Формирование концепции стратегии устойчивого развития АПК на основе индикативного планирования

Страшко И.В., Зверева Г.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Страшко И.В., Зверева Г.П. Формирование концепции стратегии устойчивого развития АПК на основе индикативного планирования // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 141-145.

Аннотация:
В статье рассматривается индикативный подход к формированию стратегии устойчивого развития экономики аграрного сектора на примере Орловской области. Особое внимание уделяется проблеме государственного регулирования аграрной сферы как важнейшего элемента системы индикативного планирования. Разработан порядок индикативного управления в региональном АПК.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, государственное регулирование, устойчивое развитие, индикативное планирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Разработка стратегии развития аграрно-промышленного комплекса требует выявления проблем, стоящих перед сельским хозяйством и продовольственным рынком, определения сильных и слабых сторон участников рыночных отношений в системе агробизнеса.

В ходе исследования нами был проведен стратегический анализ развития сельского хозяйства Орловской области, который позволил выявить основные сильные и слабые стороны, определить угрозы и перспективные возможности (см. табл. на с. 142).

Таблица

Стратегический (SWOT) анализ развития сельскохозяйственного производства Орловской области

Снижение объема государственных субсидий

Стратегический анализ развития сельскохозяйственного производства Орловской области вскрыл одну из важнейших проблем – недостаточный уровень государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Так в Орловской области размер субсидирования бюджета по основным направлениям развития сельского хозяйства за период с 2008–2010 гг. имел тенденцию к увеличению по ряду показателей, но наблюдалось и снижение господдержки, например по субсидированию кредитов. В 2011–2012 гг. ожидается увеличение субсидирования по компенсации затрат на химизацию и на поддержку племенного животноводства, а например, поддержка элитного семеноводства сократится.

Во всем мире сельское хозяйство развивается при активном участии государства. Но правительство цивилизованных стран вынуждено вторгаться в деятельность агробизнеса, оказывать аграрной сфере экономики существенную помощь в связи с тем, что имеет место значительный избыток предложений сельскохозяйственной продукции над спросом. Это обстоятельство требует вмешательства государства в ценообразование с целью обеспечения более или менее стабильных цен, благоприятного режима торговли, налогообложения.

В отечественной экономике на рубеже веков из-за недостаточного государственного регулирования в отрасли сельского хозяйства Россия оказалась в ситуации, когда уровень обеспечения продовольствием вплотную приблизился к критической отметке.

Сокращение господдержки сельского хозяйства в России

В настоящее время государственная поддержка сельского хозяйства в России в разы меньше, чем в развитых странах. На 2011 г. предусмотрена государственная помощь в объеме 5 млрд долл. Для сравнения – ЕС тратит на государственные дотации на сельское хозяйство около 60 млрд долл. в год. В бюджете Евросоюза расходы на поддержку сельского хозяйства составляют более 30%, а в федеральном бюджете России – менее 1%. На 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе и в 15–17 раз меньше, чем в США [2].

Несмотря на это, одним из условий вступления России в ВТО является сокращение помощи собственной экономике и сельскому хозяйству.

Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник гарантировала представителям Запада, что к 2017 г. государственная поддержка сельского хозяйства в России сократится вдвое.

Поэтому при выборе стратегий социально-экономического развития сельскохозяйственного производства Орловской области, как угрозу следует рассматривать снижение государственных субсидий, направленных на поддержку сельского хозяйства.

Для комплексного решения проблемы необходимо разработать концепцию развития аграрного сектора экономики, в основе которой, наряду с государственной поддержкой должно быть отражено создание всех необходимых условий для мобилизации внутренних и притока внешних инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство.

Выбор главных приоритетов развития АПК, на наш взгляд, должен осуществляться с помощью индикативного планирования развития региона, сочетающего государственное регулирование с рыночной саморегуляцией. В основу методологии индикативного планирования должна быть положена концепция устойчивого воспроизводства и сбалансированного саморазвития многоуровневых ресурсных систем.

В ходе исследования нами был разработан порядок формирования комплекса взаимосвязанных действий системы индикативного управления регионального АПК (см. рис.ниже).

Рис. Порядок формированиясистемы индикативногоуправления АПК региона

Мероприятия по развитию сельского хозяйства Орловской области

Стратегический анализ экономического и инновационного развития АПК Орловской области позволил сформировать концепцию, цель и программные направления устойчивого развития отраслей сельского хозяйства региона.

Концепция устойчивого развития сельского хозяйства заключается в формировании эффективного конкурентоспособного регионального АПК и его ведущих отраслей сельского хозяйства с целью повышения социально-экономического развития сельских территорий, уровня доходов и качества жизни на селе.

Среди основных приоритетных направлений устойчивого развития АПК Орловской области можно выделить следующие:

внедрение высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции с учетом природно-климатических зон региона;

– создание особых экономических зон агропромышленного типа;

– стимулирование развития ЛПХ и малых форм хозяйствования на селе, с целью обеспечения устойчивого развития сельских территорий;

– повышение качества жизни сельских тружеников, обеспечение занятости сельского населения, рост заработной платы, развитие социальной инфраструктуры села;

– привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство;

– повышение эффективности использования средств государственной поддержки;

– развитие центров научного обеспечения АПК и инновационных структур по созданию и освоению нововведений в сельском хозяйстве.

Реализация комплекса намеченных программных мероприятий по развитию АПК региона позволит обеспечить выход Орловской области в течение ближайших 3–6 лет на более значимые позиции в Центральном федеральном округе и в Российской Федерации.


Источники:

1. Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teoriapractica.ru/index.php/-1-2008/133-2009-07-20-06-49-54/226-2009-07-20-14-58-3.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 18:24:54