Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства

Курова Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 69-74.

Аннотация:
В статье отражены результаты исследования, проведенного автором в области партнерских отношений субъектов бизнеса. Выявлена прямая положительная зависимость между рентабельностью предприятия и уровнем развития его партнерских отношений.

Ключевые слова: конкурентоспособность, партнерство, рентабельность, корреляция, экономические организации



В современных условиях рынка важно разрабатывать, искать и внедрять инновационные и традиционные механизмы сотрудничества и взаимодействия. Можно предположить, что с уровнем развития партнерства связана конкурентоспособность экономических организаций. Возможно также, что партнерские взаимоотношения, оказывая влияние на конкурентоспособность, способствуют организации производства качественной продукции на предприятиях.

В нашей интерпретации партнерство – это субъект каких-либо взаимовыгодных организационных отношений, не противоречащих законодательству [4]. Его желательно использовать как фактор регулирования конкурентоспособности экономических организаций. В таком контексте партнерство рассматривается в работе А. Ю. Медведева [5]. О возможности использования партнерства в управлении экономическим развитием местных сообществ сказано также в монографии В.В. Гассий [1].

Анкетный опрос экспертов

Одной из задач нашего исследования было изучение и установление возможной корреляционной связи между рентабельностью предприятий и уровнем развития на них партнерских отношений. При нашем понимании партнерства, расширяющим его рамки, можно отнести сотрудничество к первой «фазе» партнерства – его самоорганизации. Поэтому далее мы будем считать сотрудничество и партнерство тождественными понятиями. По мнению В. Ойкена, полная конкуренция не сводится к борьбе каждого против каждого, а протекает в параллельном направлении, являясь «добросовестной» конкуренцией [6]. В таких условиях становится возможным использовать систему партнерства для регулирования конкурентоспособности.

Изучение возможной взаимосвязи между рентабельностью и уровнем развития партнерства проводилось на основе социологического метода, то есть опроса экспертов, которыми являлись руководители предприятий Костромской и, в небольшом количестве, Ярославской и Ивановской областей. Всего было проанкетировано 203 эксперта. Первая половина анкеты была посвящена изучению конкурентоспособности, основным индикатором которой служил достигнутый уровень рентабельности на предприятии и некоторые характеристики исследуемых объектов. Оказалось, что большинство предприятий имели частную форму собственности – 83,7%. По специализации предприятия оказались преимущественно аграрными и агропромышленными. Наибольшее разнообразие ответов было по вопросу о дополнительных услугах.

Результаты опроса

Результаты опроса подтвердили наши предположения о том, что для большинства предприятий (особенно аграрных и агропромышленных) дополнительным источником доходов служили услуги населению. На вопрос анкеты «Какова рентабельность Вашего предприятия (убыточность)?» ответили все эксперты. По результатам ответов 203 предприятия были разделены на три группы: убыточные (рентабельность менее 0%), с простым воспроизводством (рентабельность 0,1–25%) и с расширенным воспроизводством (рентабельность более 25%).

Средняя рентабельность составила 19,7%. В результате ответов на вопрос о ценах у 28,6% предприятий цены были высокими, у 45,8% – средними и у 12,8% – низкими. Такие результаты свидетельствовали о том, что большинство предприятий из-за ухудшения экономических условий и наступления кризиса пытались выйти из него за счет повышения цен, а не за счет их оптимизации.

Оказалось также, что 12,8% можно отнести к крупным, 57,1% – к средним и 7,9% – к малым и микро-предприятиям. Было установлено также, что у 21,1% предприятий затраты являлись высокими, у 38,4% – средними и у 17,2% – низкими. В целом же результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что около 20% организаций оказались неконкурентноспособными в существующих условиях рынка.

Другой блок вопросов был посвящен изучению развития на предприятии партнерских отношений. Оказалось, что никогда не имели партнерских отношений с предприятиями, организациями и частными лицами соответственно 1,5; 3 и 6,4% предприятий.

В настоящее время не имели их соответственно 8,4; 10,3 и 14,8% респондентов. Не собирались иметь партнерские отношения в будущем 1; 0,5 и 0,5% предприятий и собирались иметь партнерские отношения в будущем 3,9; 3,4 и 4,9%. Что касается балльной оценки, то она в среднем укладывалась в размеры 3–4, реже 5 баллов, то есть имела удовлетворительный качественный уровень. Следующий вопрос анкеты о степени важности различных видов и форм партнерства потребовал от экспертов особого внимания и умения мыслить на перспективу. Подсчитанные средние баллы по десяти видам и формам партнерских отношений были ранжированы. Результаты опроса приведены в табл. 1 (см. ниже). К высоко-значащим видам и формам партнерства относятся 1–3 ранги, к средне-значащим – 4–7 ранги, к слабо-значащим – 8–10 ранги.

Таблица 1

Условные ранги значимости различных форм партнерства

Значимость партнерства для предприятий с разной рентабельностью

Если бы уровень экономического развития (рентабельность) не влиял на значимость различных видов и форм партнерства, то результаты по группам были бы одинаковыми. Но это не так.

Проанализируем системы партнерских отношений, сложившиеся в зависимости от уровня рентабельности.

В отличие от общей тенденции (ранги по выборке) на убыточных предприятиях с рентабельностью менее 0% более значимым является гражданское партнерство в форме профсоюзов и внутренняя организация, структура предприятий, налаживание взаимовыгодных отношений внутри коллектива (соответственно 4 и 6 ранги вместо 5 и 7 рангов).

Если сравнивать с общей тенденцией, то менее значимым оказалось партнерство с меньшими по размерам экономическими организациями и с частными лицами («франчайзи»).

Социальное, зарубежное и бизнес-партнерство с конкурентами имели наименьшее значение для убыточных предприятий. Предприятия с простым воспроизводством (рентабельность до 25%) больше внимания уделяют партнерству с частными лицами и меньше занимаются налаживанием сотрудничества внутри своей экономической организации и профсоюзной деятельностью. Вместе с тем больший интерес они проявляют к сотрудничеству с другими странами (зарубежная форма), чем к партнерству с конкурентами (последний 10-й ранг).

Интересно, что у более успешной третьей группы предприятий с рентабельностью более 25% (расширенное воспроизводство) партнерство с конкурентами имеет большее значение, чем в других группах и в общей случайной выборке. На федеральном уровне предприятия проявили значительно меньшее стремление к партнерству со своим государством, зато заметно возрастает интерес к деятельности профсоюзов и внутренней организационной стабилизации структуры предприятия (6-й ранг).

Можно сделать общий вывод, что с повышением конкурентоспособности (рентабельности предприятия) руководители чувствуют себя более свободно и позволяют себе определенные экономические риски.

Рентабельность предприятий и уровень развития партнерских отношений

Была также выявлена общая тенденция, которая заключалась в том, что формальное партнерство имеется у подавляющего большинства предприятий во всех группах по рентабельности. В убыточной группе наибольшее число предприятий оформляло договора по требованиям законодательства со свидетелями – 23,5%. Менее осторожна в этом отношении была группа экономических организаций с простым воспроизводством. Большему риску подвергается убыточная группа и группа с расширенным воспроизводством – соответственно 2,9 и 5,1% предприятий используют устный договор и никак не оформляют партнерские отношения, что видимо, связано с присутствием случаев корпоративного сговора, то есть незаконной формы партнерства.

Данные исследований также свидетельствовали о том, что большинство договоров заключается на уровне предприятий и организаций, несколько меньше – на индивидуальном уровне (с частными лицами), еще меньше – на федеральном уровне (чем выше рентабельность предприятий, тем меньше их интересуют договора этого уровня).

Наименьший интерес предприятия всех групп (по рентабельности) проявили к зарубежному партнерству.

Для оценки уровня развития партнерских отношений были выбраны два показателя: удельный вес предприятий, которые имеют партнерские отношения в настоящее время (%) и качественная оценка партнерства в баллах (по 5-балльной шкале; «0» баллов значил полное отсутствие партнерства).

Первый показатель означал активность предприятий, второй – качество партнерских отношений. Результаты оценки приведены в табл. 2.

Из таблицы видно, что с повышением рентабельности предприятий повышаются оба показателя: характеризующий качество партнерских отношений и его наличие. Причем эта тенденция наблюдается как при партнерстве с предприятиями, так и с организациями, с частными лицами и по средним показателям.

Коэффициенты корреляции рентабельности с показателями уровня развития партнерства с предприятиями, организациями и частными лицами составили соответственно: 0,29; 0,28 и 0,25, что свидетельствует о том, что партнерство является хотя и не самым главным, но все же фактором, повышающим конкурентоспособность (рентабельность) предприятий.

Таблица 2

Влияние рентабельности предприятий на уровень развитияпартнерских отношений

Заключение

Таким образом, доказана положительная взаимосвязь между конкурентоспособностью (рентабельностью предприятий) и уровнем развития партнерских отношений.


Источники:

1. Гассий В.В. Партнерство и кооперация в управлении экономическим развитием местного сообщества в контексте теории социального капитала: монография. – М.: Финансы и кредит, 2007. – 136 с.
2. Гибало Н.П., Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Институты и экономические отношения: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – С. 174.
3. Исаева Е. Формирование партнерских отношений с конкурентами // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №9. – С. 93–99.
4. Курова Г.М. Институционализация конкурентоспособности, партнерства и качества // Золотые научные страницы. – 2009. – №1. – С. 130–132.
5. Медведев А.Ю. Социальное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности предприятий горно-металлургического комплекса: Дис. …канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2006. – 147 с.
6. Ойкен В. Основы национальной экономики. – М.: Экономика, 1996. – С. 178.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:04