Структуризация экономики с учетом инновационной активности в регионах России

Ваганова О.В., Лихошерстова Г.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ваганова О.В., Лихошерстова Г.Н. Структуризация экономики с учетом инновационной активности в регионах России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 36-39.

Аннотация:
В статье рассмотрен способ структуризации экономики страны на основе выделения обособленных территориальных научно-промышленных единиц, формирование которых должно способствовать устранению разрывов в инновационной цепи.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная продукция, приоритетные направления, инновационная политика региона, структуризация, территориальная научно-промышленная единица

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Произошедшие структурные сдвиги в сторону преобладания средних и низших технологических укладов, увеличение доли промышленной продукции c низким уровнем добавленной стоимости, деструктивные процессы в научно-технической сфере – все это лишает страну перспектив перехода к устойчивому экономическому росту. Все реальнее становиться угроза углубления технологической зависимости от промышленно развитых стран.

В таких условиях объективные интересы России требуют решительных действий по модернизации экономики, отвечающей современным экономическим реалиям, обеспечивающей интенсификацию инновационного производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Наиболее активно в этом направлении стали действовать лишь некоторый регионы, заявившие на государственном уровне, что инновационный путь является стратегическим ориентиром развития их региональной экономики. Ключевой проблемой этих регионов сегодня является крайне низкий уровень использования имеющихся ресурсов (кадрового, технологического, знаний), что отражается и при рассмотрении вопроса по повышению их конкурентоспособности. Поэтому на уровне отдельного субъекта в ходе структуризации экономики с учетом инновационной составляющей должны быть учтены специфические, присущие крупным промышленным комплексам, факторы:

– значительные свободные финансовые ресурсы региона;

– наличие квалифицированных кадров;

– возможность отработки на экспериментальных производственных объектах типовых решений для их последующего тиражирования в масштабах страны.

Региональное рассредоточение усилий и целевое использование ресурсов

Очевиден и стратегический характер инновационных процессов, что также требует особого инструментария и взаимоувязки стратегического управления на различных уровнях управления. Оценка воздействия государственного вмешательства, осуществляемого в рамках управления инновационного развития региона, на практике показала, что рассредоточение усилий по региональному развитию оказалось, буквально, тратой финансовых средств, и его необходимо исключить в будущем, так же, как и необоснованную концентрацию вмешательства на отдельных проектах, отраслях. Следовательно, целевое использование ресурсов, в частности, при формировании обособленной территориальной научно-промышленной единицы, может стать важным инструментом, при помощи которого будут решены вопросы интенсификации инновационного производства.

Структуризация экономики с учетом размещения исследовательских центров и наукоемких производств определяет эффективность инновационного развития страны. Ее можно оценить по степени готовности региональных научно-исследовательских предприятий подключиться к работам по федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 № 613).

Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд. руб. (3,68 млрд руб. — бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб. [3]. Объектами как минимум двух-трех приоритетных направлений государственной политики должны стать территориальные научно-промышленные единицы. К территориальным научно-промышленным единицам следует отнести наукограды, технопарки и особые экономические зоны.

В настоящее время нет единого мнения по определению и типологии этих единиц, при этом реальное наполнение понятия меняется в зависимости от специфических условий каждого региона. В целом обособленная территориальная научно-промышленная единица характеризуется как часть территории страны с особым действующим экономическим режимом и рассматривается как ряд ступеней научно-технических разработок от внедрения до серийного производства товаров. При этом обеспечивается органическое единство системных подходов к развитию территорий.

Территориальная научно-промышленная единица

По нашему мнению, обособленная территориальная научно-промышленная единица представляет собой инновационный комплекс, который является организационной и методической формой интенсификации инновационного производства.

Однако специфические условия функционирования отдельных звеньев инновационного комплекса (исследования, разработка, проектирование, изготовление и сбыт) обуславливают наличие разрывов в инновационной цепи. Структуризация экономики с учетом инновационной активности в регионах России определяет необходимость устранения разрывов в инновационной цепи. Для решения этой задачи определяется оптимальный баланс:

– между фундаментальными исследованиями, создающими научный и технологический прорыв;

– внедрением результатов этой деятельности через тиражирование и реализацию инновационной продукции;

– усилением существующих обособленных территориальных научно-промышленных единиц за счет коммерциализации идей.

Территориальная научно-промышленная единица, формируя механизм реализации приоритетных направлений государственной политики, должна следовать определенному предписанию. Стратегическую сущность производственной составляющей и составляющей обучения и развития нельзя оптимизировать вне связи друг с другом. Они должны быть объединены и согласованы, чтобы предоставить потребительское предложение, отражающее развитие инновационной территории в целом.

В качестве важнейших, проверенных многолетней практикой и общедоступных выделены следующие векторы управления территориальной научно-промышленной единицей:

– качество и конкурентоспособность российской продукции инновационного содержания; – сырьевая и технологическая независимость;

– рост величины и продуктивности собственных ресурсов инновационной территории;

– финансовая устойчивость предприятий, находящихся на инновационной территории;

– перманентное научно-техническое опережение производства.

Цели развития территориальной научно-промышленной единицы

Основные цели экономического развития территориальной научно-промышленной единицы сформированы в соответствии с миссией, ценностями и приоритетами, состоят в следующем:

– гармонизация отношений науки с предприятиями территориальной научно-промышленной единицы;

– гармонизация отношений с потребителями производимой продукции в России и ближнем зарубежье;

– гармонизация отношений с поставщиками сырья, создание собственной сырьевой базы;

– рост величины и доходности суммарного капитала;

– повышение финансовой устойчивости предприятий, находящихся на территории научно-промышленной единицы;

– распространение производимой продукции по всей территории Российской Федерации с целью укрепления конкурентоспособности российской экономики в целом.

В заключении необходимо отметить, что достижение целей обозначенных в данной статье, будет означать стабильное динамичное устойчивое развитие территориальной научно-промышленной единицы. Причем максимальный эффект в управлении развитием территориальной научно-промышленной единицы представляется возможным только при гармоничном сочетании определенности правил принятия решений в стандартных ситуациях и свободы действий специалистов в поиске лучших для территории в целом решений при появлении неординарных ситуаций. Поскольку развитие территориальной научно-промышленной единицы формируется на основе комплексного взаимодействия производства, науки и образования, то формирование механизма реализации инновационных проектов и программ должно основываться на сбалансированном взаимодействии производственной составляющей, научно-исследовательской и образовательной, чтобы добиться максимального результата.


Источники:

1. Суворинов А.В. О развитии инновационной деятельности в регионах России // Инновации. – 2006. – №2(89). – С.49–54.
2. Семенова Т.Ю. Социально-экономическое развитие регионов на основе инновационной деятельности. – СПб.: Инфода, 2008. – С.23.
3. Балашов Е. Б. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации // Инновации. – 2007. – №3 (101). – С. 6–12.
4. The Global Competitiveness Report 2008–2009. World Economic Forum, 2008.
5. Ваганова О.В. Интенсификация инновационного производства: теория и методология. – Белгород: КОНСТАНТА, 2011. – 298 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:47