Совершенствование организационно-хозяйственного механизма государственной поддержки развития инновационного потенциала российских промышленных предприятий

Молчанов А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Молчанов А.Б. Совершенствование организационно-хозяйственного механизма государственной поддержки развития инновационного потенциала российских промышленных предприятий // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 24-27.

Аннотация:
В статье систематизированы основные методы и формы государственной поддержки инновационного развития российских промышленных предприятий. Сформулированы рекомендации по совершенствованию организационно-хозяйственного механизма за счет различных мер государственной поддержки.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, коммерциализация технологий, инновационный потенциал, государственное стимулирование, технологическая платформа машиностроения



В условиях глобализации и обострения конкуренции на мировых рынках совершенствование организационно-хозяйственного механизма государственной поддержки инновационного развития российских промышленных предприятий и создание благоприятного климата для инвестиций в инновации становятся объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования. Создание системы организационно-хозяйственного регулирования инновационной сферы вызвано возрастающим значением инновационных процессов для экономики и общества в целом, а также необходимостью повышения уровня инновационного потенциала и инвестиционной активности частного бизнеса, побуждения предприятий к более активному использованию инноваций в хозяйственной деятельности.

В результате влияния последнего мирового финансово-экономического кризиса значительно сократилась доля инвестиций в структуре капитала в большей части отраслей отечественной экономики, что привело к снижению уровня инновационного потенциала, осложнив тем самым выход предприятий на траекторию устойчивого экономического роста. По оценке Минэкономразвития РФ выпуск продукции в 2009 г в обрабатывающей промышленности уменьшился на 16%, а объем инвестиций на 17,6% [1].

Методы и формы государственного стимулирования инновационного развития

В сложившейся ситуации особое значение приобретает создание мощного стимулирующего организационно-хозяйственного механизма, как для развития новых форм внутрихозяйственных отношений на микро уровне, так и определения направлений и инструментов государственной поддержки промышленных предприятий, направленных на ускоренное развитие и укрепление их инновационного потенциала при определяющей роли инновационной активности предприятий. Под государственной поддержкой инновационного развития промышленных предприятий, как составной части организационно-хозяйственного механизма, следует понимать совокупность организационно-хозяйственных мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в области инновационной политики по созданию условий для стимулирования инновационной и инвестиционной активности частного бизнеса.

В современной российской практике применяется обширный перечень методов и форм государственного стимулирования инновационного развития промышленных предприятий.

Их систематизация позволяет определить с позиции комплексного подхода наиболее эффективные меры административно-правового, финансово-экономического и организационно-технического характера, обеспечивающие развитие современного инновационного производства.

Административно-правовое регулирование инновационного развития промышленных предприятий как дополнение к рыночным механизмам предполагает установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантирование охраны их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных прав, как права интеллектуальной собственности.

Финансово-экономический блок господдержки инновационного развития промышленных предприятий должен определять ту часть государственных бюджетных и негосударственных финансовых ресурсов, которые на законном основании могут быть направлены на инновационное развитие.

Организационно-технический блок должен включать совокупность элементов всестороннего и постоянного средне- и долгосрочного прогнозирования и планирования развития науки и технологий, государственной поддержки развития производственно-технологической инновационной инфраструктуры, а также кадровое и информационное обеспечение инновационного развития промышленных предприятий.

Меры государственной поддержки

Как показал проведенный анализ, создание стимулов для повышения инновационной активности промышленных предприятий возможно за счет применения следующих мер государственной поддержки:

– корректировка отдельных стратегических документов в области развития промышленного комплекса;

– совершенствование законодательства в области обеспечения защиты интеллектуальной собственности и вовлечения промышленной интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

– модернизация устаревших технических регламентов и стандартов с целью устранения барьеров для технологического перевооружения;

– активизация деятельности институтов инновационного развития за счет повышения эффективности использования существующих и запуска новых механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

– совершенствование производственно-технологической инновационной инфраструктуры на базе ГЧП с целью ускорения темпов коммерциализации передовых технологий;

– снижение системных рисков предприятий путем диверсификации источников финансирования исследований, в том числе за счет финансовой инновационной инфраструктуры, создаваемой при государственной поддержке;

– совершенствование информационной среды, касающейся развития системы информирования о существующих приоритетах развития и государственных программах поддержки инноваций, а также перспективных результатах НИОКР;

– создание системы стимулирования предприятий к вложению средств в подготовку квалифицированных кадров и специалистов;

– придание существующей налоговой системе стимулирующего налоговольготного характера.

Технологическая платформа машиностроения

В рамках перечисленных элементов государственного регулирования, особая роль принадлежит институциональным преобразованиям, направленным на создание и дальнейшее развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры, способствующей повышению материально – технической базы инновационного потенциала предприятий.

В качестве одной из важных мер, направленных на совершенствование организационно-хозяйственного механизма государственной поддержки промышленных предприятий, а, следовательно, повышения эффективности их функционирования в целом, является создание новой институциональной структуры – технологической платформы машиностроения, как одной из эффективных форм ГЧП в структуре промышленного производства. Под технологической платформой машиностроения предлагается понимать институциональное образование взаимосвязанных субъектов инновационной сферы, объединенных общим экономическим интересом и единой долгосрочной стратегией развития отрасли на принципах ГЧП, с целью ускорения модернизационного развития в условиях научно-технической революции.

Введение в коммерческий оборот промышленной интеллектуальной собственности

В настоящее время критическим фактором успеха российских компаний на рынке является коммерциализация инновационных технологий в связи с недостаточным развитием, как самих элементов инфраструктуры инновационного процесса, так и связей между ними. Одним из наиболее эффективных вариантов решения данной проблемы могло бы быть создание центров трансфера технологий (ЦТТ) инкубационных и технологических площадок, которые обеспечивали бы по запросам промышленных предприятий на оказание полного комплекса услуг на основе ГЧП (проведение инжиниринга, прототипирования, испытаний, включая сертификационные, организация опытного производства, обеспечение патентной поддержки) по введению в коммерческий оборот промышленной интеллектуальной собственности. Это позволило бы предприятиям: повысить эффективность использования имеющегося инновационного потенциала; достичь значительной экономии времени и средств на реализацию инновационных проектов; «компенсировать» недостаток квалифицированных кадров, специализированного экспериментального, диагностического, научно-технологического и производственного оборудования.

Как свидетельствует проведенный анализ, методы и формы государственного стимулирования и регулирования инновационных процессов при переходе на инновационный путь развития могут быть разнообразными. При этом они должны взаимно дополнять друг друга, вписываясь в общую систему решения задач инновационной политики, и сопровождаться разъяснительной работой и другими мерами морально-психологического характера. Важно, чтобы итогом такой работы стало осознание бизнес-сообществом необходимости модернизации национальной экономики на новейшей технологической базе.


Источники:

1. Набиулина Э. О приоритетах экономической политики в 2010 г. // Экономист. – 2010. – № 6. – С.1-13.
2. Светланов А.Г. Роль государства в развитии науки и инновационной деятельности // Государство и право. – 2005. – №5. – С. 48-53.
3. Новая экономика. Инновационный портрет России. –М.: Центр стратегического партнерства , 2009. – 528 с.
4. Комплексный подход к промышленной политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vpk.name/news/22358_kompleksnyii_podhod_k_promyishlennoi_politike.html.
5. Хлунов А. Государственная научно-техническая политика: роль научных организаций // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №5.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:00:24