Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2011

Государственная инновационная политика: механизм реализации

Сактоев Владимир Евгеньевич, Доктор экономических наук, профессор, Ректор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Россия

Халтаева Светлана Романовна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента маркетинга и коммерции» Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Россия

State Innovation Policy: The Implementation Mechanism - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 49

Аннотация:
Статья посвящена вопросам формирования региональной инновационной системы и ее составных элементов. Рассматриваются проблемы недостаточной инновационной активности предприятий. На основе статистической информации анализируется уровень их инновационной активности, который пока еще невысок, по сравнению со странами с развитой экономикой.
Цитировать публикацию:
Сактоев В.Е., Халтаева С.Р. Государственная инновационная политика: механизм реализации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 26-30.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновационное развитие экономики страны во многом зависит, насколько оптимально разработана и эффективно функционирует национальная инновационная система (НИС), основой которой выступают региональные инновационные системы (РИС). НИС проявляется как определенная система структурных и инфраструктурных элементов и звеньев, тесно взаимосвязанных между собой, обеспечивающих условия и процессы возникновения, разработки, внедрения и распространения инноваций, пронизывающая социальную, экономическую, финансовую, экологическую и другие системы страны.

К ключевым функциям НИС можно отнести:

1) формирование национальной инновационной политики; 

2) разработка и обеспечение нормативно-законодательной базой;

3) выбор приоритетов в области инноваций, научных исследований и разработок;

4) мобилизация, координирование и управление ресурсами при реализации федеральных инновационных программ и проектов;

5) обеспечение стимулирования развития инноваций;

6) поддержка новых (высокотехнологичных) отраслей экономики и др.

Таким образом, функционирование НИС предусматривает формирование основ институционального взаимодействия субъектов инновационной деятельности на макроуровне и выполнение общих координирующих функций по достижению стратегических национальных целей.

Проблемы

Основной проблемой формирования РИС является недостаточная методологическая проработанность составных элементов системы. Безусловно, структура РИС во многом повторяет структуру национальной системы. Но состав и структура РИС определенного региона будет иметь отличия в силу экономических, социальных, территориальных, географических, геополитических и других особенностей данного региона.

Обнаруживает себя также проблеманедостаточности существующих методик оценки как отдельных факторов РИС, так и ее интегральных характеристик и параметров для получения максимально полной и объективной информации о состоянии инновационной системы региона и возможности прогнозирования перспектив ее развития.

Сочетание рассмотренных проблем определяет в целом неблагополучное положение в инновационной сфере экономики. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2008 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,6% от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (73%), Ирландии (61%), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%). Мала доля предприятий, затрачивающих средства на приобретение новых технологий (12,7%).

Динамика этих индикаторов за последнее время ухудшилась.

Эти негативные тенденции усилились в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 года. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая нанеопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение [2].

Учитывая цели, задачи и функции, выполняемые РИС, инновационную систему региона можно рассматривать как совокупность взаимодействующих организаций и предприятий, расположенных на данной территории и осуществляющих деятельность по созданию, коммерциализации и распространению инноваций, а также организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного (регионального) управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, отвечающих как особенностям региона, так и требованиям функционирования НИС.

Три типа отношений российских предприятий к инновациям

Следует отметить, что инновационноактивное предприятие в России существенно отличается от западного, так как западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций [1].

Тип 1 – инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.

Тип 2 – инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично для торговли за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

Тип 3 – предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий – 78% [1]. Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок.

Инновационную деятельность региона и социально-экономических систем, входящих в него, прежде всего, можно оценить по данным статистического учета. В Федеральной службе государственной статистики (Росстат) учет инновационной деятельности осуществляется на основе формы федерального статистического наблюдения № 4–инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», Данная форма утверждена постановлением Росстата от 09.06.2007 № 46 (с изменениями от 08.08.2007 № 62)1 и является годовой.

Инновационная продукция Республики Бурятия

Под инновационными товарами, работами, услугами, в данной форме отчетности, понимаются товары, работы, услуги, которые в течение последних трех лет подвергались разной степени технологическим изменениям. Вновь внедренными (новыми) являются товары, работы, услуги, которые по своим характеристикам или направлениям использования существенно отличаются от товаров, работ, услуг, производившихся организацией ранее. Такие товары, работы, услуги, как правило, основаны на новых (в том числе принципиально новых) технологиях либо на сочетании новых, с применением существующих технологий.

Рассмотрим данную форму учета и оценки инновационной активности предприятий на примере республики Бурятия. Общее количество отчитавшихся по этой форме в 2009 году в Бурятии составило 232 предприятия.

Общее число организаций, приобретавших новые технологии (технические достижения), по видам экономической деятельности за период с 2006 по 2009 составило всего 29 предприятий, при этом наибольший удельный вес приходится на предприятия транспорта, производства, распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 19 (65,5%). В основном в качестве инноваций предполагалась покупка патентов, лицензий на использование изобретений. В 2009 г. новые технологии приобрели всего 7 организаций республики, из них 2 относятся к сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, 4 – к сфере распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды, 1 – к сфере производства машин, оборудования и транспортных средств.

В целом, по данным статистики, в республике общий объем отгруженной инновационной продукции за 3 последних года составил 3516 млн руб.

В 2009 г. произошло снижение объема инновационной продукции по сравнению с 2008 г. на 783 млн. руб., с 1479 до 696 млн руб. или на 52,9%.

Соотношение в структуре инновационной продукции в 2009 г. осталось прежним, наибольший удельный вес приходился на усовершенствованную продукцию – 481 млн руб.(69,1%), на вновь внедренную – 215 млн. руб. (30,9%).

Результаты инноваций по оценкам предприятий

Любопытными являются результаты оценки предприятиями степени влияния инновационной деятельности на развитие производства в 2009 г.

Большинство организаций оценило степень влияния результатов инновационной деятельности на создание новых рынков сбыта в России и за рубежом, а также на обеспечение соответствия производимой продукции современным правилам и стандартам, как «высокую». Небольшое количество организаций связывают результаты инноваций с ростом производственных мощностей, с экономией и сокращением энерго-, материальных затрат и затрат на заработную плату. Следует отметить, что все учтенные инновационные разработки достигли своей цели с разной степенью влияния, при этом необходимо уделить внимание развитию инноваций, связанных с сокращением затрат и ростом производственных мощностей.

Существующая форма учета и оценки инновационной активности имеет недостатки, которые не дают возможности получить полную картину состояния инновационного развития предприятий и самого региона, к ним можно отнести:

– субъективизм в определении и отнесении организаций к инновационноактивным. Предприятия сами оценивают свою инновационную деятельность, зачастую заполняют форму статотчетности № 4 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» не специалисты, а сотрудники бухгалтерии;

– отсутствие данных, характеризующих способность предприятий к освоению новых производств и продукции, а также данных о наличии интеллектуальной собственности и профессионально-кадровом составе персонала, занятого в сфере НИР и ОКР.

Заключение

Инновационная активность производителей является характеристикой того, насколько быстро и эффективно инновации находят свое отражение в деятельности предприятий и организаций. Но не столько создание инновации, сколько ее масштабная диффузия является главным фактором влияния на инновационный рынок и на показатели социально-экономического развития региона и страны в целом. Это возможно только в условиях хорошо налаженной национальной инновационной системы, работающей на базе эффективного взаимодействия всех составных элементов инновационных региональных и национальной систем.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятиях ВПК) // Инновации и экономический рост. – М.: Наука, 2002. – С.171–172.
2. Пояснительная записка к плану мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20100318_09.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.economy.gov.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.