Влияние транснациональных корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики

Козяйкин П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Козяйкин П.В. Влияние транснациональных корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье рассматриваются процессы глобализации и глокализации, проявляющиеся во взаимодействии. ТНК расширяют свою деятельность путем локализации отраслей, НИОКР – на региональном уровне. В условиях глобализации ТНК трансформируют свою деятельность, что приводит к развитию процесса глокализации мировой экономики.

Ключевые слова: НИОКР, глобализация, транснациональные корпорации, глокализация



Глобализация привела к формированию транснациональных корпораций (ТНК), оказывающих ключевое влияние на процессы социально-экономического развития в планетарном масштабе. В Докладе о мировых инвестициях Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию [1] отмечается, что на протяжении последних 20 лет менялись формы ТНК, масштабы их международных операций, в результате произошли изменения в их стратегии и структуре, которые сегодня определяют характер существующих и формирующихся рынков и отраслей. В частности, система интегрированного международного производства ТНК трансформировалась в интегрированную международную сеть, в рамках которой ТНК все шире координируют деятельность независимых или почти независимых структур, например, через механизмы субподряда и использования изготовителей оригинального оборудования. Ведущей тенденцией развития ТНК является диверсификация их деятельности. Сбытовая деятельность дополняется производственной (в добывающих и обрабатывающих отраслях), финансовой, научно-исследовательской и другими видами бизнеса. В этих сферах бизнеса опережающими темпами растут общие и зарубежные активы, инвестиции. Происходит наращивание масштабов и географическое развитие зарубежной сети производственных активов ТНК.

Географическая диверсифицированность производственных мощностей компании позволяет получать преимущества от изменения рыночной конъюнктуры на локальных рынках и приводит к развитию процесса глокализации. Деятельность ТНК охватывает практически все отрасли мирового хозяйства, в сферу их интересов входит большое число стран во многих регионах мира.

Трансформация глобализации в глокализацию

Глобализационные эффекты все больше (при нарастании экономической силы и мощи ряда стран, их самоиндентификации) сталкиваются с локальными факторами, заставляющими процесс глобализации видоизменяться, модифицироваться. Чем сильнее процесс глобализации, тем более востребованной становится локальная специфика, которая, воздействуя на процесс глобализации, трансформирует его, превращает в процесс глокализации. При этом локальное, местное начало начинает все более конвергировать с глобальным.

Процесс взаимодействия становится все более обоюдным, возникает и развивается процесс глокализации [2].

В конце XX – начале XXI века среди глобальных компаний выделяется и растет та часть, которую можно охарактеризовать как глокальные компании. Приведший к их появлению процесс глокализации мировой экономики отражает диалектику внутренне противоречивого процесса, вызываемого глобализацией рынков и стремлению к сохранению их национальной идентификации.

Механизм глокализации как конкурентное преимущество глобальной компании представляет собой симбиоз факторов, то есть технологической локализации, включающей адаптивное вхождение компании-пришельца в национальную рыночную среду посредством комплементарности, фрагментации, мимикрии (большинство «глокалов» позиционируют себя как часть местной экономики) и собственно глобализации, которая позволяет пользоваться ТНК ее эффектами, в частности всемирным масштабом операций, эффективными глобальными технологиями по формированию глобальных цепочек добавленной стоимости [3].

Отраслевая глокализация

Глокальные корпорации представляют собой новую разновидность фирм, в которых функции и процессы реализуются на мировом уровне. В результате достигается более высокая эффективность производства, углубляются кооперация и взаимная ответственность. Они способны оказывать воздействие на мировой рынок рабочей силы; потребителей, формируя стандарты потребления. Формирование глокальных ТНК обусловлено необходимостью преодоления глобализационных эффектов: ограничений развития международной торговли, усилений конкурентной борьбы на большинстве товарных рынков, сокращений транспортных, информационных издержек, роста потоков информации и информационного обмена, ограниченности определенных видов ресурсов.

В мировом масштабе в целом ряде отраслей доминирующее положение занимают ТНК, оказывающие существенное влияние на глобальное экономическое пространство в целом и обладающие возможностью реализовать свои интересы на территории других стран, развивая процесс глокализации. В качестве примера отраслевой глокализации можно рассмотреть формирование глобальной системы мирового автомобилестроения. Автомобильная промышленность – одна из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы развития.

Волна слияний и поглощений автомобилестроительных транснациональных компаний, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствуют о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень интеграции которых продолжает увеличиваться [4]. Процесс формирования глобальной системы мирового автомобилестроения коренным образом меняет территориальную организацию отрасли, адаптируя ее к интересам ведущих автопроизводителей. В конце ХХ века в мировой автомобилестроительной отрасли оперировало шесть ведущих олигополистов (Ford Motors, General Motors, Toyota Motors, Honda Motors, BMW). О развитии процесса глокализации мировой экономики свидетельствуют не только масштабы деятельности ТНК, но и взаимосвязь с другими отраслями. В автомобильную промышленность поступает половина мирового объема резины, 25% выпуска стекла, 15% стали и 15 % пластмасс. Одно рабочее место в автомобилестроении создает 5 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сфер торговли, технического обслуживания, ремонта и утилизации – 10 мест [5].

Международные бренды и глокализация НИОКР

Особо следует выделить влияние на развитие глокализации тех ТНК, которые концентрируют «в своих руках» международные бренды. Модель самостоятельного производства продукции собственных марок трансформируется в модель бизнеса, ориентированного на владение брендом. Крупнейшие компании, такие как «Ford», «General Motors», «Daimler-Chrysler», в значительной мере смещают производство деталей и узлов автомобилей в сторону внешних структур, одновременно проявляя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию своей продукции и развитие дилерской сети.

В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности бренд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик – потребитель. В равной степени это относится и к вспомогательным функциям. Компании при этом могут быть подразделены на две группы: те, что владеют брендом, и те, что группируются вокруг брендкомпаний, образуя сети внешних структур. Бренд-компании передают внешним структурам производство деталей, системы материального производства, крупные участки окончательной сборки патентованных изделий и бренд-продукции. Внешние сети предоставляют бренд-компаниям цепочки поставщик – потребитель, цепочки спрос – предложение, а также различные услуги, такие, как обработка финансовой информации, учет, технические сервисы, подбор персонала (международный аутсорсинг). Перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку новых брендов, развитие НИОКР. Лидерами по финансированию НИОКР являются транснациональные корпорации США, Японии, Германии, Франции и Великобритании – на их долю приходится 79% расходов на НИОКР. В среднем в мире расходы на НИОКР составляют 3,5% от объема продаж [6]. ТНК интернационализируют процесс НИОКР, вовлекая в него компании из развивающихся стран.

Глокализация НИОКР открывает перед развивающимися странами: доступ к инновационным технологиям, помогая создавать товары и услуги с высокой добавленной стоимостью; способствует развитию новых профессиональных навыков; стимулирует культуру новаторства посредством косвенного вовлечения в него местных компаний и учреждений; способствует укреплению инновационных систем; поднятию промышленного и технологического уровня страны; внедряет передовое оборудование и т.д.

Необходимость развития НИОКР в региональных подразделениях объясняется потребностью адаптировать достижения НИОКР к местным условиям.

Возросший уровень квалификации кадров из развивающихся стран, уровень технической оснащенности лабораторий позволяет выносить НИОКР в те структурные подразделения, где будет обеспечен максимальный результат. В то же время стремление вынести НИОКР в филиалы объясняется желанием сократить издержки за счет экономии на оплате труда. Кроме того, НИОКР могут дробиться на отдельные процессы, часть которых может быть вынесена за рубеж. Процесс выноса НИОКР на региональный уровень является этапом развития глокализации.

Заключение

Таким образом, в современных условиях мировая экономика развивается под влиянием деятельности ТНК путем трансформации и взаимодополняемости процессов глобализации и глокализации.


Источники:

Доклад о мировых инвестициях. Обзор. Инвес-
тиции в низкоуглеродную экономику. Юбилейный
двадцатый выпуск [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http: www.un.org/ru.
2. Авдокушин Е.Ф. Некоторые особенности процесса глокализации мировой экономики // Вопросы новой экономики. – 2008. – № 3–4. – С. 27.
3. Климовец О.В. Формирование и развитие российских транснациональных корпораций: автореф. на соиск. учен. степ. док. эконом. наук. – М.: 2010.
4. Громов А.Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 7.
5. The Economist. 02.09.2004; Международная ассоциация автопроизводителей // www.oica.net.
6. Доклад о мировых инвестициях. Транснацио нальные корпорации и интернационализация НИОКР. – Нью-Йорк, Женева, 2005. – 63 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:44