Цели и задачи маркетинга для российской гостиничной отрасли

Скобкин С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (31), Июль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скобкин С.С. Цели и задачи маркетинга для российской гостиничной отрасли // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 7. – С. 103-105.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 2, 4, 6/2002.) Маркетинговая политика, проводимая многими гостиницами, не учитывает комплексного взаимодействия между потребителями и предоставляемыми услугами. Отдельные маркетинговые мероприятия носят разрозненный и несистемный характер, ограничиваясь в основном сбытом и рекламной деятельностью.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничная индустрия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Маркетинговая политика, проводимая многими гостиницами, не учитывает комплексного взаимодействия между потребителями и предоставляемыми услугами. Отдельные маркетинговые мероприятия носят разрозненный и несистемный характер, ограничиваясь в основном сбытом и рекламной деятельностью.

Для гостиничных предприятий характерна неравномерность использования маркетинговых инструментов и ресурсов, необходимых для их применения на этапах взаимодействия услуги и потребителя. Так, высокая степень концентрации инструментов маркетинга и привлекаемых ресурсов приходится на начальную стадию вовлечения потребителя и уменьшается по мере его интеграции в процесс обслуживания. По-прежнему продолжает наблюдаться недопонимание специфики использования инструментов маркетинга в сфере гостеприимства и отсутствует представление о необходимости их систематизации с целью повышения эффективности управления каждой конкретной гостиницей.

Подводя итоги рассмотрения проблем функционирования гостиничных предприятий в Российской Федерации, о которых мы с вами, уважаемые читатели, говорили на страницах журнала, можно сделать вполне определенные выводы:

1. В условиях перехода к развивающимся рынкам усиливается значение маркетинга в управлении гостиничными предприятиями. Вместе с тем, роль маркетинга в среде, в которой функционируют гостиницы, пока ещё не стала доминантой их деятельности.

2. К проблемам макроэкономического уровня, сдерживающим осуществление маркетинга на предприятии, представляется возможным отнести: отсутствие равных условий добросовестной конкуренции, неразвитость рынка труда и отсутствие “союза между трудом и капиталом”, неэффективный менеджмент в организации деятельности гостиниц.

3. Проблемы внедрения комплекса маркетинга на уровне гостиницы можно охарактеризовать следующим образом: образованные подразделения маркетинга на большинстве предприятий оказались не взаимосвязанными между собой и не имеющими чёткой функциональной направленности. Основная маркетинговая деятельность по-прежнему концентрируется в отделах рекламы и продаж (сбыта) и носит текущий, а не стратегический характер. Собственно маркетинговые исследования разобщены и эпизодичны, ограничены в лучшем случае сопоставлением цен конкурентов, анализом анкет клиентов гостиницы, данных истории гостей отеля и не носят системного характера.

4. Создание национальных гостиничных сетей (корпораций) даст необходимый импульс для повышения эффективности управления и дальнейшего развития гостиничного хозяйства. Во-первых, появление гостиничных операторов позволит применить, а также распространить высокие стандарты и технологии функционирования гостиниц на корпоративном уровне, и тем самым добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширение числа сетевых гостиниц позволит улучшить структуру гостиничной отрасли.

5. Переход к рыночной экономике заставляет менять идеологию подготовки специалистов, которая должна быть больше нацелена на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющихся условиях, заранее прогнозировать социально-экономические изменения, умеющей разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Особое место в учебном процессе должен занимать маркетинг, способствующий развитию представлений будущих специалистов о рыночных возможностях, их адаптивности к переменам и готовности к профессиональному сотрудничеству, самосовершенствованию.

5. Одна из стратегических целей маркетинга в сфере туризма и гостиничного хозяйства страны должно быть дальнейшее расширение международного сотрудничества. Однако отрицательное сальдо туристского обмена не стимулирует в должной мере развитие гостиничной отрасли. Сама эта отрасль не может постоянно находиться на валютной дотации со стороны других отраслей российской экономики и должна сама зарабатывать необходимую ей валюту. Поэтому увеличение числа иностранных туристов является тем необходимым фактором привлечения СКВ, который позволит России активно участвовать в международном разделении труда в туризме, а российской гостиничной отрасли стать прочным звеном мирохозяйственных туристских связей.

6. Другой важнейшей стратегической целью маркетинга в туризме и гостиничной сфере является формирование позитивного информационного поля вокруг туризма в Российской Федерации. Принимая во внимание, что имидж России как страны туризма во многом зависит от объективности его освещения средствами массовой информации, целесообразна поддержка туристской отрасли со стороны СМИ по пропаганде возможностей организации турпоездок и путешествий по просторам нашего отечества. Необходимы существенные инвестиции в рекламные кампании, издание обзорной литературы по основным центрам туризма РФ.

7. Особое внимание следует уделить вопросу создания в Российской Федерации вертикальной маркетинговой системы сбыта туристских услуг (ВМС-турист), которая могла бы состоять из гостиничных предприятий, оптовых и розничных туристических агентств, авиационных и других транспортных компаний действующих как единое целое без изменения прав собственности или потери статуса юридического лица.

Создание ВМС-турист на принципах добровольного объединения позволило бы участникам такой системы достичь высокой эффективности распределения и продвижения гостиничных услуг, а также активизировать развитие туризма за счет реализации системного подхода к управлению соответствующим маркетинговыми процессами в этой отрасли народного хозяйства.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:58