, законодательства и исполнительных управленческих органов в системе управления качеством.

Накопленный опыт в республике по разработке и внедрению КСУКП

Львовской системы – это хороший фундамент для освоения и внедрения международных стандартов НАССП и ИСО 22000–20051 и представляет более высокий уровень в развитии науки управления качеством.

Основные отличия между стандартами ИСО и НАССП и систем КСУКП следующее:

– направление на обеспечение потребностей потребителей;

– возложение ответственности за качество на конкретных исполнителей;

– проверка со стороны потребителей процесса производства;

– выбор снабженца комплектующих изделий и материалов;

– усиление мер ответственности за качество продукции и материалов, вплоть до ликвидации продукции;

– контроль;

– маркетинг;

– организация регистрации и анализ затрат на качество;

– по производственному циклу слежение комплектующих изделий и материалов;

– решение вопросов ликвидации продукции.

Стандарт НАССП

Современный путь решение проблемы качества – основываясь на международной практике, введение на предприятиях пищевой промышленности системы менеджмента качества. Ее целью должно быть обеспечение безопасности продукции на основе анализа рисков и определения критических контрольных точек по системе НАССП. В странах, являющейся членами ВТО и готовящихся для вступления в члены ВТО, обязательно внедрение системы менеджмента – НАССП и международного стандарта НАССП на законодательном уровне на предприятиях пищевой промышленности. Широкое внедрение стандарта НАССП в различных странах мира объясняется тем, что потребители обеспечиваются защитой от заболеваний пищевыми продуктами [3; 5–9]. В новых условиях хозяйственного механизма в пищевой промышленности решение проблемы повышения качества продукции должно основываться на его научное осмысление.


Источники:
1. Пищевая промышленность Рос сии / В.П. Зотов, С.Ф. Антонов, Ф.С. Коломиец, А.М. Жарский, П.В. Науменко, Н.А. Зарин, Л.В. Опацкий – М.: Пищевая промышленность, 2003. – 473 с.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. «Управление качеством». – М.: Высшая школа менеджмента, 2006г. – 400 с.
3. Корешков В.Н., Кусакин Н.А., Разумовская Л.Н., Кроман З.М. Системы Управления качеством и безопасностью продукции на основе анализа рисков и критических контрольных точек. – Минск: Консорциум Наука, Экономика Право, 2006.
4. Позняковский В.М. Гигенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во. – 547 с.
5. Поисковая система Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google ru.