Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2011

Особенности применения современных подходов к разработке производственной стратегии автомобилестроительного предприятия на основе оценки его производственного потенциала

Орлова Лариса Викторовна, Ассистент кафедры « Управления и Экономики на Воздушном Транспорте», Ульяновское Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации (Институт), Россия

Features of Application of Modern Approaches to the Development of Production Strategy of a Motor Car Enterprise Based on Estimation of Its Production Potential - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 87

Аннотация:
В статье рассматривается модель оценки производственного потенциала на основе комплексного подхода.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Орлова Л.В. Особенности применения современных подходов к разработке производственной стратегии автомобилестроительного предприятия на основе оценки его производственного потенциала // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 113-118.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время, разработка производственной стратегии в лучшем случае представляет собой процесс разработки и выполнения основных направлений эффективного использованию ресурсов предприятия, который включает прогнозирование развития потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу.

Для совершенствования данного процесса, необходимо рассмотреть подходы к разработке производственной стратегии, которые позволят предприятию выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Ресурсный подход к разработке производственной стратегии

В научной и деловой литературе изложен широкий спектр подходов и принципов определения и выработки производственной стратегии. Достаточно популярным из них в последнее время является ресурсный подход. Он предлагает тщательный анализ имеющихся у предприятия ресурсов, компетенций и возможностей при выработке стратегий.

В основе ресурсного подхода лежит идея о том, что конкурентные преимущества зависят от уникальных ресурсов, которыми располагает данная организация, и способов, с помощью которых эти ресурсы превращаются в конкретные конкурентные преимущества [5].

Ресурсы – это важнейшие блоки, из которых строиться стратегия, поскольку они определяют возможности предприятия. Только когда имеются существенные различия в ресурсах, каждое предприятие может развивать собственную стратегию. Организация должна развернуть свои ресурсы таким образом, чтобы грамотно согласовывать свои действия, направленные на использование выбранного источника конкурентных преимуществ [4].

Таким образом, мы видим, что выявленные ценные ресурсы предприятия являются основой построения сильной стратегии, которая, в свою очередь, помогает накапливать новые ресурсы.

Но практика показывает, что не все ресурсы являются долговечными, поскольку благодаря современным технологиям новые знания и умения, довольно быстро распространяются среди конкурентов.

К тому же сторонники ресурсного подхода считают, что предприятие, скорее всего, будут получать и использовать прибыль от ресурсов, которые они разрабатывают самостоятельно, а не от тех, которые они приобретают на рынке. Но в условиях жесткой конкуренции ни одно предприятие не может быть самодостаточным, опираясь только на собственные ресурсы.

Анализируя, выше изложенное, можно сделать вывод о том, что использование при разработке производственной стратегии недостаточно изучить наличие ресурсов предприятия, необходимо так же использовать подход позволяющий получить более исчерпывающую информацию. Такой подход в современной экономике носит название результатный.

Результатный и факторно-результатный подходы к разработке производственной стратегии

Результатный подход основывается на получении оценки производственно-финансовых результатов предприятия с помощью показателей, характеризующих различные аспекты конечных итогов его хозяйственной деятельности.

Результатный подход в целом отличается тем основным достоинством, что он позволяет оценивать производственную деятельность предприятия по ее конечным результатам [5].

Благодаря этому данный подход, во-первых, обеспечивает условия для осуществления функции контроля за производственной деятельностью, а во-вторых – делает возможным детализированный сравнительный анализ деятельности нескольких различных предприятий. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что он позволяет только фиксировать тот или иной уровень предприятия, однако не дает возможности выявить причинно-следственные связи, определяющие динамику такого уровня. Вследствие наличия данного недостатка, результатный подход в своем чистом виде преимущественно используется для целей внешнего сравнительного анализа, а в сфере внутрифирменного управления выступает в качестве компонента более комплексного факторно-результатного подхода [6].

Факторно-результатный подход к оценке производственной деятельности предприятия отличается тем, что его рамках подобная оценка осуществляется на основе совмещения факторных и результатных характеристик предприятия. Основным достоинством факторно-результатного подхода является возможность выявления причинно-следственных связей, определяющих эффективность производственной деятельности предприятия. В связи с этим данный подход имеет наибольшее распространение в системах внутрифирменного управления и применяется для выработки и обоснования управленческих решений, направленных на оптимизацию производственной стратегии предприятия [3].

Анализ состояния производственного потенциала

Таким образом, рассмотрев некоторые существующие подходы по оценке производственной стратегии, можно сделать вывод о том, что использование одного из способов не даст полного объема информации, требуемой для разработки производственной стратегии предприятия. Следовательно, в качестве подходов к разработке производственной стратегии, мы используем комплексный подход, который включает как ресурсный, так и факторно-результатный, а так же метод экспресс-оценок для обработки полученных данных [1].

Для достижения поставленных производственной стратегией целей и задач, необходимо с помощью сформулированного нами подхода провести анализ состояния производственного потенциала и эффективности его использования. Это необходимо для создания ресурсной базы и информационного обеспечения при разработке производственной стратегии.

Производственный потенциал предприятия является материальной предпосылкой ускорения научно-технического прогресса [2].

При самом общем подходе элементами производственного потенциала предприятия можно считать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитием предприятия. Следовательно, в состав производственного потенциала должны включатся: основные производственные фонды, промышленно-производственный персонал, технологии, энергия и информация.

Предложенный в работе подход по оценки производственного потенциала, в рамках разработки производственной стратегии, даст комплексное представление о степени использования ресурсов и резервах повышения эффективности производства.

В общем виде оценку состояния и эффективности использования производственного потенциала предприятия целесообразно проводить в соответствии с алгоритмом, представленным на рис. (см. на с. 116-117).

Рис. Модель оценки состояния производственного потенциала предприятия при разработке производственной стратегии

Особенности предлагаемой оценки производственного потенциала

Основными методическими особенностями предлагаемой комплексной оценки производственного потенциала (ПП), определяемого при разработке производственной стратегии предприятия автомобилестроения, является то, что предлагаемая модель включает в себя три блока:

1) информационный;

2) аналитический; 

3) диагностический.

Первый блок используется для определения методики оценки состояния и эффективности ПП, разработки категорий оценки, отбора показателей для предстоящего анализа состояния и оценки эффективности использования ПП, определения критериев оценки показателей на основе среднеотраслевых и максимально-возможных и подбора исходных данных, необходимых для аналитического этапа.

Второй блок включает в себя проведение расчетов по показателям для определения состояния ПП, а также происходит выбор методики обработки данных по полученным расчетам, затем производиться определение категории ПП и анализ соответствия категорий ПП установленной шкале.

Третий блок является диагностическим. Здесь устанавливается уровень ПП, дается его характеристика, и предлагаются мероприятия, для каждого из возможных вариантов.

Данный этап комплексной оценки является составляющим звеном в сформированном алгоритме разработки производственной стратегии, и необходим для определения ресурсной базы предприятия и информационного обеспечения выбранной стратегии.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансово-экономической устойчивости предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – С. 135–138.
2. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала [Текст] / Ю.Ю. – Донецк, Киев: Знание, 1998. – 123 с.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры [Текст] / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
4. Коллис Д. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход [Текст] / Д. Коллис, С. Монтгомери; пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 400 с.
5. Реструктурирование предприятия. McKinsey&Co [Текст]. – М.: Дело, 2006. – 198 с.
6. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст] / Г.В. Савицкая. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 288 с