Комплексная качественная оценка инновационной деятельности

Каменская О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каменская О.В. Комплексная качественная оценка инновационной деятельности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 43-48.

Аннотация:
В статье представлена система показателей комплексной качественной оценки инновационной деятельности предприятия. Предложена методика сравнительной оценки предприятий в области инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, система показателей, эффективность, анализ, агрегированный показатель, комплексная качественная оценка, балловый метод



Инновационная деятельность является одним из важнейших направлений повышения эффективности производства. Она представляет собой также мощное средство выхода страны из кризиса и обеспечивает динамически устойчивое развитие экономики.

Результатом инновационной деятельности в экономике предприятия является:

– освоение новой конкурентоспособной продукции, производство которой обходится дешевле;

– повышение конкурентоспособности предприятия;

– увеличение чистой прибыли;

– улучшение условий труда;

– улучшение экологической составляющей производства.

Для того чтобы достичь положительной динамики этих показателей, предприятиям необходима сравнительная оценка и дальнейшее прогнозирование их инновационной деятельности. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую рейтинговую оценку результатов инновационной деятельности предприятий. Ведь стоимость инновации можно определить не только как соотношение результатов и затрат, но и как степень соответствия полученных результатов ожиданиям заинтересованных лиц. А эти ожидания зависят не только от произведенных затрат экономических ресурсов, но и в не меньшей степени – от информации о результатах функционирования аналогичных или подобных объектов в сопоставимых условиях. Это нужно делать вышестоящим органам управления инновационной деятельностью, а также инвесторам для оценки финансового риска.

Методика сравнительной оценки инновационной деятельности предприятий

Методикой сравнительной оценки инновационной деятельности предприятий, включающей сбор информации, анализ, подведение итогов и прогнозирование может служить комплексная качественная оценка инновационной деятельности (ККОИД) На данный момент сравнительная оценка инновационной деятельности предприятий, как правило, сводится к оценке экономических показателей. Что, по нашему мнению, не дает полноценной сравнительной характеристики. С точки зрения показателей экономического аспекта, инновационная деятельность предприятия может быть убыточной в определенный момент времени, но, если учесть социально-экономические аспекты, экологические и научно-технические, то такая инновационная деятельность будет прибыльной, особенно при дальнейшем прогнозировании. Ведь инновационный процесс растянут во времени, это не явление, которое можно оценить путем одномоментного наблюдения.

ККОИД подразумевает составление некоего субъективного мультипликатора или агрегированного показателя, выведенного на базе показателей группы. Это дает возможность учесть особенности деятельности предприятия, его отношения с партнерами, сезонность и другие качественные факторы, которые влияют на результат инновационной деятельности предприятия.

ККОИД эффективности инновационной деятельности осуществляется по семи областям (аспектам). По каждому из аспектов определяются соответствующие показатели. Их расчет направлен на исследование и анализ важнейших составляющих эффективной инновационной деятельности предприятий (см. табл. на с. 45-46).

Качественные и количественные характеристики

Предложенная система показателей учитывает отраслевые характеристики, тип производства и отраслевые особенности протекания инновационных процессов. Одной из проблем является тот факт, что все показатели инновационных процессов измеряются в различных физических величинах. Это означает, что для адекватного сравнения инновационной деятельности предприятий необходимо создать методику, которая бы позволяла с максимальной объективностью проводить ККОИД, как по количественным характеристикам (объем инновационных товаров, затраты на маркетинговые инновации и.т.д.), так и по качественным (рентабельность, темп роста чистой прибыли).

В данном случае целесообразно применять так называемый балловый метод, который подразумевает, что все качественные и количественные характеристики сравниваемого предприятия, а также предприятий-аналогов, переводятся в условные единицы измерения качества – баллы. Такой перевод осуществляется путем сравнения числового размерного выражения каждого показателя инновационного аспекта предприятия с неким базовым значением данного показателя.

Коэффициент значимости

Для проведения ККОИД составляется таблица, где в столбцах указываются сравниваемые предприятия, а в строках – показатели, по которым их сравнивают между собой. Сначала в таблицу заносятся размерные числовые значения различных показателей ККОИД. Затем необходимо выбрать базовое значение для каждого показателя внутри группы. В данном случае в качестве базового значения выбираем среднее арифметическое всех значений данного показателя сравниваемых предприятий аналогов. То есть:

, (1)

N –количество предприятий.

Затем происходит пересчет размерного значения показателя в балловое по формуле:

(2)

где

n = 1 , если увеличение количественного значения измерителя означает улучшение свойства;

n= –1 , если, наоборот, увеличение количественного значения измерителя означает ухудшение свойства.

Полученные таким образом безразмерные коэффициенты qi записываются в соответствующие строки таблицы.

Чтобы оценить значимость каждого свойства внутри данной группы показателей, вводится коэффициент значимости. Этот коэффициент показывает, по какому из показателей имеется наибольший разрыв между лучшим и худшим предприятием.

Групповой коэффициент значимости рассчитывается следующим образом:

(3)

где K – число показателей в соответствующем аспекте.

Показатели инновационного развития предприятий

После перемножения безразмерных коэффициентов показателей на соответствующие коэффициенты значимости получаем распределение показателей эффективности по каждому показателю ККОИД в пределах одного аспекта. Просуммировав полученные показатели эффективности для каждого предприятия, получаем распределение эффективности инновационной деятельности по конкретному аспекту:

(4)

где

K – число показателей в соответствующем аспекте;

N – число предприятий-аналогов;

C – показатель эффективности инновационной активности предприятия

Чем больше эта сумма, тем лучший результат имеет предприятие в рамках рассматриваемой группы показателей, тем выше его эффективность по этому аспекту.

Для определения влияния каждого аспекта на эффективность инновационного развития предприятия в целом вводится коэффициент значимости аспекта:

(5)

где

G – число аспектов.

Полученные коэффициенты умножаются на показатель эффективности инновационного развития предприятия внутри каждого аспекта и затем суммируются для каждого предприятия по всем аспектам:

(6)

где

G – число апектов;

K – число показателей в соответствующем аспекте.

При сравнении полученных показателей эффективности инновационного развития С общ можно однозначно определить лучшее и худшее по инновационной деятельности предприятие.

Для более точного анализа целесообразно провести сравнительный анализ, используя метод экспертных оценок. Для наглядности важно построить башенную диаграмму распределения показателей эффективности инновационного развития сравниваемых предприятий, как в целом, так и по отдельным аспектам.

Вывод

КОИД помогает выявить сильные и слабые стороны предприятия в его инновационной деятельности, по сравнению с конкурентами.


Источники:

1. Глисин Ф.Ф. Инновационная активность промышленных предприятий // Инновации. – 2008. – №11(121).
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Юрлов Ф.Ф. Многокритериальная оценка экономического состояния и инновационной деятельности промышленных предприятий: учебное. пособие. – Н.Новгород: ННГУ, 2009.
4. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:51