Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2011

Региональное развитие как основа структурных преобразований в экономике

Хорошавин Антон Андреевич, Преподаватель экономического факультета Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Россия

Зяблицкая Наталья Викторовна, к.э.н., зав. кафедрой "ОП и СД по экономике" филиала ГОУ ВПО"ЮУрГУ" в г. Нижневартовске, Россия

Regional Development as a Basis for Structural Reforms in the Economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 64

Аннотация:
В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. В связи с этим необходимо больше внимания уделять региональному и отраслевому развитию, учитывая при этом специфику и особенности каждого региона.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Хорошавин А.А., Зяблицкая Н.В. Региональное развитие как основа структурных преобразований в экономике // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 117-121.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Структурные преобразования и переход к этапу модернизации российской экономики, всякий раз ставит выбор между либеральной и дирижистской1 моделями, между ставкой на частную инициативу и бизнес или же на государство как на движущие силы модернизации и  роста экономики. Выбор при этом должен быть сделан в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы. Роль государства должна быть выше, чем до сих пор, особенно в поддержке полезных структурных сдвигов и проведении институциональных реформ.

Правительство и либеральная экономика

Преимущественно либеральная модель развития, ставка на частную инициативу предполагает определенную, но обязательно активную роль государства в повышении конкурентоспособности. Прежде всего, она состоит в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, в создании атмосферы доверия между бизнесом и властью.

В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должно идти снизу – от бизнеса и от регионов. Функция национального правительства – не в том, чтобы самостоятельно определять и реализовывать долгосрочные приоритеты (это было возможно 40 лет назад, но, практически, невозможно в современном глобальном и динамично изменяющемся мире), а в том, чтобы создавать условия для мобилизации ресурсов и реализации тех возможностей, которые есть у частного бизнеса.

В последнее время все более актуальной, и это подтверждается научной дискуссией, в которой участвуют промышленная, научная, политическая общественность, становится проблема разработки новой стратегии регулирования структурно-инвестиционных преобразований в экономике. Под стратегией управления структурно-инвестиционными преобразованиями понимается пакет взаимосвязанных документов, включающий: концепцию структурно-инвестиционных преобразований в промышленном секторе; программу структурно-инвестиционной политики, пакет проектов нормативно-правовых актов по ее осуществлению.

Серьезные ориентиры в данном направлении были изначально заложены в "Плане Путина", и получили более детальную транскрипцию в "Стратегии 2020". В настоящее время в качестве субъектов структурно-инвестиционных преобразований очень активно начинают выступать регионы, которые даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров.

Стратегия социально-экономического развития регионов

Во многих субъектах Российской Федерации были разработаны стратегии и программы структурно-инвестиционной политики в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают. Колоссальная работа в данном направлении проводилась и проводится в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Наглядным примером успешной реализации социально-экономической политики государства служит г. Нижневартовск. Огромным преимуществом Нижневартовска стало наличие у города долгосрочной стратегии развития. По инициативе городской администрации был утвержден Стратегический план развития Нижневартовска, который позволил определить имеющиеся силы и ресурсы, расставить приоритеты, сформулировать четкие ориентиры, базирующиеся на модернизации всех сфер деятельности. 

Для эффективной реализации Стратегии-2020 необходимо единство действий всех уровней и ветвей власти – федеральной, региональной и месной, исполнительной и законодательной. Единая команда во многом уже сформирована: Президент России, Председатель Правительства России, Губернатор Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры, Законодательное Собрание ХМАО-Югры – все они нацелены на решение общих задач, проведение четкой единой политики, направленной на повышение уровня и качества жизни людей.

Необходимо, чтобы и на муниципальном уровне и далее реализовывался тот же курс, который осуществляется на федеральном и окружном уровне, чтобы Нижневартовская городская Дума вместе с Главой города и окружными органами власти реализовывали курс Д.А. Медведева и В.В. Путина, курс модернизации.

На форуме в г. Новосибирске В.В. Путин заявил, что необходимо активизировать работу по выработке стратегий социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации. Ставится задача по консолидации вокруг этого развития научных, деловых кругов, общественных организаций.

По мнению председателя правительства, подходы к развитию регионов должны строиться на следующих принципах:

– во-первых, точкой отсчета должны быть реальные потребности людей и уровень их удовлетворения;

– во-вторых, решая одни проблемы, нельзя порождать новые.

Нельзя допустить воспроизводство архаичной, искаженной моноструктуры экономики, а такого в сибирских регионах достаточно. Это значит, чтобы этого не допустить, в каждом регионе должно быть место для малого и среднего бизнеса, для инноваций, для развития высокотехнологичных производств, для современного высокоэффективного сельского хозяйства.

И, конечно, осваивая природные ресурсы, возводя промышленные объекты, необходимо минимизировать негативные воздействия на природу, а для этого – использовать самые современные технологии; в-третьих, должны появиться и современная инфраструктура, и среда благоприятная для бизнеса – среда, в которой никто не будет чувствовать себя на периферии экономического и социального развития.

Конкурентные преимущества регионов

Необходимо найти конкурентные преимущества для каждого региона. 

Максимально задействовать потенциал каждого региона. Это важнейший залог сохранения России как единого государства; в-четвертых, конечно, есть общие для всей страны задачи по модернизации экономики и социальной сферы. Но, в то же время, у каждого федерального округа есть своя специфика, которую нельзя упускать из вида.

Что, может быть, и является характерным для сибирского региона – это, конечно, необходимость освоения обширных новых территорий, где пока не хватает дорог и энергетических мощностей, где все эти масштабные и капиталоемкие объекты, во всяком случае, в значительной части, нужно начинать с нуля; в-пятых, проекты, которые предстоит реализовать, как правило, сложные и многоуровневые.

В них пересекается множество вопросов: от возведения социальных объектов до проблем лицензирования и недропользования.

И чтобы избежать ошибок, напрасной траты сил и ресурсов, с самого начала необходимо отстроить эффективную систему управления.

Министерство регионального развития должно стать полноценным менеджером таких проектов, обеспечивать координацию усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов развития, крупных компаний и естественных монополий, частных инвесторов и общественных организаций. А не ограничиваться, как сегодня, традиционными министерскими функциями – распределением бюджетных средств, сбором отчетности по отдельным, часто не связанным между собой, проектам или программам развития отдельных территорий.

Каждый субъект Федерации, город, муниципалитет, бизнес, общественные объединения должны понимать свою роль в единой логике развития и модернизации страны, в общей картине должен видеть свое место, чувствовать вовлеченность в решение общенациональных задач. Но в то же время иметь собственные, абсолютно конкретные планы действий на ближайшее годы и на среднесрочную, более отдаленную перспективу.

Задача состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма и местного самоуправления, деловой и гражданской инициативы, создать условия и стимулы для развития, для тех, кто хочет и стремится добиваться большего.

Структурные преобразования

Политика структурных преобразований должна обеспечивать переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. В этом и состоит суть структурных преобразований. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Политика структурных преобразований должна обеспечить выход России на новый качественный уровень своего развития и эффективное позиционирование в мировом пространстве.

Для обеспечения достижения главной цели структурной перестройки необходимо, с одной стороны, поощрять ускоренное развитие новых наукоемких отраслей, технологических инноваций, высокопроизводительного производственного аппарата, а, с другой – оказывать поддержку и неэффективным или малоэффективным отраслям и сферам деятельности. Это целесообразно с целью недопущения возникновения угрозы безопасности от прекращения поставок продовольствия, машин, оборудования; угрозы увеличения уровня безработицы, роста социальной напряженности в обществе, возникновения региональных кризисов.

Вывод

Опыт российских фирм убедительно доказывает способность российского бизнеса повышать конкурентоспособность и добиваться успеха. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов – или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Евтушенко Е.В. Модели и технологии реструктуризации нефтеперерабатывающего предприятия. – М.: Химия, 2003.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Нефть России. – 2010. – № 10.
3. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года // Российская газета. – №4799.