Научный базис концепции управления стоимостью: маржиналистская теория ценности

Волков А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Волков А.И. Научный базис концепции управления стоимостью: маржиналистская теория ценности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 76-80.

Аннотация:
В статье рассмотрены основы теории ценности в маржинализме. Анализируются различные аспекты стоимостного мышления, используемые в концепции управления стоимостью. Автор приходит к заключению, что концептуальные основы, заложенные маржиналистами, сегодня позволяют оценивать уровень развития компании в конкретных количественных величинах.

Ключевые слова: цена, стоимость компании, стоимость, ценность, маржинализм, ценностноориентированное управление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная экономическая наука отражает все основные черты жизни общества в XXI веке. Среди них особое место занимает процесс постоянного роста, совершенствования, применения инноваций, который возможен при наличии адекватной научной основы.

Концепция управления стоимостью имущества – одна из наиболее перспективных в современном менеджменте. В основе своей она имеет положения, высказанные в трудах маржиналистов. Следовательно, для более глубокого понимания сущности самой концепции принципиально важно разобраться с базовыми понятиями и законами.

Сущность маржинализма. Маржиналистская теория стоимости

Впервые понятие ценности благ, из которого позднее выросла концепция управления стоимостью имущества, подверглось детальному анализу в трудах маржиналистов. Общий ход их исследований принято разделять на два этапа.

Первый этап (70-е гг. XIX в.) связан с формированием математических основ экономических изысканий.

Особенно заметную роль в этом процессе сыграли У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и др.

Второй этап связан с трудами А. Маршалла, Дж. Кларка в 90-е годы XIX в. [2, с.87], когда имевшиеся наработки о происхождении, сущности и особенностях ценности благ трансформировались в количественные стоимостные категории, которыми до сих пор оперирует экономическая наука.

Целью настоящей работы является изучение основных этапов формирования понятия ценности (стоимости) благ в работах первых маржиналистов. Они возвели понятие ценности на верхний уровень в иерархии экономических понятий, что не наблюдается в других экономических школах при решении вопросов формирования стоимости и цены.

Маржинальная экономическая теория занимается исследованиями предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономических систем разных масштабов – от фирмы до отрасли и даже всего народного хозяйства [3, с. 272]. Неоспоримая заслуга маржинализма в том, что на смену теоретическим конструкциям приходят точные математические формулы. Благодаря такой формализации открываются дополнительные широкие возможности анализа текущей деятельности предприятий и прогнозирования различных вариантов развития.

Первыми всесторонне начали исследовать категории полезности, ценности и стоимости представители австрийской школы маржинализма. Их безусловная заслуга в том, что субъективная полезность (ценность) некоторого блага утверждается как самостоятельное понятие, как базис рыночного ценообразования [1, с.86].

При этом товар на рынке приобретает ценностные характеристики лишь в том случае, если он обладает одновременно и полезностью, и редкостью.

Действительно, в современных принципах определения стоимости имущества отмечается, что его стоимость среди прочего зависит от способности удовлетворять интересы потенциального потребителя и уровня рыночного предложения. Чем выше полезность товара при ограниченном рынке, тем более ценным он выглядит в глазах потребителя, тем выше его гипотетическая стоимость и реальная цена.

Ценность благ…

Рассмотрим первый этап глубокого переосмысления ценности благ более подробно.

Теория спроса была достаточно четко сформулирована Курно (1838), однако она не была основана на концепции полезности. Дюпюи (1844) проводил анализ полезности, но идентифицировал кривую спроса с кривой предельной полезности. Госсен (1854) впервые определил условия максимизации полезности.

Тем не менее, отправной точкой считаются теории Менгера (1871), Джевонса (1871) и Вальраса (1874). Исследователи определили основную маржиналистскую структуру, определив главный фактор экономической ценности блага. От того, как оценивают субъекты продукт, зависит характеристика его предельных единиц, из чего позднее сформировалось понятие «предельной полезности» [5].

Й. Шумпетер так сформулировал фундаментальный постулат (или «закон») для новой, известной также как «психологической», теории ценности: по мере потребления дополнительных количеств каждого блага интенсивность нашей потребности в дополнительных «единицах» блага монотонно убывает до нуля и предположительно далее – в область отрицательных чисел [4, с. 1200].

В свою очередь, Менгер сформулировал основные человеческие желания для понимания маржинализма таким образом: во-первых, существуют различные категории потребностей, вкусов или желаний, например потребность в пище, крове, одежде и т.д., которые определяют концепцию «благ» и могут быть ранжированы в определенном порядке (субъективной) важности; во-вторых, внутри каждой из этих категорий потребностей существует как психическая реальность, так и определенная последовательность желаний дополнительных количеств каждого блага, которые мы испытываем по мере потребления все новых и новых количеств блага [4, с. 1200].

…и стоимость имущества

Джевонс впервые выражает полную полезность как количественную функцию зависимости от количества потребляемого товара, а предельную полезность как функцию, полученную путем дифференцирования полной полезности.

Базируясь на тех же предположениях, Вальрас систематизирует субъективную теорию стоимости в когерентную теорию цены, и впервые устанавливает точные взаимосвязи между предельной полезностью товара и спросом на него.

Сейчас результаты этой работы отражены в группе принципов определения стоимости имущества, известных как принципы полезности, замещения и ожидания, которые учитывают субъективные представления пользователя.

Кроме того, Менгер, Госсен, Вальрас и Джевонс показали, что меновая ценность может объясняться в терминах потребительной ценности. Такую закономерность А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс считали невозможной [4, с. 1201–1202].

Примечательной фигурой в развитии теории является А. Маршалл.

Во-первых, он рассматривает процесс совершения покупки изолированным субъектом, а не обмен среди многих потребителей. Во-вторых, он устанавливает, что розничные цены определены рынком, и не являются результатом процесса обмена.

В-третьих, домашнее хозяйство, по его мнению, не имеет запаса предметов потребления для торговли, но имеет денежные сбережения для покупки предметов потребления [5].

В 1910-х годах важнейший вклад в теорию, который основывался на структуре общей полезности, внесен исследованиями Слуцкого (1915) и Джонсона (1913). Первый изменений в доходе индивидов на спрос, он строит кривую кривые цена-потребление и доход-потребление. Второй окончательно систематизировал теорию потребительского спроса в структуре общей полезности благ.

В 1915 г. Слуцкий журнале «Giornale degli Economisti» издал фундаментальную статью, где подробно рассмотрел вопросы максимизации полезности, компенсированного изменения цены и т.д.

Его идеи были переформулированы Дж. Хиксом и Р. Алленом, которые заменили понятие полезности предельной нормой замещения и разделили влияние изменения цены на спрос на эффект дохода и эффект замещения.

К современной стандартной форме неоклассическая теория потребления была приведена Дебре, который стремился к полной спецификации предположений, точной формулировке заключений и строгости логических выводов аксиоматического исследования.

Определенные наработки в этой области содержатся в работах Люке-Таки, Саппеса-Винета и Шипмена [5].

Заключение

Как показывает проведенное исследование, научные труды У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, Й. Шумпетера, Дж. Хикса, Р. Аллена, А. Маршалла и др. сыграли важную роль в процессе создания главных принципов определения ценности благ, оценки имущества и управления его стоимостью.

Во-первых, заложены основы сравнительного подхода к оценке, согласно которому стоимость определяется исходя из субъективных представлений пользователя о ценности конкретного объекта в ряду аналогов.

Полезность и редкость данного имущества, введенные и проанализированные маржиналистами, напрямую определяют его текущую стоимость.

Во-вторых, определены основные критерии повышения и снижения ценности продуктов и ресурсов, привлекаемых для их производства.

Благодаря этому, сформированы принципы расчета стоимости различных видов имущества, основанные на представлениях пользователя и действии рыночных факторов. Вся оценочная деятельность в Российской Федерации опирается именно на эти принципы, источники которых, как установлено, лежат в трудах маржиналистов.

В-третьих, формализованы процедуры обоснования ценности продуктов, представленных на рынке.

Это дает возможность использовать математические методы в области нечетких множеств и параметров, характеризующих объекты оценки и управления. В частности, концепция управления стоимостью бизнеса, благодаря нововведению маржиналистов, позволяет оценивать уровень развития компании в конкретных количественных (стоимостных) величинах.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило колоссальное значение трудов маржиналистов для современной экономической науки и практики управления предприятием.


Источники:

1. Агапова И.И. История экономических учений: учеб. пособие / И.И. Агапова. – М.: Экономистъ, 2005. – 285с.
2. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: Учеб.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 200с.: ил.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
4. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. – СПб: Экономическая школа, 2001 г. Т.3. Х + 678с.
5. Тихонович С.В. Развитие теории потребительского спроса. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rusnauka.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:01