Дифференциация оценок эффективности органов региональной администрации

Филимонцева Е.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Филимонцева Е.М. Дифференциация оценок эффективности органов региональной администрации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 169-174.

Аннотация:
Автор статьи пытается ответить на вопросы: почему необходимо оценивать эффективность деятельности региональных и местных органов власти? Как измерить эту эффективность? Каковы ее аспекты и показатели? И увязывает ответы на эти вопросы с необходимостью социально-экономического развития территорий, улучшения качества их администрирования и необходимостью поиска новых решений по ведению регионального и местного менеджмента в новых условиях внешней среды.

Ключевые слова: региональная экономика, стратегия социально-экономического развития, эффективность деятельности, региональное управление, алгоритм оценок

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Разработка инструментария оценки эффективности управления региональной администрацией является важным элементом реализации процесса социально-экономического развития региона. Поэтому процесс управления должен начинаться с определения целей, достижение которых обеспечит социальный эффект развития, а экономический рост должен стать средством их достижения.

Стандартные процедуры процесса оценки

Независимо от концепции, процесс оценки отдельных процедур имеет ряд стандартных характеристик, алгоритм которых включает ряд основных этапов.

Первый этап – возникновение потребности в информации для принятия решений. Процесс начинается с определения мотивов и задач оценки, чтобы обеспечить правильное понимание ее цели и использования, а также параметров (например, объем при оценке политики влияния). Важной частью данного этапа является также распределение ролей и ответственности каждого участника процесса (органы власти, которым необходима оценка, организационный комитет, группа, проводящая оценку, и т.д.).

Второй этап – планирование и подготовка к проведению оценки, который включает подготовку исходных условий оценки, определение ключевых вопросов, критериев оценки и ожидаемых результатов, а также бюджета и графика.

Третий этап – сбор и анализ данных предполагает использование интервьюирования (индивидуального и группового), анкетирования, наблюдения, различные методы анализа документации. При этом важно беспристрастно фиксировать факты, не пытаясь их интерпретировать. На этапе анализа данных на основании полученной информации делаются выводы и формируются рекомендации относительно принятия решения.

Четвертый этап – отчет о проведенной оценке завершается рассмотрением и использованием результатов оценочной деятельности, сравнением качества проведенной оценки с первоначальными задачами и критериями, такими как надежность, достоверность, ясность и беспристрастность выводов. Важной чертой данной стадии является эффективное распространение результатов оценки, принимая во внимание различные точки зрения и нужды участников.

Почему необходимо оценивать эффективность работы местных органов власти?

В ряде стран основной тенденцией развития органов местного самоуправления являлось введение различных методик измерения его эффективности. Прежде всего, это обусловлено действием «новой модели управления», основой которой является предположение, что анализ социальных эффектов от проводимой экономической политики, позволит прогнозировать с высокой долей вероятности последствия действий муниципальных органов власти при принятии решений и распределении ресурсов.

Методы измерения эффективности деятельности органов местного самоуправления, оказывают большое влияние на управление во многих отношениях. В горизонтальном измерении методики оценки эффективности направлены на изменение характера взаимодействия органов местного самоуправления. Техники политического контроля, основанные на системе показателей эффективности, способствуют изменению характера принятия управленческих решений органами местного самоуправления, что позволяет проводить стратегическое планирование и прогнозировать результаты осуществления программ.

Система показателей эффективности может быть также применена для сравнения результативности деятельности органов местного самоуправления.

Прежде всего, сравнение органов власти по признаку эффективности может способствовать изменению организационных структур для достижения большей гибкости реагирования на потребности общества и обмену опытом между муниципалитетами.

Кроме того, сопоставление эффективности традиционно является стимулом для создания атмосферы конкуренции, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В ряде стран процедура измерения эффективности деятельности органов местного самоуправления была введена по инициативе правительства для более жесткого контроля муниципалитетов.

Таким образом, способы измерения эффективности выступают как новые методы управления в рамках институциональных ограничений, так как они упрощают горизонтальное взаимодействие и координацию между органами местного самоуправления.

С другой стороны, отсутствие координатора процесса реформы, который мог бы в директивном порядке вносить корректировки в ход реформы местного самоуправления и поддерживать инициативу введения индикаторов эффективности на местном уровне, приводит к тому, что инициативы муниципалитетов представляют собой отдельно взятые программы, а не связанный целенаправленный план реформы.

Экономическая эффективность регионального управления

Одним из ключевых вопросов при разработке модели регионального развития в России является вопрос о том, как следует оценивать стратегию и принимаемые меры. Хотя оценка иногда понимается как внешний аспект регионального управления, применяемый для конкретных ситуаций, все же она может быть эффективно использована только тогда, когда она является неотъемлемой частью процесса принятия решений. Например, оценка может помочь политикам принять решение об эффективности и действенности различных вариантов тактики. При использовании тестовых экспериментов и методов оценки воздействия различных факторов, оценка может дать прогноз возможных результатов стратегий и мер.

Оценку регионального управления можно рассматривать исключительно в рамках экономической эффективности и действенности, учитывая следующие аспекты:

– региональное распределение экономической деятельности;

– совокупную эффективность экономики;

– финансовое влияние на национальное казначейство.

Тем не менее, региональная экономическая политика ведется не на основе экономических расчетов стоимости, но как реакция на существующие социально-экономические проблемы, высокий уровень региональной безработицы, низкое развитие региона. Действительно, весь процесс принятия решений включает элементы конфликта ценностей, что требует переговоров и компромиссов для получения результатов, которые могут оказать большее влияние на справедливость распределения ресурсов между регионами, чем на результирующую эффективность.

Четыре основных причины для оценки регионального управления

Можно определить четыре основных причины, по которым необходимо производить оценку регионального управления:

– выявление степени его эффективности;

– обоснование издержек;

– улучшение менеджмента;

– проверка прогнозов.

1. Понятие «эффективность» в данном контексте неоднозначно и может быть интерпретировано по-разному: как результативность (результат) регионального управления, продуктивность (достижение поставленных целей), экономическая эффективность и действенность (лучший возможный компромисс между разноречивыми задачами и политическим и административным давлением). В каждом случае оценка производится по разным аспектам деятельности региональных органов власти.

2. Необходимость оценки расходов регионального управления связана с тем фактом, что общественные органы должны отчитываться за произведенные расходы. Как указано ранее, за последние три десятилетия данной проблеме придавали больший вес с целью обоснования расходов выделенных средств и контроля за их увеличением. Именно вопросы отчетности привели к расширению режима мониторинга и оценки регионального управления.

3. Необходимость улучшения менеджмента (качества регионального управления) связана с его влиянием на процесс изменения условий жизни населения.

4. Проверка прогнозов – это, по сути, тестирование предположений, на которых основано региональное управление. Обычно эта деятельность выходит за рамки практических интересов политиков и становится ближе к научному исследованию. Теории регионального развития предполагают, что региональное воздействие приводит к определенным результатам. Например, традиционное региональное управление было основано на том, что капиталовложения в инфраструктуру или поддержку предприятий для создания рабочих мест будут способствовать межрегиональному перераспределению труда и капитала в пользу регионального роста менее развитых регионов.

За последние два десятилетия политическое мышление претерпело сдвиг в сторону необходимости мобилизации внутренних местных/региональных ресурсов через децентрализованные структуры и сети со множеством задач и инструментов, особенно с целью развития инноваций и конкуренции. Тем не менее, если оценка причин и следствий вмешательства в региональное развитие с использованием финансовых стимулов и вложений в инфраструктуру хорошо разработана и широко используется, то предположения, на которых основаны новейшие региональные и локальные политические программы, пока что оцениваются недостаточно.

В конце 80-х, многие страны пришли к выводу относительно «новой парадигмы» региональной политики; о том, что «несомненно, важной исследовательской задачей является разработка методологий оценки для разнообразных переменных, находящихся в различных стадиях».

Заключение

Таким образом, очевидно, что несмотря на понимание необходимости и широкое использование оценочного анализа, не достигнуто согласие по вопросу о том, что именно должно оцениваться. Кроме того, оценка общественного воздействия состоит в определении его соотношения с явными критериями на основе специально собранной и проанализированной информации. Тем не менее есть много других определений, есть разногласия по поводу степени объективности и субъективности процесса оценки и по поводу возможности определения стандартных «норм» или «показателей», применимых к различным регионам, секторам и странам.


Источники:

1. Игнатова Т.В. Модернизация государственного аппарата в контексте административной реформы / Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии (доклады на международной научно-практической конференции, май 2006). – Вып.1. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2006. – С. 38–45.
2. Буров А.Н., Дильман Д.А., Смолянский П.В. Власть и общество: успешность деятельности властных структур в глазах жителей региона: монография – Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 2006.
3. Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов // Экономика и социология. – 2008. – № 2. – С.151–174.
4. Перцов Л.В. Эволюция практики применения комплексных программ регионального развития в современной России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 1. – С.189–200.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:25