Эффективные менеджеры: российский вариант

Латыпова М.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Латыпова М.Б. Эффективные менеджеры: российский вариант // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 86-91.

Аннотация:
Статья посвящена проблеме «культа эффективности» в России. Данная проблема рассматривается в аспекте управленческих кадров. На основе данных эмпирического исследования делаются выводы о том, что понятие «эффективность» в России применительно к менеджерам сильно искажено и на практике являет собой скорее эффектность, сопряженную с потерями и нерациональным использованием ресурсов. Подобное искажение обусловлено множеством факторов, основные из которых – исторически сложившийся подход к ведению дел в России и психологические особенности ее жителей.

Ключевые слова: эффективные менеджеры, результативность, производительность, побочные эффекты, способность действовать, ориентация на результат, отсутствие моральных принципов



Модное слово «эффективность» присутствует сейчас везде − в печатных изданиях, на радио, телевидении, в интернете − все превозносят эффективность, ищут ее в управлении народным хозяйством, бизнесом, страной, ищут ее в машинах и людях и еще много где. Заострю свое внимание на людях. Потому что «эффективные менеджеры» нынче востребованы не только во всех сферах бизнеса, но и на государственных постах.

99 из 100 работодателей на управленческие должности ищут и отбирают именно «эффективных» претендентов. Получается, что подходящие под это определение люди формируют нашу действительность, закладывают перспективы на будущее, распоряжаются ресурсами.

Кто такой «эффективный менеджер» по-российски, каковы его основные характеристики, и что от него ожидать? Давайте разберемся.

В начале несколько слов о самом понятии. Слово «эффективность», пришедшее к нам из Англии, имеет два очень разных смысла. На английском языке это еще и два разных написания.

Effectiveness – действенность/результативность. Способность добиваться результата, не акцентируя внимания на затратах. В численном выражении это способность достигнуть поставленной цели любой ценой и/или достигнуть максимальных результатов независимо от затрат.

Efficiency – производительность, экономичность, КПД, умение получить максимальный результат при минимуме затрат. Еfficiency требует достижения цели за счет минимального потребления ресурсов. Главное при этом − не максимальный результат, а минимальное потребление на единицу результата.

Эффективные менеджеры, востребованные работодателями

Задавшись вопросом, как наниматели определяют «эффективность» менеджера, я провела опрос среди собственников 15 компаний малого и среднего бизнеса, мониторинг рекрутинговых объявлений на сайтах о работе, проинтервьюировала менеджеров по набору персонала 10-ти московских кадровых агентств и двух хедхантеров, работающих в одиночку и только с топовыми позициями в престижных компаниях. На тот момент все респонденты подбирали «эффективных управленцев» на открывшиеся у них вакантные должности. Ниже − результаты моего опроса.

«Эффективные» менеджеры, которых ищут работодатели, имеют в своем арсенале:

1) способность принимать решения;

2) ориентацию на результат;

3) лояльность компании;

4) способность действовать;

5) способность всегда доводить начатое до конца.

6) высокий интеллект и творческое воображение.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что сложные времена, которые настали с приходом кризиса 2008, накладывают свой отпечаток − в менеджерах ценятся решимость, непоколебимость, настойчивость, жесткость. Но более всего собственники бизнеса ценят первый пункт. При общей вялости и бездействии, привычке не работать и получать зарплату, вместо того, чтобы брать ответственность не только за других, но и за себя, подобные люди − находка.

Спустя полгода я снова обратилась к спискам респондентов, которых опрашивала на предмет качеств эффективного менеджера. Всего на связь вышли 24 компании. Предметом моего интереса было то, что получили в итоге нашедшие своих «эффективных менеджеров» работодатели. Ниже я обобщила собранную информацию. Не нашлось ни одного респондента, кто не сообщил бы мне о «побочных эффектах» нанятых людей, причем, редко у человека было что-то одно из перечисленных ниже искажений, чаще всего случался сплав из 2−3 качеств. Примечательно, что характеризуя нанятых менеджеров подобным образом, большинство работодателей были удовлетворены работой сотрудника на столько, чтобы не уволить его, аппелируя к тому, что это лучшее, что есть сейчас на рынке труда.

Эффективность менеджмента по-российски

Получилось, что эффективность по-российски это:

1) способность принимать решения. Менеджер действительно способен принимать решения, только какого качества будут эти решения − другой вопрос. На практике это означает, что такой человек принимает решения даже тогда, когда в этом нет необходимости, убивая инициативу в сотрудниках, не давая возможности развиваться. Зачастую человек переоценивает свои силы и вмешивается в круг вопросов, в которых он некомпетентен;

2) ориентация на результат. Менеджер, не считаясь ни с какими потерями без разумных и нужных корректировок ранее запланированного, идет, что называется, напролом. На практике это срыв сроков, неоправданное увеличение расходов, низкая эффективность работы подразделения и руководителя лично, хотя все «выжаты как лимон». Люди становятся пессимистичны и ироничны, лучшие увольняются, руководитель быстро теряет авторитет. Приходя к финалу (достижению цели) нередко выясняется, что цель в ее первозданном виде уже неактуальна, следовательно, большинство ресурсов было растрачено впустую;

3) лояльность компании. Менеджер сделает в буквальном смысле что угодно, чтобы блюсти интересы компании. На практике нарушение законодательства, этических норм, равнодушие к интересам сотрудников. Человек показывает себя жестким, циничным, но зато «лояльным» менеджером;

4) способность действовать. Менеджер не склонен долго раздумывать над какой бы то ни было проблемой − годовой бюджет, корпоративное мероприятие, оптимизация офисных расходов − любые решения он принимает в мгновенье ока и дает распоряжение их исполнять. На практике это часто оборачивается непродуманностью и, следовательно, крайне низким качеством принятых решений. Очень редки ситуации, когда любое быстрое решение будет лучше, чем никакое. Тогда как менеджер действует по этому принципу всегда;

5) умение всегда доводить начатое до конца. См. пункт 2;

6) наличие высокого интеллекта и творческого воображения.

Менеджер считает, что благодаря самому наличию этих качеств успех ему гарантирован. На практике подобной прямой связи не наблюдается. Чрезмерная самоуверенность, склонность к построению нереальных планов приводят к тому, что менеджер быстро угасает или продолжает строить планы, непригодные для жизни. На конструктивную критику коллег реагирует или надменно или болезненно, считая, что они просто не доросли до его уровня и поэтому не способны его понять.

Ситуация осложняется тем, что «эффективность» для российского менеджера − это не просто Effectiveness (работа исключительно на результат), а искаженное Effectiveness в сторону эффектности, за которой может вовсе не быть реального результата. И тогда как в западном менеджменте еще несколько десятилетий назад пришли к пониманию, что нужна Efficiency.

У нас нарасхват те, кто способен производить эффектность. Потому что на противоположном полюсе − советское наследие, которое взрастило не одно поколение руководителей, не способных к самостоятельному принятию решений. Люди действуют «по указке сверху», не обращая внимания ни на экономическую эффективность, ни на целесообразность производимых действий.

Причины искажения понятия «эффективность»

Как уже не раз случалось с разными новомодными «штуками», которые приносит ветер перемен в Россию из других, более развитых экономически стран, изначальный смысл пришедшего термина «эффективность» сильно исказился. Причин тому масса: кросс-культурные различия, менталитет, психологические особенности, исторически сложившаяся отсталость от других стран Европы почти во всех областях.

Считается, что привыкший к неисчерпаемым природным богатствам и огромным территориям, к суровому зимнему климату и короткому лету, российский менеджер по характеру и манере руководить отличается от западного:

1) он или чересчур нерасторопен или гиперактивен;

2) не проактивен;

3) не обязателен;

4) авторитарен;

5) не владеет позитивным мышлением;

6) уделяет недостаточно внимания стилю общения;

7) склонен к излишним расходам;

8) легко идет на нарушение правил/закона;

9) ценит личные связи больше экономических интересов.

Так чего удивляться, что при применении бизнес-практик, изначально рассчитанных на людей во многом с противоположными качествами, возникают искажения? Сейчас ситуация складывается так, что эффективность в России начинает ассоциироваться с отсутствием моральных принципов, жесткостью и жестокостью. А также невниманием к тому, какими средствами все это достигается, привычкой делать все с размахом, не экономя «на мелочах». Философия «цель оправдывает средства» ставится во главу угла. Справедливости ради нужно отметить, что экстенсивность развития экономики и широта характера всегда были характерными особенностями россиян. Мы планировали приближенно, не ценили запасы, попытки снизить затраты при производстве продукции считали скупердяйством. Сейчас мало что изменилось, кроме того, что некоторые из нас научились «пиариться» и декларировать красиво сложенные миссии внутрь и во вне.

Основное, что отличает современные российские компании от советских − это отсутствие всех принципов, кроме одного − принципа получения прибыли любой ценой. Во имя достижения этой цели и служат так востребованные нынче «эффективные» менеджеры. Куда приведет подобный тренд − прогнозировать сложно, ясно лишь, куда он точно не приведет.


Источники:

1. Питер Ф. Друкер, Эффективный руководитель –М.: Вильямс, 2007. − 224 с.
2. Питер Ф. Друкер, Эффективное управление – М.: АСТ 2004. − 284 с.
3. Столяренко Л.Д., Психология управления – Ростов н/Д: Феникс, 2007. − 507 с.
4. Шапиро С.А., Мотивация и стимулирование персонала – М.: ГроссМедиа, 2005. −
224 с.
5. http://www.elitarium.ru
6. http://www.alrc.ru
7. http://www.altapress.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:00