Управление знаниями как новая стратегическая парадигма организации

Ковылин Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ковылин Д.М. Управление знаниями как новая стратегическая парадигма организации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 4-10.

Аннотация:
Автор рассматривает управление знаниями как новую научную дисциплину, тесно взаимосвязанную другими науками. Однако управление знаниями имеет свою ярко выраженную практическую сторону и взаимосвязано со стратегическим управлением. Суть такого управления заключается в создании и реализации способностей фирмы по извлечению экономической выгоды из знаний как активов. Ориентация организации на этот принцип меняет ее стратегическую парадигму.

Ключевые слова: информационные технологии, управление знаниями, знания, организационное знание, концепция динамических способностей, когнитивистика



Стремительное развитие экономики знаний привело к появлению нового раздела в управленческих исследованиях известного как управление знаниями. Понятие «управление знаниями» было введено в 1986 г. К.Вигом, однако различные его толкования привели к возникновению нескольких концепций управления знаниями.

Новая научная дисциплина: управление знаниями

Управление знаниями как новая научная дисциплина сформировалась в течение двух последних десятилетий в результате перехода развитых стран к инновационной экономике, в которой главную роль играют интеллектуальные ресурсы. Организация использования этих ресурсов относится к разряду наиболее сложных задач современного менеджмента, решение которых требует формирования специфических подходов к управлению, способствующих созданию, распространению и продуктивному применению знаний. Именно поэтому возникла объективная необходимость в появлении нового раздела науки управления, новой функции и нового вида управленческой деятельности.

Отметим, что для более целостного понимания сущности такой новой научной дисциплины как управление знаниями необходимо рассмотреть ее связи с другими науками.

Самостоятельным направлением философии стала теория познания (гносеология, эпистемология), которая изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой, теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

Постепенно из философии выделились самостоятельные науки, которые внесли значительный вклад в развитие теории знаний, – логика, математика, психология (креативная психология, когнитивная психология). Все они направлены на мышление человека, создание универсальных инструментов познания.

Педагогика как наука оказывает влияние на развитие социально и экономически значимых знаний – создает механизмы посредничества при передаче (диффузии) знаний между людьми. Русский ученый-педагог К.Д. Ушинский указывал на то, что педагогика, используя знания других наук – философии, психологии, истории, физиологии, выполняет прикладную функцию. Наибольшее значение для обучения и развития познавательных способностей человека имеет сочетание педагогики и психологии.

Информатика

Современное освоение знаний невозможно без информатизации, базу которой составляет информатика – наука, предоставляющая познающему человеку средства передачи, обработки, хранения и представления информации с помощью вычислительного и программного обеспечения. Возросла и роль информационно-коммуникационных технологий, наличие которых в любой организации стало необходимым условием существования современной системы управления знаниями.

В информатике выделен специальный раздел – инженерия знаний, в котором исследуются модели и методы извлечения, структурирования и формализации знаний. Как самостоятель­ные области информатики стали развиваться искусственный интеллект, нейроматематика и нейросистемы. Развитие науки об управлении знаниями основывается на детализации и установлении новых взаимосвязей между различными областями знаний.

Важно отметить, что информационные технологии одинаково важны на всех стадиях управления знаниями организации:

– при генерации нового знания важно иметь доступ к необходимым информационным ресурсам (интернет, специальные базы данных, база знаний компании), обеспечивающим процесс поиска и извлечения знаний;

– для осуществления сетевого взаимодействия сотрудников компании с целью своевременного обмена знаниями необходимо создание информационно-коммуникационной инфраструктуры;

– для процессов хранения и обновления организационных знаний так же требуется соответствующее программное и техническое обеспечение.

Ресурсная концепция

Феноменом последних нескольких десятилетий является возникновение когнитивной науки – междисциплинарных исследований закономерностей приобретения, сохранения и использования знаний человеком. Когнитивистика вырабатывает методы и приемы, необходимые для интеграции усилий ученых разных специальностей с целью более адекватного и полного представления об одном из самых сложных феноменов природы – человеческого сознания и разума. Данное научное направление объединяет такие научные дисциплины как теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

Принципиально важным является рассмотрение управление знаниями в контексте современных теорий стратегического управления.

В 1990-е годы ресурсная концепция стала доминировать в теории стратегического управления, поскольку смогла выработать жизнеспособную альтернативу господствовавшим здесь ранее школам планирования и позиционирования. Согласно ресурсной концепции разработка долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с изучения рынка, а с анализа ее собственного внутреннего потенциала (оценки ресурсов и компетенций фирмы), с учетом, которого уже затем подбираются наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы.

Работы К. Прахалада и Г. Хамела внесли решающий вклад в популяризацию и развитие ресурсной концепции. Ученые сформировали новое видение на ведение конкурентной борьбы, главный акцент которого делался не на подавление любой ценой соперника, а на создании собственных, трудно копируемых другими фирмами компетенций создающих устойчивые конкурентные преимущества. Таким образом, ими были введены в научный оборот термин «ключевые компетенции» для обозначения способностей, имеющих определяющее значение для результатов фирмы и ее стратегии.

Управление знаниями как конкурентное преимущество

Статья Дэвида Дж. Тиса, Гэри Низано и Эми Шуен «Динамические способности фирмы и стратегическое управление» (Strategic Management Journal, 1997) является классическим изложением основ динамического ответвления ресурсной концепции, в котором удачно синтезированы экономический и поведенческий подходы к изучению конкурентных преимуществ предприятий.

Акцент концепции динамических способностей на синтез экономических и поведенческих аспектов деятельности фирмы особенно продуктивен при исследовании проблем управления знаниями, где кроется сегодня решающее конкурентное преимущество. При определении знания как ценного ресурса фирмы, логика ее стратегических действий становится продолжением ресурсного подхода в целом и концепции динамических способностей в частности: различия в результатах фирм интерпретируются как следствие асимметрии между ними в знаниях.

Важным моментом в понимании сущности управления знаниями является осознание роли и места управления знаниями в управлении организацией. В современной организации резко возросла роль знаний при производстве новых продуктов и услуг, знания стали основой в создании потребительской ценности. Превращение знаний в главный экономический ресурс приводит к тому, что лидерами новой экономики становятся компании, которые эффективно управляют знаниями.

Создание организационного знания

По концепции И.Нонака и Х.Такеучи, успех японских компаний в инновационной деятельности и конкурентной борьбе обусловлен именно развитием теории создания знаний. Так, создание организационного знания, ученые определяют главной целью управления знаниями. Одной из важных особенностей фирмы является способность трансформировать неформализованные знания в формализованные (см. рис. на с.???). Создание организационного знания следует понимать как процессы, которые усиливают создаваемые индивидами знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации. Эти процессы образуют так называемую спираль знания, которая динамична и функционирует в основном посредством неформальных сетей внутриорганизационных отношений.

Рис. Виды неформализованного и формализованного знания

Наиболее перспективной для управления знаниями автору представляется концепция динамических способностей, которая полнее других отражает характерный для современной инновационной экономики переход от традиционных управленческих механизмов (минимизация издержек) к предпринимательским (создание новой ценности), позволяющим обеспечить конкурентные преимущества фирм. Эту концепцию сегодня называют новой парадигмой стратегического управления. Концепция динамических способностей раскрывает новый механизм конкурентных преимуществ, характерный для инновационной экономики – механизм, основанный не только на имеющихся у фирмы неявных знаниях, но, прежде всего, на ее способностях извлечения экономической выгоды из знаний как активов.

Теперь от фирмы требуется не просто реакция на происходящие события, а опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей, которые могли бы не только формировать само событие, но и постоянно генерировать и обновлять технологические и организационные инновации.

Выводы

Рассмотрев отношения научной дисциплины управления знаниями с другими областями наук, мы приходим к следующим важным выводам.

Во-первых, современная теория управления знаниями основывается на концепции динамических способностей, которая в свою очередь является ответвлением ресурсной концепции. Исходя из концепции динамических способностей, сущность процесса управления знаниями заключается в создании и реализации способностей фирмы по извлечению экономической выгоды из знаний как активов, а также в непрерывном обновлении организационного знания, в создании новых ключевых компетенций.

Во-вторых, организация деятельности по управлению знаниями на предприятиях должна основываться на комплексном подходе, связанном с учетом особенностей и разработкой определенных механизмов как в области психологии познания, креативной психологии и педагогики, так и в области информационно-коммуникацинных технологий, инжиниринга и искусственного интеллекта, и при этом она должна основываться на современных достижениях менеджмента и экономики.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:12:18