Разработка организационно-экономического механизма преодоления диспропорций в развитии пространственно-локализованных экономических систем региона

Миннеханова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Миннеханова Е.В. Разработка организационно-экономического механизма преодоления диспропорций в развитии пространственно-локализованных экономических систем региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 162-166.

Аннотация:
В статье рассматривается механизм преодоления диспропорций в развитии пространственно-локализованных экономических систем региона (ПЛЭС). Автор рассматривает этот механизм с позиции стратегических целей взаимодействия ПЛЭС, необходимости преобразования внешних и внутренних связей в промышленности, стимулирования развития новых направлений бизнеса и т.д. Особое внимание уделено ситуации в Республике Татарстан.

Ключевые слова: развитие бизнеса, Республика Татарстан, организационно-экономический механизм, промышленность, регион, пространственно-локализованные экономические системы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В управлении региональным развитием и преодолением внутрирегиональных диспропорций можно выделить два основных направления: прямую и косвенную реализацию региональной политики развития с помощью соответствующих инструментов и методов. В связи с этим в состав задач структур государственного управления входит обязанность осуществлять региональное развитие как задание темпов социальных трансформаций на разных территориях.

Это утверждение представляется справедливым как для федерального уровня, для которого оно сделано, так, по нашему мнению, и для внутрирегионального. Например, управляющее воздействие властных структур может проявляться тогда, когда региональные органы управления задают определенные индикаторы темпов социально-экономических трансформаций для каждого типа административно-территориального образования в регионе или для отдельных территорий, чтобы придать сбалансированность их развитию.

Следует подчеркнуть, что формы государственного участия в решении проблем регионального развития могут быть различными. Так, если рыночные механизмы саморегулирования обеспечивают условия устойчивого социально-экономического развития региона, то усилия государства в слаборазвитых регионах необходимо направлять на создание в них условий роста рыночной активности и предпринимательской деятельности. В ситуации, когда рыночные механизмы по каким-либо причинам не выполняют своих функций и слабые территории становятся еще слабее, социально-экономическая дифференциация углубляется, регулятивные усилия государства будут эффективны при использовании прямых методов его участия в функционировании и развитии территорий региона. Данное положение нельзя принимать однозначно, так как эти действия должны сопровождаться одновременными мероприятиями по укреплению базисных рыночных механизмов.

Стратегические цели

Организационно-экономический механизм взаимодействия пространственно-локализованных экономических систем в регионе во многом определяется двумя группами стратегических целей.

Первая группа целей тесно связана с эндогенными факторами (представленные структурой трудовых ресурсов региона, бизнес-инфраструктурой, научным потенциалом и прочими значимыми характеристиками региона), которые определяют внутреннею модернизацию промышленного комплекса, изменение взаимодействия между различными его структурно-технологическими элементами.

Вторая группа целей опирается на экзогенные факторы, которые связаны с определением степени открытости регионального промышленного комплекса внешним рынкам и с его гармоничной интеграцией в систему межрегионального и международного разделения труда. Данные цели определяют взаимодействие всей промышленной системы и ее элементов с промышленностью других регионов и стран.

Достижение баланса эндогенных и экзогенных целей представляется наиболее вероятным во временном аспекте. В то же время, несмотря на значительную сложность, необходимо ставить задачу пространственной сбалансированности процессов структурных преобразований региональной промышленной системы.

Пространственная сбалансированность подразумевает, что эндогенные и экзогенные преобразования промышленности региона должны осуществляться равномерно в смысле достигаемых промежуточных целей модернизации и решения задачи интегрирования ее отдельных элементов в высокоэффективный единый хозяйственный комплекс региона.

Как стимулировать развитие местного бизнеса?

Такой сбалансированный в пространстве и времени путь организационно-экономического развития промышленного комплекса региона позволит в качестве результатов преобразований сформировать эффективную и конкурентоспособную систему, обладающую развитыми как внутрисистемными связями (представленными, прежде всего, структурообразующими элементами системы), так и внешними связями с промышленным сектором других регионов и стран.

В то же время синхронизированное в пространственно-временных координатах преобразование внешних и внутренних связей в промышленности позволит оптимальным образом использовать ресурсы и самой хозяйственной системы. В целях стимулирования развития новых направлений бизнеса и направляющего воздействия на территориальную привязку промышленных активов необходимо создавать определенные предпосылки, формировать соответствующие экономические интересы хозяйствующих субъектов.

В частности, с точки зрения транспортных расходов местные производители находятся в лучших условиях, чем производитель из другого региона, при прочих равных условиях. Это может быть причиной оттока «неместных» производителей на другие рынки, что означает падение доходов региональной казны. Для удержания производителя на внутреннем рынке региона и привлечения предприятий необходимы специальные мероприятия, например, налоговые льготы, позволяющие компенсировать транспортные издержки. Вариантом удержания фирм на местном рынке может быть ценовое регулирование транспортных тарифов. Администрация региона может также привлекать фирмы на рынок региона с помощью целевых субсидий или беря на себя ряд социальных или иных расходов.

Это может быть создание бизнес-инкубаторов, где важнейшими для фирм являются информационные услуги (маркетинговая информация, деловые услуги). Эффект внешней экономии связан с концентрацией промышленности в пространстве. В теории размещения он также описывается как эффект агломераций: усиление экономической активности и конкурентных преимуществ крупных городов.

Структурные изменения в экономике Республики Татарстан

Структуру региональной экономики можно рассматривать как со стороны производства, так и со стороны распределения, обмена и потребления созданного продукта; как со стороны предприятий, отраслей, районов и других хозяйственных элементов, так и со стороны отдельных структурообразующих факторов и процессов.

При этом структурный аспект развития проявляется как через посредство количественного роста, так и через определенные качественные изменения в экономике. Такая трактовка структуры экономики региона применима к исследованию проблематики развития (смены одних структур другими), с точки зрения структурных сдвигов. Любые структурные сдвиги можно измерить, рассматривая динамику изменения удельного веса и доли соответствующего структурного элемента или показателя во времени. В то же время любое изменение в экономической системе можно измерить и описать с помощью структурных сдвигов [2].

Характерной особенностью структурных изменений в экономике Республики Татарстан является то, что они происходят в сложной многоуровневой хозяйственной системе сложившихся форм производственных отношений, методов хозяйствования и управления, а также соотношения между имеющимися в регионе ресурсами и объемами их распределения между экономическими агентами.

Наиболее развитым промышленно-производственным потенциалом и высокой организационной плотностью в республики обладают юго-восточный, закамский и центральный субрегионы, соответственно их роль в формировании добавленной стоимости и прибыли промышленного сектора наиболее значима. На наш взгляд, многие сложившиеся диспропорции в развитии территорий региона обусловлены реализацией управленческих решений прошлых периодов. В целях снижения организационных, экономических, социальных диспропорций в развитии территорий Республики Татарстан можно использовать соответствующий организационно-экономический механизм основным элементом которого является формирование и развитие микрокластеров, ориентированных на решение социально-экономических задач конкретных территорий. Выделим следующие признаки кластеров:

– новое качество связей (использование промежуточных (между рыночной и административной) – контрактных организационно-экономических форм взаимодействия хозяйствующих субъектов);

– синхронное развитие и технико-технологическое перевооружение производств;

– активное использование объектов инновационной, производственной, транспортной, инфокоммуникационной инфраструктуры;

– интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в рамках организационных производственных сетей.

Заключение

Таким образом, учитывая обоснованное смещение фокуса государственной политики на микроуровень и наличие определенных территорий как важнейшего фактора развития микрокластеров, в процессе разработки и реализации промышленной политики существенно повышается роль государственных органов региональной и муниципальной власти.

В настоящее время уже наметились прогрессивные тенденции формирования кластеров, например в химии и нефтехимии, в машиностроении, нефтедобыче, однако сами по себе кластеры могут формироваться очень долго, а если в процессы самоорганизации частных капиталов внести регулирующее начало государства, то прогрессивные изменения в организационно-экономической структуре промышленности можно существенно ускорить. Поэтому необходимы государственная поддержка и стимулирование дальнейшего развития данных тенденций.


Источники:

1. Анискин Ю.П., Аллавердиев Т.А., Быков А.В., Лукичев С.А., Рыгалин Д.Б. Корпоративное управление инновационным развитием. – М.: Омега-Л, 2007.
2. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН, 2007. – 325 с.
3. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 1997. – 286 с.
4. Лавровский Б. Региональная асимметрия и развитие // Регион: экономика и социология. – 2006. – № 1. – С. 26–44.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:17