Партнерство государства и частного бизнеса как решение проблемы занятости населения

Пионтовский И.Н., Иголкина Л.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пионтовский И.Н., Иголкина Л.М. Партнерство государства и частного бизнеса как решение проблемы занятости населения // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 122-125.

Аннотация:
Развитие экономики страны невозможно без развития регионов. Высокий потенциал Дальневосточного федерального округа не используется в полной мере в связи с низким уровнем развития инфраструктуры, миграционным оттоком населения, дефицитом рабочей силы. Для повышения уровня занятости населения и сокращения безработицы решающим фактором является развитие партнерства государства и бизнеса, проведение активной политики занятости, направленной на создание новых рабочих мест.

Ключевые слова: трудовой потенциал, занятость населения, партнерство государства и бизнеса, трудовая активность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности невозможно без развития регионов.

Партнерство ради общества Дальневосточный федеральный округ (ДФО) относится к числу наиболее богатых регионов России по добыче и наличию природных ископаемых.

Между тем высокий потенциал округа не используется в связи с низким уровнем развития транспортной и энергетической инфраструктуры, миграционным оттоком населения, дефицитом рабочей силы, неразвитостью подготовки квалифицированных кадров.

По данным Росстата, численность экономически активного населения Дальнего Востока на 2009 год составила 3556 тысяч человек (см. табл. 1 на с. 123), уровень безработицы по Дальневосточному Федеральному округу (ДФО) – 9,4%. Среди субъектов ДФО наибольший уровень безработицы приходится на Хабаровский край – 10,5 %, наименьший на Чукотский автономный округ – 4,4 %.

Эффективным механизмом решения социально-экономических проблем все чаще становится государственно-частное партнерство (ГЧП), которое подразумевает привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для реализации общественно-значимых проектов.

В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства, где такие проекты реализуются главным образом на региональном уровне. Проекты, реализуемые через механизмы ГЧП, становятся важным инструментом повышения занятости населения и сокращения уровня безработицы: только в 2009 г, по данным Министерства регионального развития РФ, в 32 субъектах Федерации создано более 61 тыс. рабочих мест [1].

Правительством Российской Федерации была принята 19 марта 2002 года Федеральная целевая программа «Развитие Дальнего Востока и Забай калья на период до 2013 года». С учетом проектов государственно-частного партнерства общий объем инвестиций в объекты, включенные в ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, составит более 566 миллиардов рублей. Средства федерального бюджета составляют 426271,2 млн рублей, в том числе региональных бюджетов – 49505,8 млн рублей; местных бюджетов – 4767,1 млн рублей; внебюджетных источников – 85464,6 млн рублей.

Одной из основных задач программы является закрепление населения в регионе на основе сохранения и создания новых рабочих мест. При этом, согласно программе, за период ее реализации намечается достичь следующих основных показателей: создание рабочих мест – 69,9 тыс.; рост численности экономически активного населения в 2013 году по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза; снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) в 2013 году по сравнению с 2007 годом на 1,7 процентных пункта.

Таблица

Численность экономически активного населения,в том числе занятых и безработных в 2009 г.

Индикатор трудоспособности

Также главными условиями развития Дальнего Востока должны являться сохранение и развитие трудовых ресурсов за счет эффективного внутреннего их перераспределения, привлечения и закрепления кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, при условии повышения качества рабочей силы.

Несомненно, важным вопросом остается не только привлечение трудовых ресурсов из других регионов России, но и развитие трудового потенциала населения Дальнего посредством повышения его трудовой активности.

Общеизвестно, что развитие региона возможно только при повышении производительности труда и конкурентоспособности продукции региона в целом.

Способность населения региона выполнять определенный объем физической работы характеризуется долей трудоспособных членов общества.

Однако если характеризовать воспроизводство только этими показателями, то вне поля зрения остаются различия в трудовой активности работающего населения.

Производительность труда и аналогичные экономические категории, призванные характеризовать трудовую активность, в современных условиях далеко не всегда отражают реальное положение дел в силу неадекватности и прошлой, и настоящей экономической информации. Более надежным для этих целей будет применение индикаторных показателей, таких как, например, интенсивность миграции, которая свойственна именно самому активному и трудоспособному контингенту населения. Принимая во внимание показатели высокой доли пришлого населения и одновременно высокую численность покинувших регион жителей, можно провести классификацию регионов страны по уровню его подвижности и, соответственно, более надежное их ранжирование по степени трудоспособности активного населения.

Так, по результатам исследования было установлено, что максимальное значение трудовой активности характерно для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Москвы и Московской области, а также некоторых регионов Дальнего Востока России. Кроме того, повышенный уровень трудовой активности населения характерен и для Санкт-Петербурга и его городов-спутников, Североевропейской и Среднесибирской части России. Это обусловлено тем, что именно здесь самый высокий уровень заработной платы, максимальная загруженность производств, активность сферы обслуживания и малого бизнеса, высокий уровень жизни населения. В современных условиях основные группы населения указанных регионов наиболее пластичны и подготовлены к различного рода преобразованиям; кадры предприятий этих регионов с готовностью принимают новые условия, успешно подстраиваясь под изменяющиеся экономические ситуации.

Уровень занятости и социум

Заметим, что во всех старопромышленных регионах Европейской части России, а также в некоторых регионах Дальнего Востока и Забайкалья доля населения с высокой трудовой активностью не превышает 50%. Помимо этого необходимо отметить, что чем больше в возрастном составе населения региона доли лиц старшего возраста, тем менее активен этот регион в трудовой активности, это проявляется также в консервативности жизненных позиций и социальной структуре.

Социальная структура играет не последнюю роль в развитии трудовой активности не только индивида, но и региона в целом. Так, например, при достаточно высокой трудовой активности некоторых групп населения Северного Кавказа общий консерватизм социальной структуры этого региона не позволяет населению проявлять на местах свою трудовую активность в полной мере, что в результате приводит к большому уровню миграции.

Аналогичная ситуация, за исключением некоторых различий, имеет место и на Дальнем Востоке. Так, несмотря на достаточно высокую активность некоторых групп населения, общий низкий уровень развития трудовой активности регионов Дальнего Востока не позволяет реализовать их трудовой потенциал в полной мере, что ведет к значительному их оттоку в более благополучные регионы страны.

К тому же на уровень занятости населения оказывают воздействие макро- и микроэкономические факторы, при этом он зависит от влияния региональных, социальных, социально-психологических, демографических и культурных факторов.

Вывод

Для повышения уровня занятости населения и сокращения безработицы решающим фактором, на наш взгляд, является, во-первых, развитие партнерства государства и бизнеса, а во-вторых, проведение активной политики занятости, направленной на создание новых рабочих мест.


Источники:

1. Понизов П. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ [Текст] // Человек и труд, 2010. – №10.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 23:33:43