Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2011

Применение модели межотраслевых балансов для анализа деятельности холдинга

Хисамов Альберт Маратович, Аспирант, ассистент кафедры аудита Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления («НИНХ»), ведущий финансовый менеджер ООО «Капитал Ресурс», Россия

Гладкова Татьяна Юрьевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления («НИНХ»), Россия

Model of Input-Output Balance for Analyzing Activities of a Holding Company - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 71

Аннотация:
Холдинг является особой формой объединения организаций. Консолидированная отчетность в холдинге имеет наибольшее значение для принятия управленческих решений. Для оценки вклада каждой компании холдинга в его общий финансовый результат необходимо применять отчет по модели межотраслевого баланса В.В. Леонтьева «затраты – выпуск». В статье описаны принципы применения этой модели на практике.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Хисамов А.М., Гладкова Т.Ю. Применение модели межотраслевых балансов для анализа деятельности холдинга // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 68-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Консолидированная управленческая отчетность холдинга имеет большое значение для руководства компании и собственников. Она является более информативной и позволяет оценить результативность деятельности холдинга в целом и всех его участников (дочерних, зависимых компаниях [1,3]).

При этом консолидированная отчетность не представляет необходимой информации о результативности и вкладе в общий финансовый результат каждого предприятия, входящего в холдинг, по следующим причинам:

1) трансфертное образование цен на продукцию;

2) значительный объем внутригрупповых операций;

3) управление материнской компании хозяйственной деятельностью компаний;

4) различный порядок налогообложения [2].

Состав консолидированной управленческой отчетности холдинга

В составе консолидированной управленческой отчетности холдинга должны предусматриваться как стандартные формы, характеризующие деятельность холдинга, так и специальные формы, характеризующие взаимоотношения компаний холдинга. К стандартным формам управленческой отчетности следует отнести:

1) Управленческий баланс;

2) Управленческий отчет о прибылях и убытках;

3) Управленческий отчет о движении денежных средств;

4) Консолидированный бюджет доходов и расходов;

5) Консолидированный бюджет движения денежных средств;

6) Консолидированный бюджет инвестиций.

К специальным формам консолидированной управленческой отчетности холдинга следует отнести:

− свод взаимных услуг в холдинге;

− отчет по модели межотраслевого баланса.

Свод взаимных услуг должен давать информацию о внутригрупповых операциях холдинга. Необходимость применения Свода взаимных услуг вытекает из того, что при консолидации элиминируются внутрихолдинговые расчеты, и из отчетности не видно взаимодействие участников холдинга между собой. Свод взаимных услуг отражает фактические материальные потоки внутри холдинга.

В консолидированной управленческой отчетности в обязательном порядке должна представляться информация в разрезе организаций холдинга.

Особое значение при анализе результативности деятельности холдинга имеет определение эффективности деятельности каждой компании, входящей в его состав, и ее вклада в общий финансовый результат холдинга.

Чтобы оценить вклад каждой компании холдинга в общий финансовый результат, необходимо применять модель межотраслевого баланса В.В. Леонтьева «затраты − выпуск» [4,5].

Дополнительные отчеты

Возникает вопрос: а чем отличаются свод взаимных операций и баланс производства и потребления? Первый отражает фактические материальные потоки внутри холдинга, а второй – такие, какими бы они могли быть, если бы взаимодействие участников было бы рыночным. В этой ситуации полезно сравнить данные обеих форм. Для этого их надо привести к единому формату – к такому, который присутствует в балансе производства и потребления, но с учетом разделения на группы в своде взаимных операций (см. табл. 1 на с. 70).

Таблица 1

Свод взаимных услуг

Потребление

Валовая продукция

Отношение к холдингу

Компании

ИТОГО внутри холдинга

Конечные потребители

Отношение к холдингу

Производство

1

2

n

Компании

1

 

 

2

 

 

 

 

n

 

 

ИТОГО внутри холдинга

 

 

 

 

 

 

 

Закупки извне

 

 

Добавленная стоимость

 

 

 

 

 

 

 

Валовая продукция

 

 

 

 

 

 

 

Первый отчет заполняется по факту, в сложившихся ценах и отражает реальные операции между участниками холдинга. Также целесообразен расчет в рыночных ценах.

Второй отчет заполняется расчетным путем. Для этого делается следующее (см. табл. 2 на с. 70):

Таблица 2

Свод взаимных услуг в рыночных ценах

Потребление

Валовая продукция

Отношение к холдингу

Компании

ИТОГО внутри холдинга

Конечные потребители

Отношение к холдингу

Производство

1

2

n

Компании

1

x11=a11*X1

x12=a12*X2

x1n=a1n*Xn

sum(x1i)

Y1

X1

2

x21=a21*X1

x22=a22*X2

x2n=a2n*Xn

sum(x2i)

Y2

X2

 

 

n

xn1=a21*X1

xn2=an2*X2

xnn=ann*Xn

sum(xni)

Yn

Xn

ИТОГО внутри холдинга

sum(xi1)

sum(xi2)

 

sum(xin)

sum(xij)

-

 

Закупки извне

Z1=z1*X1

Z2=z2*X2

Zn=zn*Xn

sum(Zi)

-

 

Добавленная стоимость

V1

V2

 

Vn

sum(Vi)

-

 

Валовая продукция

X1

X2

 

Xn

-

sum(Yi)

sum(Xi)

1. Для каждого участника холдинга (материнской компании, дочерних компаний и других бизнес-единиц) рассчитываются величины аij – коэффициенты прямых материальных затрат. Эти коэффициенты рассчитываются как суммарная доля стоимости продукции i-го участника холдинга в продукции j-го участника холдинга по рыночным ценам без НДС. Расчет производится на этапе планирования деятельности холдинга на соответствующий период на момент составления плана и остается неизменным в течение этого периода. Для расчета планируемые нормы материальных затрат соответствующей продукции умножаются на рыночные цены и складываются между собой. Результат делится на продукцию по рыночным ценам.

2. Для каждого участника холдинга аналогично рассчитывается стоимостной норматив закупок извне zj.

3. На основе плановых данных заполняется плановая форма баланса производства и потребления.

4. По окончании отчетного периода на основании известных данных о продаже конечным потребителям определяется отчетный баланс производства и потребления в пересчете на фактическую конечную продукцию. Для этого для первых n строк содержательной части таблицы решается система уравнений относительно Xi по известным Yi и aij. На основе полученных Xi рассчитываются Zi и Vi.

5. В результате того, что имеется четыре отчета одинаковой формы, но при различных условиях, возникает четыре ряда величин добавленной стоимости по участникам холдинга:

− первоначальная плановая по рыночным ценам без НДС,

− плановая в пересчете на фактическую конечную продукцию по рыночным ценам без НДС,

− фактическая по рыночным ценам без НДС

− фактическая по сложившимся ценам без НДС.

Наличие этих четырех рядов позволяет сравнить, какую добавленную стоимость фактически принесли отдельные компании, какую они должны были принести в рыночных условиях, какую они должны были принести, исходя из фактического объема производства, и какая первоначально планировалась. Такое сравнение и является целью формирования специальных управленческих отчетов.

Другие возможные варианты

Составление планов и отчетов вручную является достаточно трудоемким процессом, однако данный процесс легко поддается автоматизации, которая будет особенно эффективной в условиях наличия холдинговой компьютерной информационной системы. С учетом потребностей собственников и реальных возможностей учета и планирования количество балансов может быть сокращено. По решению собственника, вместо рыночных цен могут использоваться фактические или плановые. Однако в этом случае информативность результатов будет снижена, о чем собственник должен быть поставлен в известность.

Добавленная стоимость представляет собой оценку прибавочного продукта, производимого каждым участником холдинга. За счет добавленной стоимости покрываются:

− прямые расходы на оплату труда и социальное страхование;

− косвенные расходы;

− прибыль.

Если известны соответствующие плановые и фактические величины, то форма может быть расширена (см. табл. 3 на с. 71):

Таблица 3

Отчет по модели межотраслевых балансов в холдинге

Потребление

Валовая продукция

Отношение к холдингу

Компании

ИТОГО внутри холдинга

Конечные потребители

Отношение к холдингу

Производство

1

2

n

Компании

1

 

 

2

 

 

 

 

n

 

 

ИТОГО внутри холдинга

 

 

 

 

 

 

 

Закупки извне

 

 

Прямые расходы на оплату труда

Итого маржинальный доход

 

 

 

 

 

 

 

Косвенные расходы

Налог на прибыль

Чистая прибыль

 

 

 

 

 

 

 

Валовая продукция

 

 

 

 

 

 

 

Прибыльно ли предприятие, входящее в состав холдинга?

С помощью модели межотраслевого баланса можно увидеть, какой вклад данное предприятие осуществляет в общий финансовый результат деятельности холдинга, и если, данное общество ликвидировать из производственного процесса, то затраты других предприятий, которые используют продукцию данного общества могут существенно возрасти. В результате чего эффективность деятельности холдинга окажется значительно ниже, если бы рамках деятельности холдинга участвовало убыточное, либо нерентабельное общество.

В результате того, что модель межотраслевого баланса показывает добавленную стоимость (чистый выпуск продукции – ДБ) произведенной продукции каждым обществом, то можно добавленную стоимость можно сопоставлять с чистой прибылью (ЧП) этого же общества.

При этом возможны следующие варианты:

1) ЧП ≥ 0, Д Б > 0 – в данном случае, предприятие является прибыльным;

2) ЧП ≤ 0, ДБ ≥ 0 – в связи с тем, что добавленная стоимость больше нуля, то предприятие должно функционировать, так как обществом создается добавленная продукция, которая в дальнейшем эффективно используется другими, что приводит к увеличению прибыли.

3) ЧП ≥ 0, ДБ ≤ 0 – по всей видимости, предприятие убыточно, так как не создает добавленной стоимости в рамках деятельности холдинга, и/или конечная продукция реализуется вне группы с убытком.

4) ЧП ≤ 0, ДБ ≤ 0 – данное предприятие является убыточным, доходы от реализации продукции как внутри холдинга, так и за его пределами, не покрывают сумму расходов на его производство.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1−Ч.4.
2. Плотников В.С., Шестаков В.В. Финансовый и управленческий учет в холдингах. – М.: ИД ФБК Пресс, 2004. − 336 с.
3. Холдинги: правовое регулирование и корпаративное управление: научно-практическое издание / И.С.Шиткина. − М.:Волтерс Клувер, 2006. – 648 с.
4. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. – М.: Экономика, 1997. – 479 с.
5. Елессева И.И., Пересада В.П. Межотраслевой баланс и его анализ. – СПб.: СПбГУЭФ, 2002. – 49 с.
6. Луканини Б.В. Удельный ВВП: отраслевые достижения и консолидация экономики. Краснодар: Эдви, 2007. – 44 с.