Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2011

Социально-экономическое развитие России в рамках информационного общества

Игонина Наталия Сергеевна, Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством; Ведущий специалист отдела по работе с персоналом Филиала ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА открытого акционерного общества в г. Тюмень, Россия

Social and Economic Development of Russia within Information Society - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Статья посвящена анализу динамично развивающегося российского общества, которое имеет как рыночные, так и административно-командные аспекты, влияющие на формирование сознания человека. По мнению автора, для сохранения культурного наследия в рамках динамики информационного общества необходимо сочетание этих двух направлений развития наряду с политикой государственного протекционизма.
Цитировать публикацию:
Игонина Н.С. Социально-экономическое развитие России в рамках информационного общества // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 10-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Российское общество является наглядным примером кардинальных и спонтанных смен общественно-экономических формаций. От рабовладельческой до капиталистической, от полного угнетения личности до формирования свободы мысли, слова и выбора. 

Данные изменения протекают с чрезвычайной скоростью, сопровождаясь переломами в сознании людей, их ценностей, мировоззрения, представлениях о морали. Менее чем за сто лет на территории России пропагандировались и внедрялись антагонистические системы управления экономикой страны, что в свою очередь, требовало от человека изменения принципов хозяйствования, отношения к собственности и другим материальным благам. Попытка быстрого принятия новых правил, в частности, при зарождении рыночной экономики, привела к искажению человеческих ценностей, то есть понятия о нематериальных благах, вследствие чего произошла деформация сознания людей, что проявилось в поведении масс. Также перемены в представлениях о мироустройстве сопровождались техническим прогрессом, что усиливало реакцию на происходящие изменения и ускоряло сам процесс изменения.

На данный момент общество предоставило возможность человеку пользоваться множеством источников информации. Таким образом, индивид может автономно осуществлять выбор вектора развития и придерживаться своей индивидуальной точки зрения на каждое явление, происходящее в мире.

Динамика социально-экономической системы

Можно утверждать, что история развития российского общества наложила определенный отпечаток на сознание людей, это повлекло за собой их деление на две группы: те, кто предпочитает административно-командную систему, и те, кто выбирает рыночные отношения (превалирующая часть). То есть, на уровне сознания людей в области производства, распределения и потребления благ существуют категорические разногласия.

Для более детального рассмотрения проблем в развитии российского общества определимся с понятием социально-экономической системы.

На основе сформулированных учеными понятий определим социально-экономическую систему как сложную взаимосвязанную структуру межличностных отношений, в частности, по поводу хозяйственной деятельности, которая позволяет совершать обмен всеми основными видами деятельности людей, обеспечивающими социальное воспроизводство населения [5], основой которой является внутреннее состояние отдельного человека, его ожидания, стимулы, мотивы, потребности, а также понятия о нравственности.

Таким образом, динамика социально-экономической системы России зависит от собственной модели развития, сформированной или формирующейся в сознании каждого индивида. На сознание человека влияют информационные потоки, несущие в себе субъективную оценку происходящего в государстве. Следовательно, у российского общества посредством получаемой информации сформировались две противоборствующие модели систем: рыночной экономики и административно-хозяйственной экономики.

Дадим определения данным терминам.

Государственное регулирование и рыночные отношения

Рыночная экономическая система – это общественная система разделения труда в условиях частной собственности на средства производства [3]. Главную роль в рыночной экономике играют интересы человека, поэтому данная система направлена на удовлетворение потребностей людей за счет оказания услуг или производства товаров, пользующихся спросом в обществе. Следовательно, для достижения своих целей индивиду необходимо создать условия для удовлетворения потребностей других людей.

Административно-командная система – способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии  [4]. Под административно-командным строем понимают плановую экономику, которая имеет четкий вектор развития экономики, определенные рамки в производстве товаров и оказании услуг; планирование потребностей жителей страны и способов удовлетворения возникающих потребностей.

Исходя из приведенных определений, функционирование данных систем предполагает противоположные условия, цели, средства и методы их достижения.

Если проанализировать данные понятия под другим углом, то можно сделать следующие выводы:

1) интересы каждого отдельно взятого человека являются интересами государства в целом;

2) абсолютизировать собственность как государственную или частную в реальных условиях невозможно, поэтому они должны существовать в симбиозе для адекватного развития социальных программ с целью поддержания незащищенных слоев общества;

3) государственное регулирование необходимо в рыночных отношениях.

Синтез рыночной и централизованно-плановой систем

Таким образом, можно сделать вывод, что идея противоборства двух систем – это субъективное отражение сущности данных явлений с помощью средств массовой информации, а именно навязывания данных различий обществу. Что привело, в свою очередь, к разногласиям в политической сфере, разделению общества на антагонистические группы. Этот процесс сказывается на социальной системе государства, что влияет на экономическую сферу.

По мнению автора, синтез рыночной и централизованно-плановой систем выгоден для социально-экономического развитии России.

Объединение и комбинирование свойств в единый механизм позволит:

1) осуществлять планирование потребностей общества с высоты аппарата управления. Это повлечет за собой сокращение разрыва между богатыми и бедными, стимулирует расширение среднего класса.

2) привлекать население к работе в направлениях согласно плану производства. Это, в свою очередь, позволит предоставить большее количество рабочих мест и сократить уровень безработицы в стране;

3) снижать потребление товаров и услуг, приводящих к деградации общества;

4) контролировать демографическую ситуацию в стране и стимулировать повышение рождаемости за счет перераспределения материальных благ и поддержания здорового образа жизни при условии снижения уровня деградационно-паразитирующих потребностей.

Вследствие этих изменений можно определить политику государства в области экономического развития.

Государственный протекционизм

Если аппарат управления будет планировать, прогнозировать, организовывать и контролировать производство, потребление, распределение и перераспределение ресурсов исходя из потребностей населения, произойдет укрепление экономических показателей, стабилизация социальной и политической системы. Вследствие этого государство автономно сможет обеспечивать население большинством необходимых ресурсов, таким образом, можно будет установить политику протекционизма.

Протекционизм — это экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства [2]. Протекционизм поддерживает отечественного производителя и стимулирует экспорт товаров и услуг.

Защита внутреннего рынка необходима для сохранения целостности, индивидуальности, культурного наследия страны. Политика протекционизма противостоит глобализации.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [1].

Вследствие этого явления происходит межгосударственное перемещение капитала, трудовых ресурсов, приведение к единому знаменателю экономики, технологического сопровождения, экономических положений. Данный процесс представляет собой систему и влияет на все сферы жизнедеятельности. Результатом данного процесса является увеличение взаимосвязи и взаимозависимости между странами.

Глобализация в сложившихся условиях является неизбежным поступательным процессом развития международных отношений, и с учетом данной динамики, российскому обществу через призму сознания человека, его индивидуальности, которая несет в себе генетическую память многонационального общества необходимо понимать важность сохранения, поддержания и эволюции культурного и исторического наследия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. – 2005. – № 1.– С. 9–11.
2. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Новое Слово. – 1897. – № 7. – С.21.
3. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. – 2-е испр. изд. – Челябинск: Социум, 2005. – 878 с.
4. Попов Г.Х. С точки зрения экономиста // Наука и жизнь. – 1987. – №4. – С. 17–19.
5. Сигов В.И. Социология национального управления: учебное пособие. – СПб.: СПБУЭФ, 1995. – 768 с.