Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса

Волков Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 11-16.

Аннотация:
В статье рассматривается разработанная автором модель жизненного цикла семейного бизнеса. Исследуются проблемы развития семейного бизнеса, возникающие на каждом этапе жизненного цикла. Автор сравнивает стадии развития семейного бизнеса с жизнью корпорации и одновременно подчеркивает уникальные черты, присущие только семейному бизнесу.

Ключевые слова: принятие решений, корпорация, жизненный цикл, стадии жизненного цикла, семейный бизнес, модель жизненного цикла, преемственность поколений



Исследуя вопрос жизненного цикла семейного бизнеса, необходимо отметить, что в данном направлении существует достаточное количество исследований, обширно представленных в англоязычной литературе, в которых понятие жизненного цикла дифференцируется поэтапно. В российской практике этот вопрос слабо исследован, и зачастую существует готовность владельцев бизнеса (учредителей) значительно сопротивляться изменениям, приносимым внедрением моделей жизненного цикла организации, кроме того, результаты анализа специальной литературы по развитию семейного бизнеса показывают наличие «белых пятен» в данном вопросе. Это дает нам возможность обосновать важность обработки информации, посвященной различным теориям жизненного цикла семейного бизнеса, и обосновать необходимость децентрализованного принятия решений, планирования преемственности и анализа рынка для диверсификации адекватно этапам развития семейного бизнеса.

Жизненный цикл организации в научной литературе

Модель жизненного цикла предполагает, что семейный бизнес растет и развивается, как живой организм. В данном контексте необходимо определить, какие уроки могут быть извлечены из практического применения теории жизненного цикла для управления развитием семейного бизнеса.

Большая часть литературы, посвященной жизненному циклу организации, носит регламентирующий либо прогностический характер (Adizes, 1979; Churchill & Lewis, 1983; Greiner, 1972; Quinn & Cameron, 1983) [1−4]. Если исследования жизненного цикла значимы для развивающихся организаций, то необходимо реализовать некоторые практические технологии. Этот вопрос также отмечался рядом исследователей жизненного цикла организации (Hanks, 1990) [5]. Не раз предпринимались попытки эмпирического исследования организаций на базе концепции жизненных циклов (Miller and Friesen, 1984, Kazanjian and Drazin, 1989, Dodge and Robbins, 1992) [6−8]. Проблема организационной эффективности на разных этапах жизненного цикла обсуждается в работах К. Камерона и Д. Уэттона (Cameron and Whetten, 1981) [9], а локальные аспекты проблемы отражены в современных исследованиях российских ученых (Алимова Т.А., Чепуренко А.Ю., Образцова О.И., 2010; Елкина, 2010) [10−11].

Жизненный цикл семейного бизнеса: рождение, рост, зрелость и спад

В специфике семейного бизнеса модель жизненного цикла может дифференцировать на различных этапах разделение семейных ролей и приоритетов владельцев и руководителей от бизнес-приоритетов. На наш взгляд, модель жизненного цикла семейного бизнеса [12] необходимо дополнить возможными проблемами, возникающими на различных этапах (см. рис. на с. 13).

Рис. Авторская модель жизненного цикла семейного бизнеса

В качестве стадий жизненного цикла семейного бизнеса нами выделены рождение, рост, формирование инфраструктуры, зрелость, спад – «возобновление или снижение», движение вперед.

Этап «формирование инфраструктуры» связан, в первую очередь, с наиболее успешной стратегией развития семейного бизнеса. В рамках этой стратегии предполагается, что семейный бизнес не сможет расти, повышать свою доходность, развиваться, достигать поставленных бизнес-целей в современной жестко-конкурентной бизнес-среде без непрерывного улучшения собственной инфраструктуры.

Фактически, первые три стадии являются подготовительными, так как владение компанией осуществляется на этапе зрелости, за которым следует этап, предполагающий принятие решения о продолжении бизнеса для следующих поколений или его завершении.

Классическая теория управления определяет семейный бизнес как возможную стадию развития компании. Бизнес создается некой инициативной группой, постепенно растет, формализуется, дорастает до внешних инвестиций, а потом и вовсе акционируется. На начальной стадии семью можно сравнить с положительно заряженным ядром, группирующим вокруг себя силы, из которых постепенно вырастает корпорация. Рассмотрим существующую типологию семейного бизнеса, отраженную в европейской модели.

Сходство семейного бизнеса с корпорацией

Правомерно ли вообще противопоставлять «семейный бизнес» и корпорацию? На наш взгляд, такое противопоставление действительно правомерно с точки зрения управления. Семейный бизнес предполагает в некотором роде единоличное правление (семья и директор, и совет директоров), собственным критерием успешности которого может быть не только прибыль. В то время как корпорация в классическом определении − широкое содружество независимых инвесторов, где коллективное правление осуществляется на основании общего интереса в прибыли и на основе дифференцирования полномочий и ответственности − текущие решения принимает директор, стратегические − совет директоров, избираемый этими инвесторами.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы семейного бизнеса, дифференцируются адекватно этапам жизненного цикла семейного бизнеса. На этапе рождения, роста и формирования инфраструктуры это проблема перехода лидерства, успешной конкуренции и права выбора. На этапе зрелости к основным проблемам семейного бизнеса можно отнести: работу в команде, доверительное семейное партнерство, профессиональный менеджмент, стратегическое планирование, семейную гармонию. На двух последующих этапах: спад (возобновление или спад) и движение вперед − при реновации компании возникают проблемы развития на следующем уровне менеджмента, «обслуживания», поддержания на должном уровне корпоративного капитала и ликвидности акций, развития сильной и гибкой культуры, баланса семейных и организационных потребностей. При медленном спаде возникают проблемы завышения или занижения доходов, воздействующих на Cash Flow, борьба с нежеланием адаптации к ситуации, непринятие решения или противодействие приводит к краху. При этом на различных этапах жизненного цикла меняется и сам статус (роли) членов семьи.

Собственная логика семейного бизнеса

Модель жизненного цикла семейного бизнеса может служить важным и эффективным инструментом его диагностики, так как она способствует устранению текущих трудностей и позволяет семейным компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в конечном счете, «бесконечности» их развития. Семья отличается от корпорации неограниченностью своего интереса в бизнесе, подспудным решением иных задач: самореализации, обеспечения интересов членов семьи. С точки зрения классического подхода к управлению, такая практика является порочной, поскольку цели управления компанией оказываются экстраполированы в некоторые не свойственные бизнесу плоскости. И это позволяет нам сделать вывод о том, что у семейного бизнеса вообще своя логика развития, «особый» жизненный цикл, связанный с преемственностью поколений.


Источники:

1. Adizes, Isaac. Organizational passages: Diagnosing and treating life cycle problems in organizations // Organizational Dynamics. − 1979. – 8. – Р. 3-24.
2. Churchill, Neil and Virginia Lewis. The five stages of small business growth // Harvard Business Review. − May-June 1983. – 61. – Р. 30-50.
Greiner, Larry. Evolution and revolution as organizations grow // Harvard Business Review. − July-August 1972. – Р. 37-46.
3. Quinn, Robert and Kirk Cameron. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence // Management Science. − 1983. – 29. – Р. 33-41.
4. Hanks, Steven. An empirical examination of the organization life cycle in high technology organizations. Ann Arbor. − MI: UMI Dissertation Services, 1990.
5. Miller D., Friesen P.H. Corporate life cycle: A longitudinal study // Management Science. – 1984. − vol. 30. − Р. 1161-1183.
6. Kazanjian R.K., Drazin R. An empirical test of a stage of growth progression model // Management Science. – 1989. − vol. 35. - №. 12. − Р. 1489-1503.
7. Dodge H.R., Robbins J.E. An empirical investigation of the organizational life cycle model for small business development and survival // Journal of Small Business Management. − January 1992. − Р. 27-37.
8. Cameron K.S., Whetten D.A. Perceptions of organizational effectiveness over organizational life cycle // Administrative Science Quarterly. – 1981. − vol. 26. − Р. 525-544.
9. Теория предпринимательства в России / Глобальный мониторинг предпринимательства. – М.: Изд. дом ГУ- ВШЭ, 2010. − 267 с.
10. Елкина О.С. Предпринимательство как форма обеспечения имущественных интересов членов семьи в современных условиях // Евразийский юридический журнал. – 2010. − № 22 (март). – С. 83-85.
11. Fletcher, D.E. Life-making or risk taking? Co-preneurship and family business start-ups, under review International Small Business Journal, Special Issue on Family firms, 2008.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:28:15