Господдержка промышленных предприятий и инновационное развитие

Азитов Р.Ш., Азитова Г.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Азитов Р.Ш., Азитова Г.Ш. Господдержка промышленных предприятий и инновационное развитие // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 33-38.

Аннотация:
Какие факторы влияют на конкурентоспособность современного промышленного предприятия? Каковы особенности госрегулирования промышленных предприятий? И каким должно быть влияние государства на конкурентную среду в условиях инновационного развития? Что необходимо учитывать при подготовке программы технического перевооружения промышленных предприятий? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Ключевые слова: рыночная экономика, государственное регулирование, факторы конкурентоспособности, макроэкономическая нестабильность, поддержка промышленного производства



Современная государственная политика в области развития конкурентных рынков сталкивается с множеством проблем, среди которых:

– необходимость формирования оптимальной конкурентной среды в короткие сроки;

– слабая проработанность современных систем мониторинга конкуренции;

– отсутствие адекватных статистических индикаторов;

– активное развитие экономических процессов и др.

Факторы конкурентной среды предприятий

Факторами, определяющими конкурентоспособность, являются:

– наличие договоренности между конкурентами о ценах и размерах рынка (в настоящее время промышленные предприятия предпочитают вытеснять конкурентов, а не договариваться с ними);

– общий объем транспортных расходов (наибольшее отрицательное влияние на конкуренцию транспортная составляющая издержек имеет в промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и металлургической отраслях);

– курс национальной валюты;

– степень концентрированности производства;

– возможность максимального удовлетворения потребительского спроса;

– наличие избыточных производственных мощностей, уровень инновационности производства;

– поиск новых поставщиков и потребителей (основным направление государственной политики в современных экономических условиях является формированием качественной информационной инфраструктуры на рынках и культуры ведения бизнеса);

– вход и выход с рынка;

– административная защищенность рынка;

– наличие прямых потенциальных конкурентов и др.

Неадекватная и несовременная оценка факторов, влияющих на промышленность, может оказать негативное влияние на формирующуюся российскую посткризисную рыночную экономику.

В этих условиях изучение реальных условий формирования конкурентной среды предприятий промышленного комплекса способно стать важной эмпирической составляющей для выработки мер экономической политики.

Исследование факторов, влияющих на конкуренцию, позволяет определить приоритеты конкурентной политики в российской промышленности, но при этом необходимо учитывать отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта.

Основы системы государственного регулирования промышленных предприятий

В период макроэкономической нестабильности российской экономики вмешательство государства в деятельность промышленных предприятий, выпускающих инновационную конкурентоспособную продукцию, должно быть сильным, жестким, масштабным; в условиях устойчивого развития рыночной экономики, а значит повышения степени свободы субъектов хозяйствования, вмешательство государства может быть слабым, мягким, избирательным.

Принципиальные основы системы государственного регулирования и поддержки промышленных предприятий должны формироваться с учетом ряда особенностей, к основным из которых, по нашему мнению, следует отнести:

– система государственного и политического устройства страны;

– специфика национальных традиций;

– особенности развития отдельных территориальных образований;

– состояние бюджетной системы;

– научно-технические приоритеты при выборе основных направлений государственного регулирования промышленного производства.

При этом обоснована необходимость совершенствования процессов научно-технического, экономического, организационного и информационно-консалтингового обеспечения по направлениям государственного регулирования и поддержки отечественных товаропроизводителей.

В табл.1 (см. на с. 36) приведены основ ные направления государственного регулирования и поддержки промышленного производства.

Таблица 1

Основные направления государственного регулированияи поддержки промышленного производства

Для формирования методики определения научно-технических приоритетов развития инновационного предпринимательства необходимо использовать системный подход, предполагающий единство государственного регулирования и поддержки инноваций на всех уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного инновационного предпринимателя. Методика определения научно-технических приоритетов развития инновационного предпринимательства должна использовать двухэтапную схему для усиления научно-производственных отношений, реновации производственно-технологической базы, развития рынка интеллектуальной собственности и активизация инфраструктурных преобразований, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране за счет реализации государственной инновационной политики и содействия передовым технологиям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прорывного характера.

Программы технического перевооружения предприятий

Создание инновационных предпринимательских структур с целью производства конкурентоспособной продукции представляют наибольший интерес для крупных предприятий, что связано с наличием сложной системы управления новшествами, ориентированностью на крупные проекты, возможностью получения высоких доходов.

Предложена программа, позволяющая обеспечить промышленным предприятиям необходимый рост доходов и прибыли на основе их возросшей конкурентоспособности по результатам технического перевооружения.

Организационно-методические проблемы построения программы (снижение конкурентных преимуществ, рентабельности и ликвидности), во многом объясняются недостатками существующей системы планирования, основные из которых, состоят в отсутствии и несоблюдении процедур своевременного выявления проблем, механизмов стратегического решения по развитию потенциала предприятия на основе технического перевооружения. В частности, снижение рентабельности часто является следствием отсутствия ранжирования мероприятий в области технического перевооружения, механизмов реализации и контроля инвестиций.

В рамках построения программы должно производиться согласование этапов освоения капиталовложений и привлечения источников их финансирования. В результате исследования теории и практики привлечения инвестиций в техническое перевооружение сформулированы предложения по совершенствованию процесса разработки и реализации программы (см.табл. 2 ниже).

Таблица 2

Предложения по совершенствованию процесса разработкии реализации программы технического перевооружения

Формирование и реализация программы привлечения средств под техническое перевооружение позволяет осуществить расчет необходимых объемов инвестиционных ресурсов, предложить алгоритм взаимодействия его участников при распределении привлеченных средств и контроле эффективности инвестиционных решений.

В современной экономике экономическая эффективность мероприятий в сфере технического перевооружения и дальнейшая концентрация капитала являются базой для научно-технического развития предприятий. В развитых странах оно осуществляется с помощью трех основных механизмов – рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования.

Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют экономике осуществлять самонастройку применительно к экономическому росту, научно-техническому прогрессу и определению объемов инвестирования.


Источники:

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 207 с.
2. Бабкин И.А. Конкурентоспособность как фактор, определяющий стратегию предприятия // Экономика и конкурентоспособность России: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. № 6. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2004.
3. Бармина Е.Ю., Мичурина О.Ю. Конкурентоспособность предприятия в системе конкурентных преимуществ // Экономика и конкурентоспособность России: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. № 6. – СПб: Изд- во Политехн. ун-та, 2004.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
5. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2004.
6. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – С. 36–49.
7. Мухин А.В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК // ТЭК – 2001. – С. 170 – 174.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:12:57