Модернизация автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов

Гаджиев Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гаджиев Г.М. Модернизация автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 142-146.

Аннотация:
В статье рассматриваются пути и методы решения актуальных проблем, связанных с модернизацией автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов.

Ключевые слова: финансирование, финансово-промышленные группы, кризис, предприятия, промышленность, модернизация, Автоваз

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мировой финансовый кризис, охвативший экономики всех стран мира в 2008–2009 гг. оказал угнетающее воздействие на спрос населения на автомобили.

Процессы, происходившие в экономике страны, были беспрецедентны.

В первую очередь в силу того, что в России недостаточный уровень среднетехнологичных отраслей высокого уровня, куда входит автомобилестроение. Например, объемы падения автомобильной промышленности за период кризиса в Самарской области достигли 30%. По меркам любого государства такое падение неизбежно должно было привести к банкротству. В этой ситуации правительство области сработало оперативно и без грубых ошибок. Был реализован антикризисный план, поддержанный со стороны правительства России. И теперь можно констатировать, что эти действия привели к положительным результатам.

Позитивные изменения на АвтоВАЗе

Какова сейчас ситуацию на АвтоВАЗе? Завод во многом длительное время определял экономику региона, и его фактический крах в начале в 2009 года был тяжелым ударом. В результате принятых антикризисных мер ситуация на предприятии стабилизировалась. Работает уже второй этап программы утилизации старых автомобилей. В 2009 году завод выпустил около 600 тысяч машин. Это прекрасный результат, особенно если учесть, что одна сборочная линия закрыта и модернизируется, ведется всесторонняя подготовка к запуску новой линейки автомобилей совместно с «Рено-Ниссан». Одновременно завод вынужден решать проблемы с кредиторами, дочерними предприятиями. Но все видят и, соответственно, у всего региона появляются новые перспективы развития. Новые планы развития АвтоВАЗа предполагают, помимо всего прочего, совершенно иные требования к качественному уровню продукции компонентных производств и их инновационности. Ситуация очень непростая, и у нее есть свои нюансы. Ее позитивному развитию должно способствовать появление особой экономической зоны в Тольятти.

Следовательно, местные производители автокомпонентов будут строить заводы в этой зоне. Регион должен стать одним из лидеров инновационного роста. Для этого есть все. В частности, большие надежды возлагаются на проект по созданию IT-парка «Жигулевская долина» в Тольятти. Этот проект получил высокую оценку на недавнем форуме «Единой России» в Нижнем Новгороде. Его по праву можно назвать проектом национального значения. В 2010 году предусмотрено финансирование первого этапа создания технопарка из федерального бюджета в объеме 600 млн рублей.

Этот проект будет одним из самых знаковых для данного региона.

Российские власти продолжат политику антикризисной поддержки национального автопрома. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на конференции партии «Единая Россия» по стратегии развития Приволжского федерального округа.

Направления поддержки автопрома России

Совершенствованию поддержки производства в автомобильной промышленности России возможно осуществить следующими методами.

1. Стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью налогового и таможенного стимулирования (установление налоговых стимулов по НИОКР и инвестициям в основной капитал, отмена таможенных пошлин на оборудование для автомобильной промышленности), с помощью частно-государственного финансирования НИР и инвестиций (разработка и осуществление программы развития дизелестроения, модернизации производственных мощностей за счет государства и частных инвесторов).

2. Содействие обеспечению производителей квалифицированными кадрами. Для этого необходима разработка новых учебных планов по профильным специальностям, соответствующих современным технологиям производства, оснащение учебных заведений соответствующим оборудованием и материалами, организация зарубежных стажировок для инженерного и управленческого персонала.

Целесообразным является использование механизмов частно-государственного партнерства для подготовки и повышения квалификации персонала, а также обеспечения учебных центров необходимым оборудованием.

3. Развитие режима промышленной сборки как одного из основных направлений импортозамещения. В рамках этого режима необходимо стимулирование трансфера передовых технологий, а также развитие производства автокомпонентов в России (в том числе путем повышения локализации затрат для сборочных производств в рамках режима промышленной сборки). Опыт зарубежных стран по развитию сборки иномарок свидетельствует о том, что высокий уровень локализации затрат и другие ограничения, накладываемые на иностранных производителей, не являются препятствием для сотрудничества иностранных и национальных компаний, если предоставляемые тарифные, налоговые и иные стимулы повышают доходность сборочных производств.

По статистике, из 74 известных случаев применения ограничений по локализации, экспорту и инвестициям для автомобильной промышленности только в 4 случаях поставленные требования оказались слишком высокими и привели к перемещению производства за пределы стран. В большинстве случаев наблюдалась интеграция отечественных и иностранных производителей, позволявшая привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для развития национального автопрома и заимствовать результаты НИОКР.

Инвестиционные возможности для развития транспортного комплекса

Правительство планирует оказывать поддержку автопрому до полного удовлетворения рыночного спроса на автомобили. По словам премьер-министра, без развития и модернизации собственной промышленности Россия неизбежно увеличит сырьевую зависимость.

Первый этап программы утилизации «автохлама», на который было выделено 11 миллиардов рублей, проходил в марте-июне 2010 года. Любой желающий мог сдать автомобиль старше 10 лет и получить скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку нового отечественного авто. Второй этап, так же как и первый, предполагает выдачу 200 тысяч свидетельств на утилизацию старых машин.

Кроме того премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает передавать федеральные средства от грядущего повышения акцизов на бензин только тем регионам, которые создадут дорожные фонды.

Деньги, которые будет получать в связи с увеличением акцизов федеральный бюджет, будут отдаваться только в те регионы, которые создадут региональные фонды. Таким образом государство пытается решить проблему финансирования регионов и добиться наполнения региональных фондов.

Новую схему финансирования строительства дорог планируется ввести с 2011 года, возродив систему дорожных фондов, источник наполнения которых будет четко определен. Так, на эти цели пойдут средства от увеличения акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на один рубль на один литр в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. Это увеличит долю инвестиционных возможностей для развития транспортного комплекса.

Продолжение программы утилизации, с переходящим остатком этого года составит в следующем 2011 году 14 миллиардов рублей.

ОАО "АвтоВАЗ" – одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы. Его производственные мощности позволяют выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год. В кризисном 2009 году продажи "АвтоВАЗа" снизились на 44% по сравнению с 2008 годом – до 349,49 тыс. машин.

Создание финансово-промышленных групп в отрасли

Не развивая, не модернизируя собственную промышленность, мы неизбежно увеличим сырьевую зависимость, теряем потенциал многих направлений науки и образования, наработанную в прошлом компетенцию и окажемся в итоге в основании пирамиды международного разделения труда. Деиндустриализация может привести Россию к дальнейшему падению производства. В конечном итоге пострадает вся страна в целом.

Необходимо провести модернизацию с наименьшими потерями, сделать ее привлекательной для людей и для бизнеса.

Несмотря на некоторое оживление, наметившееся в последнее время в экономике России по ряду макроэкономических параметров, общие негативные тенденции являются преобладающими в процессе управления хозяйствующими субъектами. В условиях радикальной трансформации экономики, которая осуществляется на фоне системного кризиса, усложнились и цели развития.

Большие надежды связываются с созданием в автомобильной отрасли финансово-промышленных групп (ФПГ), которые объединят материальные и финансовые ресурсы и будут способны к инвестициям в модернизацию производства и разработку новых моделей. В настоящее время в России зарегистрировано шесть ФПГ и еще две находятся в стадии создания (среди них первая в автомобильной отрасли ФПГ с участием АО «АвтоВАЗ» и АО «КамАЗ»). Специалисты АО «АСМ-холдинг» совместно с АО «ГАЗ» завершают работу по проработке и регистрации ФПГ «Нижегородские автомобили». Однако, по мнению Александра Ковригина, создание ФПГ не заставит автозаводы поменять структуру, что в настоящее время является ключевой задачей для выхода их из кризиса. ФПГ привлекательны для заводов, прежде всего, государственными льготами и поддержкой, что рыночной мерой повышения эффективности производства не назовешь.

(В соответствии с указом Президента РФ от 05.12.1993 № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» предусматривается господдержка и ряд мер стимулирования создания и деятельности ФПГ, в частности, предоставление госгарантий для привлечения различных инвестиций и пр.).


Источники:

1. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. – М: КНОРУС, 2006. – 232 с.
2. Баранников М.М., Пелих А.С. / Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: ИЦ МарТ, 2004. – 512 с.
3. Технологическая модернизация промышленности России: отраслевой анализ. –М.: Экономика, 2007.
4. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. – 3-е изд. – 2010. – 296 стр.
5. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Системный мониторинг: глобальное и региональное развитие, 2010. – 296 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:58:09