Механизм управления развитием экономического потенциала туристско-рекреационного субрегиона в контексте реализации интересов его субъектов

Лачиянц А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лачиянц А.В. Механизм управления развитием экономического потенциала туристско-рекреационного субрегиона в контексте реализации интересов его субъектов // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 147-152.

Аннотация:
В статье речь идет о развитии курортно-рекреационного бизнеса региона Кавказских Минеральных Вод. Смена собственности на существующие там объекты рекреации и официальное признание Кавказских Минеральных Вод охраняемым эколого-курортным регионом пока что не привели к результативности существующего там курортного бизнеса. В чем причины? Автор видит их в необходимости вложения инвестиций, потребность в которых есть во всех сферах курортно-рекреационного бизнеса, а также в использовании современных методов маркетинга и менеджмента в сочетании с рациональным государственным регулированием.

Ключевые слова: инвестиции, бизнес-структуры, господдержка, кавказские минеральные воды, экономическая инфраструктура, курортно-рекреационный комплекс, курортная сфера

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рекреационный бизнес – один из важнейших секторов экономики городов-курортов Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Он охватывает такие отрасли, как производство потребительских товаров, строительство, торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг. Развитие малого и среднего бизнеса города-курорта способствует решению социальных проблем, обеспечивая занятость населения и поступление налоговых платежей в местный бюджет.

Вопросы собственности

Анализ развития бизнеса в туристско-рекреационной сфере, включает в себя также показатели результативности работы.

Результативность в данном случае представляется как итог целенаправленного использования потенциала. По своей сути, бизнес в туристско-рекреационной сфере можно определить как процесс, который направлен на получение его инициаторами результатов деятельности, которые также подвержены со временем изменению, а конкретнее повышению.

Это является следствием самой природы туристско-рекреационного бизнеса: имея в своем распоряжении комплекс ресурсов, включая их в хозяйственный оборот, получая продукт деятельности, и, реализуя его на рынке, рекреант получает определенные результаты своего труда. Следовательно, наряду с показателями состояния, уровень развития туристско-рекреационного комплекса характеризуется показателями результативности.

Особое влияние на развитие туристско-рекреационного комплекса Кавказских Минеральных Вод оказали изменения, коснувшиеся вопросов собственности и преобразования в структуре органов управления этой отраслью. Процесс экономических преобразований привел к созданию как крупных, так и мелких негосударственных коммерческих структур на базе бывших учреждений профсоюзов и других ведомств.

В соответствии с постановлением «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды» [1] и постановлением Правительства РФ о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, организации не всех отраслей могут находиться на такой территории [1].

Для укрепления туристско-рекреационного потенциала КМВ, который будет оказывать непосредственное влияние на развитие малого бизнеса, можно предложить краткосрочную перспективу развития [2]. А именно определение приоритетных территорий и инфраструктуры, к укреплению которых целесообразно приступать немедленно − это базовые активы туризма и рекреации, которые формируют в настоящее время основные туристические потоки и доходы, а также способны в короткие сроки их увеличить.

Результативность рекреационного бизнеса

В зависимости от назначения и природы получаемых результатов результативность может быть:

– во-первых, экономической – первостепенной, как цель рекреанта в рыночных условиях;

– во-вторых, социальной, что обусловлено особенностями бизнеса курортно-рекреационной сферы.

В свою очередь, экономические результаты, исходя из направления дальнейшего распределения, могут предназначаться, как для самой организации, образуя внутреннюю экономическую результативность (прибыль, выручка), так и для государства − внешняя экономическая результативность (налоги, а также подобные обязательные платежи).

Таким образом, результативность рекреационного бизнеса представляет собой совокупность внутренних и внешних социально-экономических результатов, получаемых по итогам работы его субъектов, расположенных в туристско-рекреационном регионе, независимо от формы собственности, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности.

Из положительной динамики развития туристско-рекреационного бизнеса можно сделать вывод о том, что данный механизм управления и регулирования данной области является успешным и эффективным. Однако развитие бизнеса в рекреационной сфере сдерживается большим количеством нерешенных правовых, инвестиционных, экономических и других проблем.

Из изложенного следует что, в качестве факторных экономических результатов работы предприятий туристско-рекреационной сферы, можно рассматривать показатели использования отдельных составляющих ресурсного потенциала рекреационного бизнеса (материальной, трудовой, финансовый).

Бизнес в туристско-рекреационной инфраструктуре имеет ряд особенностей, по причине которых некоторые аналитические показатели, используемые в промышленности, не могут быть применены в целях исследований в данной сфере.

Конкурентные преимущества территории

Расчет показателей по некоторым типам конкурентных преимуществ и сравнительный анализ на основе рейтинговых оценок потенциалов конкурентоспособности рыночного и общественного локальных рынков в разрезе городов-курортов Кавказских Минеральных Вод позволяет сделать следующие выводы:

− утрата конкурентного преимущества в рамках какого-либо типа означает, ослабление соответствующего конкурентоспособного потенциала того сектора (рыночного или общественного), доминантное влияние которого было ранее выявлено. При равнозначности влияния секторов – можно говорить об очевидном сокращении источников конкурентных преимуществ в обоих секторах;

− на формирование определенных типов конкурентных преимуществ муниципальных образований рыночный и общественный локальные сектора экономического пространства города оказывают различное влияние: в одних случаях наблюдается существенное влияние рыночного локального сектора, в других − локального общественного сектора, в-третьих – равнозначное влияние двух секторов.

Процесс формирования конкурентных преимуществ территории, рациональное использование субъектами локального рынка и местного общественного сектора существующих факторов потенциала конкурентоспособности − основной внутренний источник функционирования механизма муниципального хозяйства в системе эффективного взаимодействия локальных секторов, приводящего к долгосрочному экономическому росту.

В современных российских условиях снижение поддержки и расширение хозяйственной самостоятельности туристско-рекреационных учреждений сопровождается высокой активностью бизнеса в развитии российской курортной сферы.

Особую актуальность приобретают проблемы теоретического осмысления региональной специфики и научно-практических разработок в области формирования и функционирования туристско-рекреационных организаций на предпринимательской основе.

Проблема инвестиций

Анализ изменений происходящих в туристско-рекреационной сфере показывает, что среди многочисленных процессов рыночной трансформации, доминирующими факторами в рекреационном комплексе, в частности региона Кавказских Минеральных Вод, является спад заполняемости санаториев, низкий уровень инфраструктурного обеспечения, финансовая нестабильность многих предприятий, проявляются негативные результаты проведенных преобразований, теряется управляемость, а курортно-рекреационный комплекс несет большие материальные, трудовые и финансовые потери.

Одним из путей обеспечения устойчивого развития рекреационного бизнеса является организация особой экономической зоны туристско-рекреационного типа [3].

Санаторно-курортная помощь населению является особой сферой социальной ответственности государства и бизнеса.

Для развития современной курортной индустрии в регионе и повышения ее сервисного обслуживания необходимо привлечение инвестиций, которые могут быть вложены в строительство и реконструкцию санаторно-курортных и туристических учреждений, отелей, гостиниц, ресторанов, культурных, научных центров, создание новых видов услуг в банковской системе, в сфере наземного и воздушного транспорта, в развитие телекоммуникаций и связи, в модернизацию развлекательного и игорного бизнеса, рекламу [4].

Большая часть проблем развития бизнеса в туристско-рекреационной сфере вызвана отсутствием достаточного объема финансовых ресурсов. Их поступление определяется средствами от реализации курортно-рекреационного продукта. Пути решения этой проблемы существуют. В условиях Кавказских Минеральных Вод для этого, прежде всего, необходимо использование современных методов маркетинга и менеджмента в сочетании с рациональным государственным регулированием.

[1] Речь идет о постановлении ВС РФ от 02.07.92 № 3182-1 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края». – Прим. ред.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами Федерального значения и об утверждении положений об этих курортах».
2. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров [Электронный ресурс].− Режим доступа: http: //www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html.
3. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года».− Москва, 8 февраля 2008 г.
4. Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. − 2001. − №3.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:05:38