Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2011

Анализ развития российского предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии

Манашеров Тамаз Омарович, кандидат экономических наук, Президент ЗАО «Юнидент», г. Москва, соискатель ученой степени доктора экономических наук Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск, Россия

Analysis of the Development of Russian Enterprising in the Area of Dentistry Material Support - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
В статье анализируется развитие предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России в период после 1992 г. Выявлены особенности формирования частного сектора в данной сфере бизнеса.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Манашеров Т.О. Анализ развития российского предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 129-134.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


На рубеже 80–90-х годов ХХ века в России имело место неудовлетворительное положение в сфере материально-технического обеспечения стоматологии. Выпускавшиеся советской промышленностью стоматологические инструменты и материалы были низкого качества. Кроме того, имел место дефицит даже этих низкокачественных предметов и средств труда врачей-стоматологов. В конце 80-х годов XX века в России потребность по многим медицинским инструментам, включая стоматологические, удовлетворялась на 15–30% [1]. Поэтому в начале постсоветского периода в России остро стояла задача обеспечения стоматологической отрасли качественными стоматологическими инструментами, оборудованием и материалами. Эта задача была решена двумя путями:

1) массовым импортом современного оборудования, инструмента и материалов;

2) созданием частным бизнесом производства стоматологических инструментов и материалов внутри страны.

Российские предприятия, производящие материалы и оборудование для стоматологии

Анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения стоматологии затруднен из-за весьма ограниченного доступа к экономической и финансовой информации о предприятиях, работающих в этой сфере. Как правило, это небольшие компании, имеющие юридическую форму закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Такие фирмы не обязаны публично размещать данные о своем развитии. Помимо этого, в целях оптимизации налогообложения и защиты бизнеса от недружественных захватов и поглощений компании имеют сложные юридические структуры, в некоторых случаях включающие несколько аффилированных между собой юридических лиц. В результате, для оценки реальных объемов производства и продаж необходимо располагать консолидированными данными о всей группе компаний, составляющих конкретный бизнес. Последнее обстоятельство еще более затрудняет количественные оценки в данной области предпринимательской деятельности. Исключение составляют предприятия, имеющие юридическую форму открытых акционерных обществ, которые обязаны публиковать информацию о результатах своей деятельности, структуре собственности, существенных сделках и т.д. Однако таких предприятий в данной сфере предпринимательской деятельности немного.

В последние два десятилетия российская медицинская промышленность развивалась в условиях жесткой конкуренции, которая осуществлялась с двух сторон. С одной стороны, на рынок России ввозится большое количество высококачественной дорогой продукции, произведенной в странах ЕС, США, Японии и продукции в среднем ценовом сегменте, произведенной в Южной Корее.

Эти товары, в основном, приобретается частным сектором стоматологического бизнеса. С другой стороны, в последние годы на российский рынок начался массовый ввоз дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая начала оказывать давление на российских производителей на их традиционном рынке – поставкам для государственных лечебных заведений.

Состояние материально-технического обеспечения стоматологии в России

Такой конкурентный прессинг имел двоякие последствия.

1. Измеренный в сопоставимых ценах объем продаж у традиционных предприятий медицинской промышленности, сохранившихся с советских времен, фактически не увеличивался. Однако острая конкуренция заставила таких производителей существенно расширить ассортимент и повысить качество продукции и эффективность производства. Ярким примером такого предприятия является ОАО Казанский медико-инструментальный завод.

2. Отсутствие на рынке качественных отечественных стоматологических материалов и инструментов и дороговизна импорта стимулировали в 90-е годы создание в анализируемой сфере предпринимательства целого ряда частных предприятий, часть из которых успешно развилась, обеспечила частичное импортозамещение по стоматологическим материалам и инструментам и начала выходить на международный рынок. Примером таких компаний являются ООО «ВладМиВа» (г. Белгород), производственный комплекс «Аверон» (г. Екатеринбург), группа компаний «Русимплант» (г. Москва), ООО «Рус-Атлант» (г. Москва) и др.

Проведенная нами количественная оценка соотношения импортных и отечественных товаров в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России была основана на следующей информации:

1) достаточно ограниченных официальных данных о производстве и импорте оборудования, материалов и инструмента для стоматологии в России в 2000-е годы, предоставленных по нашему запросу Росстатом [2];

2) фактических данных об удельном потреблении материалов и инструмента в стоматологии в расчете на одно рабочее место стоматолога в городах России;

3) оценке количества рабочих мест стоматолога в России, равной в 2008 г. примерно 83 тысячи [3, с. 166]. В результате было выявлено, что рынок рентгеновских установок для стоматологии (включая пленку для них) в России в настоящее время имеет емкость примерно 72 млн долл. США или 2,2 млрд руб. в год, а его потребности практически полностью (более чем на 95%) покрываются за счет импорта. Емкость рынка расходных материалов и инструментов для стоматологии равна приблизительно 420 млн долл. США или 12,5 млрд руб. в год. Доля импорта на этом рынке составляет примерно 25%.

Российские производители, адаптировавшиеся к рыночным условиям

Анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России в период 1990–2010 гг., основанный на открытых данных (см., например, [1], [4] – [12]), позволяет сделать следующие выводы.

1. В постсоветский период в России сохранились, сумели адаптироваться к рыночным условиям и продолжили выпуск стоматологической продукции ряд предприятий, созданных в советский период. Например, одно из крупнейших предприятий медицинской промышленности – ОАО «Казанский медико-инструментальный завод», разрабатывающий и выпускающий стоматологическое оборудование и инструмент для терапевтической стоматологии, зуботехнических и ортопедических работ.

2. Следующее направление развития бизнеса – создание совместных предприятий с иностранными производителями (ЗАО «СтомаДент», «Делкам – Урал», группа компаний «Русимплант»). Эти компании развернули производство в России с использованием западных технологий и методов управления бизнесом. Это в начале 90-х годов способствовало сокращению дефицита качественных стоматологических материалов и инструмента, а позже сдерживало рост цен на данный вид продукции в связи с отсутствием таможенных пошлин в цене производимых в России товаров стоматологического назначения.

3. Были созданы научные инновационные компании, которые производят собственные стоматологические материалы и торгуют отечественными и импортными стоматологическими материалами и оборудованием («ВладМиВа», ЗАО НПО “Полистом”, ООО "НКФ Омега-Дент"). Данное направление формирования материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России обеспечило использование в рассматриваемом сегменте исследуемого рынка научно-технического задела и кадрового потенциала, накопленного в советский период в отраслевой и академической науке.

4. Создание компаний бывшими работниками предприятий военно-промышленного комплекса («Аверон», ЗАО «Тайфун-мед», ООО «Рус-Атлант») в ходе резкого сокращения объемов производства и высвобождения рабочей силы в ВПК. Этот путь развития предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг позволил привнести в него высокую производственную культуру, технологии и высококвалифицированную рабочую силу предприятий ВПК. Это содействовало формированию российских производств стоматологических товаров, способных производить продукцию, конкурентную на внутреннем и международном рынках.

5. Как правило, производители продукции для стоматологии формируют группу компаний, включающую собственно производственную фирму, исследовательский центр, торговый дом, через который идет реализация собственной продукции, а также товаров, произведенных другими отечественными и зарубежными поставщиками.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сухонос С.И. Фирма Рус-Атлант. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.stomvest.ru/lnks/products_67.shtml
2. Производство, импорт оборудования, материалов и инструмента для стоматологии в России в 1997–2009 гг. – М: Росстат. Официальные данные от 17.01.2011.
3. Манашеров Т.О. Развитие рынка стоматологии в России // ЭКО № 2, 2011, с. 161–168.4. Научно-производственный комплекс «Аверон». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://averon.ru/company
5. ООО Аванта Инвест. – [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.avantainvest.ru
6. Чуев В.П. Владмива: стоматология будущего. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.vladmiva.ru./index.php?option=com_content&view=article&id=147&Itemid=37.
7. Закрытое акционерное общество "Стоматология-Дентистри" – ЗАО "СтомаДент" [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.stomadent.ru/index.php?razdel=2
8. ЗАО НПО «Полистом». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.polystom.ru
9. Производственное предприятие «Целит». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.celit.ru
10. Омега-Дент. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.omegadent.ru
11. Группа компаний «Русимплант» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.rusimplant.ru /about.shtml
12. Открытое акционерное общество «Казанский медико-инструментальный завод». Годовой отчет по итогам работы в 2009 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kmizmarket.ru