Операционный риск-менеджмент в коммерческом банке

Дьяков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дьяков А.В. Операционный риск-менеджмент в коммерческом банке // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 134-139.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные элементы для создания современной и эффективной методики управления операционным риском в коммерческом банке. Методика предусматривает выполнение ряда последовательных шагов: 1) выявление источников операционных рисков; 2) их идентификацию; 3) оценку выявленных рисков; 4) мониторинг операционных рисков; 5) контроль и минимизацию операционных рисков.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, банковские риски, минимизация рисков, оценка операционного риска, идентификация рисков, мониторингрисков



Для формирования эффективных внутрибанковских систем управления операционным риском, которые могли бы предотвратить возникновение убытков, банкам необходимо разрабатывать современные методики по управлению операционным риском, которые должны строится на основании пяти элементов [2] (см. рис.1 на с. 135).

Рис.1. Методика управления операционным риском

1. Выявление операционных рисков

Этот процесс должен включать анализ всех условий функционирования банка на предмет наличия или возможности возникновения факторов операционного риска. Такой анализ банком должен проводиться на следующих уровнях:

− анализ изменений во всех сферах деятельности общества, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности банка;

− анализ подверженности операционным рискам всех направлений деятельности банка с учетом его приоритетов;

− анализ отдельных банковских операций и других сделок;

− анализ внутренних процедур.

2. Идентификация операционных рисков

Идентификация операционных рисков должна осуществляться:

− в процессе осуществления банковской деятельности непосредственно структурными подразделениями банка, осуществляющими операции и сделки, несущие вероятность возникновения операционных рисков;

− в процессе проверок деятельности структурных подразделений банка СВК;

− в процессе рассмотрения внешней информации, поступившей в банк: писем надзорных органов, жалоб и претензий со стороны клиентов банка, пр.

Оценка операционного риска может быть качественной и количественной (см. рис. 2 на с. 136 ):

Рис 2. Оценка операционного риска

3. Оценка операционных рисков

Базой для создания количественной оценки операционного риска в эффективной модели управления риском должен выступать базисный индикатор (basic indicator approach-BIA) [3], который предусматривает оценку операционных рисков и поддержание капитала банка на уровне, достаточном для покрытия этих рисков, при использовании только одного показателя – валового дохода.

Валовой доход должен определяться в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.

При этом подходе минимальные требования по капиталу на покрытие операционных рисков определяются по формуле:

,

где

Kbia – требование к капиталу в рамках базового индикативного подхода;

GI – положительный ежегодный валовой доход за предыдущие три года (для целей ежеквартального расчета показателя используется понятие не календарного года (с января по декабрь включительно), а предшествующих 12 месяцев);

n – количество лет из предыдущих трех, в которые валовой доход был положительным;

α – 15%, данный показатель установлен Базельским комитетом и относится к отраслевому уровню требуемого капитала, а также к отраслевому уровню индикатора.

Показатели за любой год, в котором ежегодный валовой доход был отрицательным или нулевым, должны исключаться из расчета (как из знаменателя, так и из числителя).

Таким образом, подход на основе базового индикатора предполагает поддержание капитала для целей покрытия операционных рисков в размере 15% от среднего годового валового дохода за три последних года.

Качественные показатели. Ряд направлений деятельности коммерческих банков довольно сложно оценить конкретными показателями. В таких случаях необходимо проводить анкетирование сотрудников по специальным анкетам (см. табл. на с. 137), которые должны разрабатываться в банке.

Таблица

Пример специальной анкеты для анкетирования работников банка

№ пп
Вопрос
Да
Нет
Не знаю
1
В банке существует программа переподготовки и повышения квалификации работников?



2
В Банке проводится аттестация и переаттестация работников?



3
Работники банка посещают семинары повышения квалификации?



4
У работников банка достаточно квалификации для занимаемой должности?



5
Работники банка проходят стажировку?



6
Должностные инструкции существуют на всех работников?



7
Осуществляется ли контроль за работой новых работников?



8
В банке зафиксированы случаи потери информации из-за невнимательности работников?



9
Работники знают о мере ответственности за разглашение банковской тайны?



10
Банком предусмотрены меры при обнаружении несанкционированных действий работников?



11
В банке высокая текучесть кадров?



12
Банком проводится вторичный контроль ввода документов в базу данных?



13
При вводе данных в банковскую систему информация дублируется?



14
Используемые программы не предусматривают защиту данных от некомпетентного пользователя или ошибки из-за невнимательности работника?



15
Работники могут забирать банковские документы для работы вне банка?



Итоги анкетирования должны быть обобщены, проанализированы, по результатам анкетирования банку необходимо сформировать аналитическую записку с описанием проблем и «слабых мест», с указанием вероятности возникновения новых источников операционных рисков, рекомендациями по дальнейшему совершенствованию управления операционными рисками.

4. Мониторинг операционных рисков

Для снижения уровня операционного риска по всем направлениям деятельности банки должны использовать систематический мониторинг, основанный на системе индикаторов уровня операционного. В качестве индикаторов уровня операционного риска могут использоваться:

– увеличение частоты и объемов несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок;

– количество уволенных (уволившихся) сотрудников;

– количество допущенных ошибок при проведении операций;

– количество сбоев в информационных системах.

5. Контроль и минимизация операционных рисков

Для контроля минимизации операционного риска в кредитной организации могут применяться следующие основные инструменты:

– разработка организационной структуры;

– разработка защиты от несанкционированного входа в информационную систему;

– разработка внутренних документов, регламентирующих совершение банковских операций и сделок, в соответствии с законодательной и нормативной базой;

– автоматическое выполнение рутинных повторяющихся действий;

– организация текущего обучения и повышения квалификации работников.

Заключение

Конечно, создание эффективной методики управление операционным риском возможно только с учетом особенностей каждого конкретного банка (размер, основной вид деятельности и т.д.), но базой для создания хорошо работающей системы управления операционным риском может выступать вышеописанная система, состоящая из пяти элементов.

Грамотно построенная современная и эффективная методика управления операционным риском в коммерческих банках может способствовать повышению эффективности совершаемых в банке операций, и позволит топ-менеджменту лучше контролировать уровень операционного риска, приемлемый для банка.


Источники:

1. О типичных банковских рисках: Письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т // Вестник Банка России. – 2004. − № 38.
2. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях: письмо Банка России от 24.05.2005 № 76-Т // Вестник Банка России. – 2005. − № 28.
3. Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору [Электронный ресурс]. – Режиму доступа: http: www.bis.org.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:21:34