Внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия

Иванов Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Е.А. Внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 82-87.

Аннотация:
В статье анализируются основные внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия, выделяются основные направления стратегического планирования и стратегического управления.

Ключевые слова: инвестиции, стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегия, деятельность предприятия, внешние и внутренние факторы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Становление рыночных отношений в России, уход от централизованного планирования и регулирования создали условия, которые коренным образом изменили влияние внешних и внутренних факторов окружающей среды на функционирование предприятий. Реформы, проводимые в рамках рыночных отношений, усилили воздействие внешних факторов на благополуное развитие предприятий в сфере материального производства. Однако эти же условия создали ситуацию, при которой существенно изменились факторы, зависящие от деятельности самого предприятия. При таких обстоятельствах важным моментом является разработка и реализация стратегии развития предприятия с помощью эффективного стратегического управления. Но прежде необходимо поставить стратегическую цель, в которой будет выражена будущее состояние экономической системы предприятия. Как правило, стратегическая цель является результатом стратегического прогнозирования.

Предмет стратегического планирования

Допустим, предприятие поставило перед собой глобальную цель по улучшению социально-экономического положения предприятия, тогда стратегическое прогнозирование будет базироваться на имеющихся ресурсах, а именно: материальных, трудовых, финансовых, природных и информационных. Собранная информация об этих ресурсах должна быть подвергнута тщательному анализу, который поможет определить влияния внутренних и внешних факторов, препятствующие созданию материальных и социальных благ. То есть деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, именно она должна привести к длительной жизнеспособности предприятия в изменяющихся условиях.

Стратегическое управление в целом направлено на решение проблем организаций. Такое управление ориентировано на будущее, связано с основными целями предприятия и находится под воздействием трудно контролируемых внешних факторов.

Предмет стратегического планирования и управления определятся основными ориентирами:

– проблема, решение которой непосредственно связано с реализацией цели деятельности предприятия, достижением его эффективности с помощью обеспечение взаимосвязи ресурсов, результатов и задач;

– проблемы и решения, связанные с некоторыми элементами предприятия, необходимыми для достижения поставленных целей, но в данный момент отсутствующими или не имеющимися в нужном объеме;

– проблемы, связанные с внешними и внутренними факторами, которые трудно контролировать.

Как правило, большее влияние оказывают внешние факторы. Отсюда можно сделать вывод, что во избежание ошибок необходимо определить, какие политические социальные, экономические, научно-технические и другие факторы окажут наибольшее влияние на будущее предприятия при выборе стратегии и направления его развития.

Два направления стратегического управления

На современном этапе экономического развития России выделяют два направления стратегического управления.

Первое направление основано на развитии стратегического планирования, а именно на анализе и развитии стратегии. Стратегическое планирование придает организации не только индивидуальные черты, но и определенность, которая гарантирует ему результативность последующих действий. На практике предприятия, осуществляющие комплексное стратегическое планирование и управление, работают на рынке более успешно, их продукция более конкурентоспособна. Концепция стратегического менеджмента возникла на основе методологии стратегического планирования. В отличие от обычного долгосрочного планирования, стратегическое планирование учитывает не только тенденции, характерные для долгосрочного планирования, но и систему возможностей и опасностей в развитии предприятия, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде. Следовательно, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает поставленной цели. В этой связи особое внимание следует уделить управлению инвестиционной деятельностью предприятия.

Второе направление – основано на решении стратегических задач, которые неожиданно возникают в процессе управления предприятием. В основном это характерно для тех отраслей, в которых изменения во внешней среде происходят часто и непредсказуемо, вследствие чего менеджменту предприятия приходится реагировать немедленно, времени на пересмотр стратегии не остается. В таких ситуация владельцы предприятий могут увидеть в действие само руководство и менеджеров, а также проверить на практике действие выбранной стратегии. Согласно международной практике, основной план стратегического развития предприятия представляется в виде заранее разработанного и проанализированного бизнес-плана, бизнес-план является структурированным проектом развития предприятия. В основном бизнес-планы связаны, прежде всего, с привлечением инвестиций. В современных условиях разработка на предприятии инвестиционной стратегии базируется на концепциях стратегического менеджмента, которые активно реализуются с 70-х годов двадцатого века в крупных компаниях США и стран Западной Европы.

Концепции стратегического менеджмента показывает четкую позицию предприятия, которая представляет систему принципов и целей его функционирования, механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структур и форм адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Управление инвестиционной деятельностью предприятия

Инвестиционная деятельность самого предприятия напрямую связана со стратегией его развития и миссией. Разрабатывая инвестиционную программу и формируя впоследствии инвестиционный портфель предприятия, менеджмент предприятия должен не только рассматривать и просчитывать показатели эффективности инвестиционного портфеля, но и проводить стратегический анализ и оценку влияния данного мероприятия на его позиции, и экономический потенциал. Формирование инвестиционной деятельности предприятия можно представить в виде следующих шагов:

1) формулировка проекта. Топ-менеджмент предприятия анализирует текущее состояние дел на предприятии и определяет наиболее приоритетные направления дальнейшего его развития. По сути, это создание бизнес-плана;

2) подготовка проекта. После того как бизнес-план прошел предварительное одобрение и проверку, менеджментом делается более глубокий анализ дальнейших перспектив, прорабатываются все возможные варианты, до момента, пока не будет принято окончательное решение. Данное решение может быть как положительным, так и отрицательным. В целом дальнейший успех реализации проекта будет зависеть от поиска и сбора исходной информации, которая поможет правильно раскрыть данные, появляющиеся в процессе проектного анализа;

3) экспертиза проекта. Затрагивает техническую сторону, она может проводиться как консалтинговыми фирмами, так и собственными силами. Как правило, крупные предприятия нанимают крупные консалтинговые компании;

4) осуществление проекта, то есть реальное развитие бизнес-плана. Здесь менеджмент отслеживает и анализирует все виды деятельности по мере их выполнения;

5) оценка результатов. Производится по завершении или в процессе выполнения проекта.

Управление реализацией стратегии предприятия

Основная цель заключается в том, чтобы получить реальную обратную связь между заложенными идеями и степенью их фактического выполнения. Стоит также обратить внимание на оперативное управление реализацией стратегии развития предприятия.

Разработанная модель оперативного управления реализации стратегии предприятия предусматривает: организацию мониторинга выполнения оперативных и стратегических планов, разработку методов экономической оценки резервов и недостатков, разделение всей полученной оперативной информации, влияющей на достижение оперативных и стратегических задач, формирование базы данных о недостатках и резервах, о причинах и виновниках, а также о потенциальных потребителях этой информации, организацию сбора, обработки и передачи информации в режиме времени с использованием доступных средств, организацию пользования оперативной информацией с учетом фильтрации и корректировки, текущих и стратегических планов, увязку результатов достижения оперативных и стратегических целей персонала со служебной карьерой и вознаграждением.

Управление реализацией стратегии представляет собой стратегические и тактические изменения, которые обеспечиваются следующими моментами:

– четкая постановка задач и доведение оперативных и стратегических планов до исполнителей;

– организационная структура, способная успешно выполнять стратегические задачи;

– возможности реализации стратегии, концентрация необходимых ресурсов на стратегически важных направлениях;

– персонал, заинтересованный в выполнении поставленных задач;

– своевременное доведение до исполнителей принимаемых решений, обеспечиваемое системным мониторингом и контролем;

– объективная оценка результатов, оперативное, стратегическое регулирование на основе экспресс диагностики.

Таким образом, управление реализацией стратегических планов представляет собой динамичный процесс, при котором должны отслеживаться негативные причины, риски и тенденции развития по сферам управления и принятия своевременных необходимых решений по их предупреждению или разработке мер по их ликвидации.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что планирование инвестиций является стратегической и наиболее сложной задачей управления предприятием. При этом важно учитывать все аспекты экономической его деятельности, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. Объективный анализ всех этих показателей и корректная оценка рынка, а также сильных и слабых сторон предприятия являются надежной основой правильного стратегического выбора высшего руководства предприятия.


Источники:

1. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2009.
2. Вахрин П. И. Инвестиции: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008.
3. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.
4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);
5. Менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009
6. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов. – СПб: Питер, 2010.
7. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. – СПб: Питер, 2010.
8. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Страница обновлена: 02.04.2024 в 13:38:17