Сочи: определяем приоритеты для инвестиций в рекреационную сферу

Геращенко Э.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Геращенко Э.А. Сочи: определяем приоритеты для инвестиций в рекреационную сферу // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 61-66.

Аннотация:
В статье представлен авторский подход к оценке инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей рекреационной сферы с ранжированием по этому показателю. Построена матрица, позволяющая определить приоритеты развития рекреационного района.

Ключевые слова: конкурентоспособность, система показателей, инвестиционная привлекательность, рекреационная сфера, матрица



Отличительной особенностью рекреационной сферы является тесная взаимосвязь инвес тиционной привлекательности отраслей с их конкурентоспособностью [3], поэтому основными задачами оценки инвестиционной привлекательности рекреационного района являются:

– определение социально-экономического развития рекреационного района с позиций инвестиционной проблематики;

– определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капиталообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие рекреационного района;

– разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности рекреационного района.

Показатели инвестиционной привлекательности отраслей рекреационной сферы

В основу оценки инвестиционной привлекательности рекреационного района целесообразно положить регулируемую систему научно-технических, экономических, социальных и других показателей, отражающих специфику региона. При соблюдении принципа регулируемости в зависимости от основной цели оценки круг этих показателей или расширяется, или сужается. Причем следует иметь в виду возможность возрастания или убывания относительного значения отдельных показателей. Принцип регулируемости позволяет учесть и региональные особенности.

Одно из важнейших условий разработки действенной системы оценки инвестиционной привлекательности – выбор обоснованного круга основных показателей, позволяющих объективно оценивать ее уровень и использовать полученные результаты в управлении инвестиционной привлекательностью рекреационного района.

Для формирования системы показателей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отраслей рекреационного региона Большой Сочи может быть использована предлагаемая ниже методика, обусловленная существующей системой статистической отчетности и данными проведенных экспертных опросов.

Показатели для расчета инвестиционной привлекательности отраслей рекреационной сферы включают:

– темп роста инвестиций в основной капитал;

– коэффициент концентрации производства;

– индекс производительности труда;

– индекс производства;

– уровень прибыли (убытка) на рубль материальных затрат;

– коэффициент сезонности.

Показатели конкурентоспособности отраслей рекреационного района

Чтобы получить формальный количественный показатель привлекательности отрасли, всем отобранным показателям придают веса с учетом их значимости для развития отрасли.

Сумма весов должна составить 1,0.

Взвешенный рейтинг привлекательности отрасли получают путем умножения каждого показателя отрасли на его вес, полученные данные суммируют и находят общий балл привлекательности отрасли.

Для оценки конкурентоспособности отраслей рекреационного района могут быть использованы следующие показатели:

– уровень рентабельности продукции;

– изменение коэффициента покрытия;

– отклонение от общеотраслевого индекса производства, %;

– превышение кредиторской задолженности над дебиторской;

– коэффициент обновления основных фондов;

– доля прибыльных предприятий в общем объеме предприятий отрасли.

Так же как и при оценке привлекательности, всем этим показателям придают определенные веса с учетом значимости, взвешивают их и суммируют, в результате получается взвешенное значение конкурентоспособности отрасли.

Взвешенные показатели инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности наносят на матрицу. В этой матрице девять ячеек, площадь кругов каждой отрасли пропорциональна объему производства данной отрасли. Данная матрица подчеркивает направление ресурсов региона в те отрасли, которые имеют наибольшие шансы добиться преимуществ в конкуренции. По результатам составление такой матрицы можно сделать выводы: ресурсы следует концентрировать на развитии тех отраслей, которые обладают высокой степенью привлекательности и конкурентными преимуществами. К отраслям, занимающим промежуточное положение, следует подходить избирательно с точки зрения инновационных перспектив. А в отрасли с невысокой степенью привлекательности и конкурентоспособности, не следует направлять какую-либо поддержку.

Показатели инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности в регионе Большой Сочи Рассчитаем показатели инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей региона Большой Сочи (см. табл. 1 и 2 на с. 63) [4,5].

Таблица 1

Показатели для расчета инвестиционной привлекательности

Таблица 2

Показатели для расчета конкурентоспособности отраслей

Следующим шагом для позиционирования региональных отраслевых комплексов является их ранжирование по всем выделенным показателям.

Используется шкала весов от 1 до 10, где: 1 – очень слабая позиция, 10 – очень сильная позиция.

Затем определяется степень важности ранжируемых показателей с помощью придания им определенных весов. При экспертной оценке качества применяется четыре типа оценочных шкал: шкала наименований, шкала порядка (рангов), шкала интервалов и шкала отклонений. С помощью шкал рангов можно расположить оцениваемые объекты в порядке возрастания (убывания) какого-либо присущего им свойства (признака).

С целью оценки важности выбранных показателей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности была проведена экспертная оценка этих показателей. При этом веса выбранным факторам придавались на основе их оценок экспертами, но так, чтобы сумма весов составляла 1,0.

Для определения позиций каждой выбранной отрасли на матрице необходимо получить взвешенные рейтинги инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности по каждой отрасли. Их получают путем умножения рейтинга отрасли по каждому фактору на вес фактора.

Итоговые показатели для построения матрицы «конкурентоспособность – инвестиционная привлекательность» представлены в табл. 3 (см. ниже).

Таблица 3

Взвешенные рейтинги основных отраслей по показателям«конкурентоспособность – инвестиционная привлекатель ность»

Рис. Матрица «Конкурентоспособность – инвестиционная привлекательность»

Матрица конкурентоспособности и инвестиционная привлекательности отраслей

Матрица «конкурентоспособность – инвестиционная привлекательность отрасли» представлена на рис. (см. выше).

В соответствии с данной матрицей отрасли рекреационного района, расположенные в трех ячейках левого верхнего угла – это туристско-рекреационный комплекс, строительство, транспорт и спортивная индустрия.

Эти отрасли имеют долговременную инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Если по матрице «темп роста – коэффициент концентрации» была не совсем ясна стратегия относительно транспорта и спортивной индустрии, то по интегральной матрице видно, что по отношению к данным отраслям следует применять политику стимулирования роста и развития, инвестировать в большем объеме именно в эти отрасли.

Далее по уровню приоритетности идут отрасли, расположенные в трех ячейках – с нижнего левого угла до верхнего правого угла. Это торговля. Этой отрасли следует присвоить средний приоритет в инвестировании. По матрице «темп роста – коэффициент концентрации» она относится к отраслям третьего типа. В целом по результатам обеих матриц политику по отношению к торговой отрасли рекреационного района можно определить таким образом: устойчивое реинвестирование для поддержания и защиты; возможно повышение инвестиционного приоритета отрасли.

Применительно к отраслям в правом нижнем углу матрицы – сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг – разработчиками матрицы рекомендуется ликвидация от раслей или полный отказ от их поддержки. Однако по матрице «темп роста – коэффициент концентрации» сфера услуг входит в число отраслей третьего типа, поэтому по отношению к данной отрасли следует предложить стратегию ее реструктуризации и обновления для поддержки и повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.


Источники:

1. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. – 2001. – № 5. – с. 11–15.
2. Инвестиционный атлас регионов Юга России, КСПП ЮФО, г. Ростов-на-Дону, 2009.
3. Краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2011–2015 годы».
4. Стратегия развития социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009.: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2009.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:31:22