Проблемы формирования финансовой стратегии регионов Российской Федерации в условиях экономической нестабильности

Толстова М.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Толстова М.Л. Проблемы формирования финансовой стратегии регионов Российской Федерации в условиях экономической нестабильности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 175-181.

Аннотация:
Статья посвящена развитию научных взглядов на проблемы формирования финансовой стратегии регионов страны. В исследовании обоснована авторская точка зрения на структурные особенности финансового планирования субъектов Российской Федерации. Предложена комплексная проблемная характеристика процессов разработки стратегических финансовых планов регионального развития.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовое планирование, регионы России, инвестиционная стратегия территории, бюджетно-налоговое планирование, финансово-кредитная стратегия, субъекты федерации



В современных экономических условиях вопросы обеспечения финансовой устойчивости государства и регионов приобретают особую актуальность по причине продолжающего воздействия кризисных явлений на экономику страны. Сырьевая составляющая российской экономической системы, которая более десяти лет обеспечивала стабильное развитие государства, в посткризисный период становится барьером, препятствующим поступательному развитию страны. Высокий уровень риска потери финансовой устойчивости Российской Федерации связан с падением цены на нефть и подвержен воздействию достаточно большого количества факторов.

Чрезмерная зависимость экономики страны от конъюнктурных колебаний мирового рынка энергоносителей очевидна в связи с возрастающей долей экспорта нефти в общем суммарном объеме экспортных операций. Начиная с 2001 года из Российской Федерации было экспортировано нефти, нефтепродуктов и природного газа на сумму более 1,5 трлн долл., что существенно превышает валовой внутренний продукт государства (1,2 трлн долл.) [3].

Финансовые диспропорции между субъектами федерации

В связи с этим, возможности экономики России, связанные с эксплуатацией ресурсов топливно-энергетического комплекса, представляются ограниченными. Тем более, что анализ основных параметров бюджетной системы страны свидетельствует о наличии существенных проблем финансового характера, связанных с обеспечением расходных полномочий бюджетов всех уровней (см. табл. ниже).

Анализируя прогнозные значения дефицита консолидированного бюджета Российской Федерации можно отметить запланированное снижение показателя, характеризующего отношение дефицита к ВВП с 3,7 до 2,4%. Однако опыт бюджетного планирования последних десяти лет свидетельствует о высокой доле вероятности корректировки вышеуказанных показателей в негативную сторону.

Федеральный центр в кризисный период 2008– 2010 гг. оказывал субъектам федерации значительную финансовую помощь, направленную на выравнивание финансовой обеспеченности региональных бюджетов. Вместе с тем, проблема взаимодействия регионов-доноров и регионовреципиентов с федеральным бюджетом только усилилась. Отсутствие эффективных инвестиционных проектов, финансовых инициатив, наряду с ограниченными источниками формирования доходной базы бюджета приводят к усилению финансовых диспропорций и противоречий между субъектами федерации и отвлечению значительных финансовых ресурсов из федерального бюджета.

Таблица

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерациина 2009–2013 годы, млрд руб.

Взаимодействие региональных стратегий: инвестиционной и бюджетно-налоговой

В Бюджетном послании Президента РФ на 2011– 2013 гг. в качестве одной из важнейших задач финансовой политики государства на средне- и долгосрочную перспективу отмечается повышение качества взаимодействия стратегического и бюджетного государственного планирования.

Причиной того, что государственное стратегическое планирование недостаточно полно увязано с бюджетным планированием, может являться отсутствие единого методологического аппарата стратегического планирования на общегосударственном уровне [2].

Приоритетное внимание государства к вопросам бюджетного планирования, безусловно, обосновано важностью бюджетной системы для всей финансовой архитектуры страны. Однако, на наш взгляд, равноправное участие в процессе формирования финансовой стратегии на федеральном и региональном уровнях должны принимать инвестиционная, налоговая, финансово-кредитная стратегии. Без учета этих элементов весь процесс формирования финансовых механизмов стратегического планирования становится неполноценным. Отсутствие комплексного подхода к определению структурных элементов финансовой стратегии делает ее потенциально нерезультативной и подверженной рискам. Очевидно, что в большинстве случаев бюджетная стратегия регионов предусматривает всего лишь три внутренних характеристики: стратегия в области доходов, стратегия в области расходов, стратегия долговых отношений. В этой связи, научная позиция некоторых авторов, которые определяют финансовую стратегию преимущественно как бюджетную, кажется нам ограниченной.

Нам видится безусловная необходимость формирования региональных финансовых стратегий, основной целью которых должна являться оптимизация и координация инвестиционного, финансово-кредитного, бюджетно-налогового и инвестиционного направлений финансовой политики сбалансированного финансового развития субъектов Российской Федерации (см. рис. 1 ниже).

Рис. 1. Ключевые точки взаимодействия региональной инвестиционнойи бюджетно-налоговой стратегии

Причины слабой эффективности стратегического планирования территорий

На наш взгляд, к вопросу оценки эффективности реализации региональной финансовой стратегии необходимо подходить на основе исследования проблем формирования региональных финансовых планов (см. рис. 2 на с. 179).

Разработка региональной финансовой стратегии на среднесрочную перспективу является достаточной трудоемким процессом, требующим высокого уровня взаимодействия и координации усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти. Отсутствие детализированныхфинансовых стратегий в субъектах Российской Федерации является не только причиной недостаточной эффективности и результативности стратегического планирования территорий, но и показателем отсутствия высокой степени их востребованности на федеральном уровне. В большинстве регионов России сформулированы инвестиционные и бюджетно-налоговые стратегии, которые разрабатывались и реализуются автономно друг от друга, что является существенной проблемой для достижения уровня необходимого качества.

Важной проблемой, без решения которой невозможно говорить о реалистичности финансового планирования в регионах является существование формализованного подхода к разработке финансовых стратегий, в результате использования которого абсолютно не учитываются особенности и тенденции состояния регионального социально-экономического потенциала, влияние факторов внутренней и внешней среды. В ряде случаев отдельные элементы финансовых планов формируются под воздействием требований федеральных министерств и ведомств, а возможно и лоббистских группировок. Все вышеуказанные обстоятельства, по нашему мнению, не только сводят к минимуму реалистичность разработанной финансовой стратегии, но и снижают уровень исполнительской дисциплины работников, ответственных за подготовку и исполнение мероприятий.

Рис. 2. Основные проблемы формированияфинансовой стратегии территории

Как сделать финансовую стратегию региона действенной?

Количественные и качественные характеристики элементов региональной финансовой стратегии обусловлены, прежде всего, текущими финансовыми условиями в регионе на момент формирования финансовых целей развития субъекта федерации.

В экономической литературе существует множество научных точек зрения на структурные характеристики финансового потенциала территории и методы его оценки, однако единый методологический аппарат к оценке финансового состояния региональной экономической системы до сих пор не сформирован. Региональный финансовый потенциал служит индикатором, идентифицирующим реакцию экономики субъекта федерации на принимаемые управленческие решения финансово-экономического характера, а его накопление показывает эффективность территориальной финансовой политики и уровень конкурентоспособности региона [1].

Алгоритм оценки финансовой позиции регионов в настоящее время основывается на управлении бюджетными отношениями, что не в полной мере отражает уровень финансовой устойчивости субъекта федерации.

Отсутствие инструментов контроля за реализацией финансовой стратегии региона во многом обусловлено «рамочным» характером ее формирования и реализации. Но в качестве самостоятельной проблемы, на наш взгляд, можно ее выделить уже на этапе формирования комплекса стратегических финансовых решений на региональном уровне.

Создание действенного механизма контроля на всех этапах финансового планирования требует высокой степени детализации его структурных элементов. В финансовой стратегии региона должны быть в обязательном порядке запланированы контрольные процедуры, обеспечивающие качество и своевременность реализации прогнозных мероприятий. Кроме того, должна быть выработана система мотивации разработчиков и исполнителей финансовой стратегии, которая должна иметь целью стимулирование деятельности государственных служащих.


Источники:

1. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста / Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.э.н. – М., 2010. – 46 с.
2. Климанов В.В., Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне // Финансы. – 2011. – № 2.
3. Придачук М.П. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2011. – № 1 (433).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:30