Международный бизнес и экология

Ахметшина А.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахметшина А.Р. Международный бизнес и экология // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье рассматривается практический опыт реализации концептуальных положений устойчивого развития на зарубежных предприятиях. Автор, анализируя эколого-экономическую деятельность успешных зарубежных компаний, приходит к заключению, что их эко-репутация является конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе, а их опыт может быть применен и в России.

Ключевые слова: окружающая среда, эко-преимущество, эко-эффективность, экологически устойчивые компании



В современном мире компании малого и крупного бизнеса, работающие как на внутреннем рынке, так и на международном, производящие как услуги, так и товары, ясно осознают, что деловой мир и мир природы неразрывно связаны между собой и те компании, которые смогут преобразовать эко-мышление в эко-преимущество будут впереди своих конкурентов. Очевидно, что возможности и риски, вызванные охраной окружающей среды, разные в зависимости от компании и отрасли промышленности. Ни одна стратегия, ни один инструмент не будет универсальным для всех компаний или для всех условий. Однако динамика развития проблематики охраны окружающей среды становится реальным фактом экономической деятельности каждой организации.

Согласно концепции эко-эффективности в единстве рассматриваются результаты, касающиеся окружающей среды, и экономические результаты компании для создания наибольшей стоимости и ценности.

В апреле2000 г. Европейская комиссия официально заявила о новом инструменте, известном как «линия тройного итога» или как «трехчастная модель» отчетности (triple bottom line). Согласно данному инструменту результаты компании оцениваются по трем аспектам:

− окружающая среда: какое воздействие оказывает деятельность предприятия (промышленные площадки и продукция) на окружающую среду – потребление природных ресурсов, отходы и выбросы любого происхождения;

− экономика: помимо финансовых результатов устойчивое развитие предусматривает учет долгосрочных перспектив предприятия, а также его воздействие на экономическое развитие, зоны размещения, а также соблюдение этических принципов бизнеса (отсутствие коррупции, взаимопонимание и др.);

− социальный аспект: каковы социальные последствия деятельности предприятия на служащих (условия труда, подготовка, вознаграждение, отсутствие дискриминации), на поставщиков, клиентов (безопасность продукции), а также на местные коллективные образования (вредность, уважение к культуре, соблюдение прав человека и др.).

Компании с особым вниманием относящиеся к природоохранным мероприятиям

Многие предприятия на сегодняшний день продвинулись в вопросах эко-эффективности. Однако следует отметить те группы предприятий, которым с особым вниманием необходимо относиться к природоохранным мероприятиям:

− компании, представляющие известные торговые марки, имеющие устойчивый имидж на рынке и владеющие значительными нематериальными активами;

− компании с высоким уровнем отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе представители добывающей и тяжелой промышленности, которые особенно остро ощущают растущий контроль в отношении их деятельности;

− компании, чья деятельность и производство напрямую зависят от природных ресурсов. Например, предприятия по продаже лесной, рыбной продукции находятся на передовой, и общество выдвигает в отношении их деятельности очень жесткие ограничения;

− компании, работающие в секторе с жесткими нормативными требованиями в отношении охраны окружающей среды. К этой группе относятся предприятия, работающие с опасными материалами;

− компании, работающие в секторе, где есть возможность возникновения новых нормативных требований. Например, производители автомобильной и электронной продукции сталкиваются с появляющимся требованием европейского закона «takeback» («взять обратно»), согласно которому производители обязаны взять обратно свою продукцию после ее использования потребителями;

− компании, работающие с крупными клиентами, которые, в свою очередь, могут поставить вопрос о состоянии дел по окружающей среде. К этой группе относятся большинство мелких и средних компаний сферы business-to-business.

− компании с устойчивой эко-репутацией [1, с. 20].

Таким образом, экологически устойчивые компании могут относиться к совершенно разным сферам экономической деятельности. Определенные секторы промышленности представлены множеством компаний, выбравших путь устойчивого развития. Некоторые компании являются единичными в своем секторе экономики. Кроме того, некоторые передовые устойчивые компании остаются крупными загрязнителями окружающей среды, однако их деятельность наносит значительно меньше вреда окружающей среде, по сравнению с другими представителями этого сектора.

Представители автомобильного сектора экономики, несмотря на то что на сегодняшний день способствуют увеличению концентрации СО2, предпринимают реальные действия для решения проблемы изменения климата.

Крупные немецкие автопроизводители – Volkwagen, BMW, DaimlerChrysler – отмечены среди «зеленых» компаний:

− Volkwagen был первым конструктором, предложившим автомобиль, потребляющий менее3 литровбензина на100 км;

− BMW ввел новый способ покраски без выбросов и без использования растворителей;

− BMW был первым автопроизводителем, предложившим повторно перерабатываемый вид автомобиля; все автомобили, произведенные в2005 г., использовали 95% повторно переработанного сырья [2, с. 154].

Экологический контроль для малого бизнеса

Производители автомобильной продукции сталкиваются с появляющимся требованием европейского закона «takeback» («взять обратно»), согласно которому производители обязаны взять обратно свою продукцию после ее использования потребителями.

Как показывает международная практика, экологически устойчивыми на сегодняшний день могут быть не только крупные компании, но и представители малого бизнеса. Назовем лишь несколько причин, раскрывающих необходимость их участия в деятельности по охране окружающей среды:

− законы, действующие в отношении крупных предприятий, касаются и более мелких предприятий. Даже булочные и заправочные станции должны соблюдать нормы по чистоте воздуха;

− информационная эра сокращает затраты по контролю малых субъектов рынка. Новые приборы, устройства, информационные системы, а также коммуникационные технологии делают процесс отслеживания за загрязнением, а также мониторинг дешевле. И даже самые мелкие предприятия чувствуют повсеместный контроль;

− крупные клиенты оказывают давление на поставщиков-представителей малого бизнеса в вопросах соблюдения норм охраны окружающей среды;

− маленькие компании более гибкие, чем крупные конкуренты. Предпринимательский сектор может реагировать быстрее и приобретает конкурентное преимущество за счет смены условий и нахождения ниши [1, с. 19].

Экологически устойчивые компании успешно интегрируют окружающую среду в свою производственную деятельность при разработке стратегии развития. Правильное использование перспектив окружающей среды может помочь сократить затраты и риски. Кроме того, возможно увеличение сложных для оценки нематериальных активов, например, репутации компании.

Долгосрочные эко-преимущества компаний

Поиск новых рыночных сегментов, удовлетворение новым способом потребностей клиентов, а также факт того, что делаются правильные вещи, часто по достоинству оцениваются акционерами и добавляют реальную ценность компании. Устойчивые компании создают долгосрочные эко-преимущества за счет включения экологического аспекта во многие операции:

− разрабатывают инновационные продукты с целью помочь клиентам решить проблемы, связанные с окружающей средой, а иногда даже создают новые эко-сегменты на рынке;

− подталкивают своих поставщиков к экологоохранной деятельности или выбирают их на этой основе;

− собирают данные для оценки успешности своей работы и устанавливают систему показателей по определению своего прогресса;

− вступают в партнерство с неправительственными организациями и другими заинтересованными сторонами с целью найти новые варианты решений проблем окружающей среды;

− создают и развивают культуру эко-преимущества путем постановки целей, создания мотивации, организации подготовки и использования методов, побуждающих работать служащих в нужном направлении.

Кроме того, согласно прогнозам, рынок эко-инвестиций станет исключительно большим. Крупные игроки Кремниевой долины активно вкладывают инвестиции в возобновляемые виды энергоресурсов. В докладе ООН отмечалось, что деньги, вкладываемые в чистые технологии, будут равны триллионам в течение следующего десятилетия.

Начиная от солнечных батарей до ветряных турбин и водородных автомобилей, предприниматели и исследователи работают над поиском новых экологически безопасных технологий и продуктов. Как любой новый вид бизнеса, некоторые из них потерпят крах, однако некоторые получат большие экономические выгоды.

Анализ всех направлений деятельности предприятия сквозь призму проблем окружающей среды подталкивает менеджеров мыслить по-новому и разрабатывать новые стратегии. Опыт зарубежных компаний позволяет сделать вывод о разнообразии методов эколого-экономического регулирования, использование которых возможно и в практике работы отечественных предприятий. Это позволит повысить уровень эколого-экономической устойчивости российского бизнеса.


Источники:

1. Esty D.C., Winston A.S. Green to Gold. The USA: Yale University Press, 2006.
2. Ferone G., Debas D., Genin A.−S. Ce que developpement durable veut dire. Paris: Editions d’Organisation, 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:12:35