Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2011

Взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса

Гудкова Оксана Евгеньевна, Аспирант Инженерно-Экономического факультета, Рязанский Государственный Радиотехнический Университет; директор, ООО «Геромед», Россия

Relationship of Competitiveness and Business Value Factors - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 38

Аннотация:
В статье исследуется взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса. Автор рассматривает это на примере потенциала производства, строит иерархию факторов и делает вывод, что на каждом последующем уровне взаимосвязь конкурентоспособности и стоимости бизнеса прослеживается все отчетливее.
Цитировать публикацию:
Гудкова О.Е. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 57-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современная российская экономика вынуждена бороться с последствиями глобального финансово-экономического кризиса.

Мировой кризис сопровождается сокращением спроса, расширением диспропорций в структуре потребления, снижением доступности заемного финансирования. В период кризиса внешние факторы конкурентоспособности замещаются внутренними резервами, получаемыми за счет оптимизации хозяйственных процессов, повышения управляемости предприятием. Экономические проблемы, выявленные в ходе кризиса 2008 г., обсуждаются на самом высоком уровне. По словам Премьер-министра РФ В.В. Путина, выступившего с докладом на форуме в Давосе (Швейцария), кризис обнаружил, что еще острее становится проблема развития базовых рыночных институтов, прежде всего, конкурентной среды.

Управление стоимостью предприятия

Конкуренция является императивом эффективности рыночной экономики, достижение конкурентных преимуществ – это доминанта управления предприятием, а его стоимость – стоимостной критерий успешности бизнеса.

Концепция управления предприятием, основанная на максимизации его стоимости, как показала жизнь, является одной из самых эффективных.

Управление стоимостью позволяет:

– во-первых, наиболее грамотно распределить денежные потоки, а значит повысить качество принимаемых управленческих решений;

– во-вторых, учитывать и анализировать практически всю информацию, связанную с деятельностью предприятия;

– в-третьих, предоставляет возможность профессионального роста сотрудникам предприятия.

Именно в стоимости предприятия получает отражение любое конкурентное преимущество.

Благодаря работе конкурентов предприятие может укрепить свои конкурентные позиции и получить дополнительные преимущества.

Конкурентное преимущество лежит в основе успешной деятельности предприятия на рынке.

Условия подготовки комплекса упреждающих антикризисных мер, адекватных возникающим угрозам и вероятным последствиям, приводят к естественному переосмыслению существующих научных теорий конкурентоспособности. В связи с этим сложную задачу представляет собой обеспечение конкурентоспособности предприятия, ведущее к увеличению его стоимости.

Факторы стоимости бизнеса

Несмотря на насыщенность теоретических и прикладных исследований в области управления предприятием с целью повышения его стоимости не полно исследована взаимосвязь стоимости предприятия и его конкурентоспособности. 

Поэтому значительную актуальность приобретает исследование взаимосвязи конкурентоспособности и стоимости бизнеса.

Важную роль в управлении стоимостью играет понимание того, какие параметры деятельности определяют стоимость бизнеса. Это ключевые факторы стоимости. Знать их важно по двум причинам: 

– во-первых, организация не может влиять непосредственно на стоимость. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, – например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т.д.;

– во-вторых, именно эти факторы помогаютменеджерам высшего звена понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения.

Необходимо разработать систему факторов стоимости бизнеса – до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие от функциональных и оперативных менеджеров.

Ключевые факторы не статичны, и их необходимо время от времени пересматривать. Выявление ключевых факторов требует индивидуального подхода к каждому производственному процессу. Увязка факторов стоимости с деловыми решениями позволяет сформировать «дерево» факторов, которое облегчает принятие правильных решений.

Факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому, чтобы лучше понять взаимосвязи между ними, нужно анализировать различные сценарии развития событий.

Сценарии показывают, как скажутся на стоимости различные сочетания совместимых предпосылок, и тем самым помогают менеджерам увидеть взаимосвязь стратегии развития предприятия и стоимости бизнеса. 

Факторы конкурентоспособности, стоимости и производства

Построим иерархию факторов конкурентоспособности. Первый уровень: технико-экономический потенциал, кадровый потенциал, потенциал производства. На втором уровне из потенциала производства выделяют потенциал производственной деятельности и потенциал используемой технологии. На третьем уровне потенциал производственной деятельности включает в себя: степень прогрессивности и структуру оборудования и основных средств; затраты на энергию, сырье и материалы; показатели выпуска продукции, обновление основных фондов и т.д.

Аналогично построим иерархию факторов стоимости. Стоимость предприятия включает в себя поток собственного капитала, ставку дисконтирования. Поток собственного капиталя зависит от прибыли, амортизации, инвестиций. На прибыль в свою очередь влияют себестоимость и выручка.

На себестоимости отражаются затраты на электроэнергию, сырье и материалы.

Теперь рассмотрим подробнее взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса на примере потенциала производства.

Потенциал производства включает в себя такие факторы конкурентоспособности, как технико-технологический потенциал, кадровый потенциал, и т.д. Рассмотрим подробнее эти факторы конкурентоспособности.

Технико-технологический потенциал зависит от степени износа машин и оборудования, что, в свою очередь, зависит от количества средств, которые предприятие готово выделить на переоснащение, замену или ремонт оборудования.

Затраты на текущий ремонт машин и оборудования, переоснащение и замену оборудования включаются в общепроизводственные расходы, формирующие себестоимость выпускаемой продукции. Себестоимость является одним из факторов, формирующих стоимость бизнеса. Фактор износа машин и оборудования также влияет на производительность труда основных рабочих, что в свою очередь влияет на объем производства, и соответственно, объем получаемой организацией выручки.

Цепочка взаимосвязи факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса

Кадровый потенциал включает в себя уровень подготовки (квалификации) сотрудников.

Уровень подготовки сотрудников зависит, в том числе, и от доли работников с высшим образованием, которая, в свою очередь, зависит от количества средств, которое руководство предприятия готово потратить на фонд оплаты труда (ФОТ) основных и общепроизводственных рабочих, обучение и повышение квалификации своих сотрудников. ФОТ основных и общепроизводственных рабочих включаются в переменные и общепроизводственные расходы, формирующие себестоимость продукции.

Рассмотрим подробнее цепочку взаимосвязи факторов конкурентоспособности и факторов стоимости бизнеса. В качестве показателей потенциала производства возьмем «износ машин и оборудования» и «уровень квалификации работников».

Потенциал развития включает в себя маркетинговый потенциал и уровень менеджмента. Тем самым получается, что потенциал развития зависит от количества средств, которые предприятие готово потратить на улучшение сбытовой сети и постпродажного обслуживания, рекламу, привлечением высоко квалифицированных менеджеров.

Все вышеперечисленные затраты включаются в общехозяйственные расходы и себестоимость.

Величина таких затрат определяется количеством чистой прибыли.

Инвестиционный потенциал формируется за счет денежных средств, не занятых в производстве, и ресурсов, которые можно привлечь со стороны. 

Естественно, это зависит от прибыли и финансовых показателей предприятия.

На примере факторов, являющихся характеристиками потенциалов производства, развития и инвестиционной деятельности видим, что факторы конкурентоспособности и стоимости бизнеса тесно взаимосвязаны. Изменение одного фактора конкурентоспособности повлечет за собой изменение одного или даже нескольких факторов стоимости бизнеса, следовательно, возможно управление стоимостью бизнеса на основе изменения факторов конкурентоспособности.

Выводы

Таким образом, построенная иерархия факторов показывает, на каждом последующем уровне все более явно прослеживается взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса.

На самом низком уровне каждый из факторов представляется набором показателей, которые можно рассчитать по данным бухгалтерской и финансово-хозяйственной документации предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Долятовский В.А., Долятовская В. Н. Исследование систем управления: учебно-практическое пособие – М., Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 256 с.
2. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления: учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
3. Ивашковская И., Куприянов А. Структура капитала: резерва создания стоимости для собственников компании // ЖУК. – 2005 – № 02 (45).
4. Котляр В.А. Оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/management/00046827_0.html.
5. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Д. Стоимость компании: оценка и управление. – 2-е изд., стер. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 576 с.