Методика классификации статистической информации по степени пригодности к управлению экономической безопасностью

Кулян Р.А., Рогальский Г.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кулян Р.А., Рогальский Г.Л. Методика классификации статистической информации по степени пригодности к управлению экономической безопасностью // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 164-168.

Аннотация:
В статье оцениваются источники статистических данных по их пригодности к управлению экономической безопасностью территориальных образований страны. Авторы предлагают разработать новые, более эффективные индикаторы, позволяющие оценивать фактическое состояние экономики и прогнозировать будущие «безопасные» горизонты ее развития.

Ключевые слова: управление, прогнозирование, экономическая безопасность, классификация, статистические данные



Понятие экономической безопасности многогранно. Поскольку экономика характеризуется различными статистическими показателями, то и экономическая безопасность измеряется с их помощью.

Наследуя собственный и чужой доступный для изучения опыт развития, сообщества разных масштабов и с различными структурами формируют свои стратегические цели. Возможность их достижения определяется многочисленными факторами, среди которых устремленность общества к новшествам сдерживается общественно осознанной целесообразностью стремления к ним и наличием ресурсов. Поэтому экономическую безопасность можно определить как свойство социально-экономической системы, обеспечивающее ее устойчивое развитие под воздействием деструктивных факторов. Такой подход позволяет определять экономическую безопасность и как измеряемое через разнообразные индикаторы состояние социально-экономической системы. Фиксируя достигнутый уровень развития сообщества, и сопоставляя его с имеющимися ресурсами и намеченными целями, социально-экономическая система может определить и скорректировать не только вектор, но и наиболее безопасные сценарии своего развития. Это свидетельствует о том, что экономическую безопасность можно рассматривать и как объект управления.

Государственное управление экономической безопасностью

Рассматривая экономическую безопасность как системное свойство, измеряемое различными состояниями, с целью наиболее эффективного управления социально-экономической системой, его можно как детализировать, так и обобщать на различных уровнях – от муниципального до федерального.

Предлагаемый подход наиболее эффективно может быть реализован на уровне муниципальной социально-экономической системы. Именно на этом уровне могут быть согласованы задачи и цели экономического развития на уровне субъектов хозяйственной деятельности и, таким образом, могут быть реализованы цели государственного управления экономической безопасностью.

Но именно на этом уровне отсутствуют индикаторы, позволяющие безопасно управлять экономикой муниципальных образований. Даже если предположить возможность формирования таких индикаторов на основе статистической отчетности, то большую часть из них можно использовать лишь для констатации фактов, а не управления. Более того, учитывая специфику различных муниципалитетов, можно предположить, что подходы к разработке показателей экономической безопасности на уровне муниципальных образований не будут одинаковыми.

На сегодняшний день, в перечень форм государственного статистического наблюдения (ФГСН) входит 23 раздела показателей из разных сфер деятельности [2].

По состоянию на 2009 г. на 23 раздела приходилось 242 наименования форм ФГСН.

Срок предоставления информации в формах ФГСН разнообразен: 1 раз в 5 лет, 2 раза в 5 лет, 1 раз в 3 года, 1 раз в 2 года, годовая, 1 раз в год, 2 раза в год, полугодовая, квартальная, месячная, декадная, двухнедельная, недельная и единовременная.

Количество форм, предоставляемых в период от единовременной до двухнедельной, составляет 10 наименований (в 2008 г. – 12). Информация, предоставляемая с такой периодичностью, наиболее актуальна для оперативного управления. Такая группа условно названа «Операционная».

Формы ФГСН и «операционное» управление

Период предоставления отчетности от месяца до года отражается в 238 формах. Этот период является самым «отчитывающимся». Однако лишь несколько сроков предоставления отчетности могут быть эффективны для оперативного управления, в частности «месяц». Такая группа условно названа «Операционно-ожидаемая».

Количество отчетов, предоставляемых с периодичностью от 1 раза в 5 лет до 1 раза в год, отражается лишь двумя формами. Для оперативного управления такие формы не представляют интереса и обеспечивают лишь констатацию фактов. Таким образом, эта группа форм условно названа «Ожидаемая».

Группировка форм ФГСН по сроку их предоставления позволяет определить их значимость для «оперативного» управления в баллах от 1 до 5: 1 – высокая важность, 5 – не представляет интереса. Кроме того, появляется возможность сопоставления форм с категорией пригодности для управления (см. табл. на с. 166).

Таблица

Рейтинг ФГСН по частоте предоставления

Наименование группы
Срок предоставления
Количество форм
Рейтинг
по частоте предоставления
Пригодность для управления
Количество форм по категориям пригодности
1 группа Операционная
единовременная
5
1
в форме запроса
1
недельная
1
2
для оперативного управления
57
декадная
4
3
двухнедельная
0
4
2 группа Операционно - ожидаемая
месячная
52
1
квартальная
51
2
для контроля
186
полугодовая
6
3
2 раза в год
2
4
годовая
127
5
3 группа Ожидаемая
1 раз в 2 года
2
1
не пригодны
2
2 раза в 5 лет
0
2
1 раз в 3 года
0
3
1 раз в 5 лет
0
4

Таким образом, наименее пригодными для управления являются формы ФГСН групп «операционно-ожидаемая» и «ожидаемая». Срок их предоставления превышает месячный период.

В тоже время, анализ содержания форм ФГСН, не пригодных для «операционного» управления, показывает, что они включают в себя те группы показателей, которые характеризуют наиболее нуждающиеся в регулировании сферы социально-экономической деятельности. Это деятельность организаций; институциональные преобразования в экономике; малое предпринимательство; правонарушения в сфере экономики; доходы и уровень жизни населения; жилищные условия населения, ход реформы жилищно-коммунального хозяйства, приватизация жилья; здравоохранение и социальные услуги; образование и культура; охрана окружающей среды и геологоразведочные работы; лесное хозяйство; наука и инновации; деятельность органов местного самоуправления.

Угрозы экономической безопасности муниципалитетов

Таким образом, ограниченность поступающих статистических сведений пригодных для анализа состояния экономики города является серьезной угрозой экономической безопасности, поскольку делает невозможным принятие адекватных управленческих решений.

Управление экономикой, в том числе и ее безопасностью, находится в прямой зависимости от информационной обеспеченности властей федерального, регионального и муниципального уровня управления. Основным источником статистической информации является Федеральная служба государственной статистики. Первым уровнем консолидации информации являются ведомства муниципального образования, которые минуя общий муниципальный уровень, передают собранную отчетность на региональный уровень по вертикали своей подчиненности. Поэтому для муниципальных властей этот уровень без специальных запросов является малоинформативным. Региональные власти также не могут эффективно использовать получаемую информацию до тех пор, пока не проведут полный ее анализ.

Сложившиеся институциональные барьеры на путях распространения статистической информации, а также ограниченность поступающих статистических сведений, пригодных для анализа состояния экономики города, являются первым источником угроз экономической безопасности муниципалитетов. Следующим источником является периодичность наполнения и предоставления форм ФГСН. Несбалансированность информации, собираемой в различные периоды времени, не позволяет принимать адекватные управленческие решения на уровне экономики города.

Меры по обеспечению эффективного прогнозирования

Таким образом, для эффективного прогнозирования состояния экономической безопасности на территории МО необходимо принять ряд мер:

– во-первых, провести ревизию показателей статистической отчетности и разработать новые показатели (индикаторы), позволяющие оценивать фактическое состояние экономики и прогнозировать будущие «безопасные» горизонты ее развития;

– во-вторых, создать Центр обработки социально-экономической информации, объединяющий организации бюджетной сферы, функционирующие на территории города, а так же добровольно зарегистрированные коммерческие и некоммерческие организации с целью прогнозирования и оперативного управления социально-экономическими процессами.

Учитывая динамичность социально-экономических процессов и значение экономик монопрофильных муниципальных образований для развития регионов и в целом страны, разрабатывать систему оценки состояния экономической безопасности необходимо, прежде всего, именно в этих городах. Причем эту систему нужно сделать открытой, доступной для включения в нее достаточно широкого набора показателей, характеризующих состояние экономики города. Это особенно важно для моногородов, существенно различающихся между собой не только местоположением, но и отраслевыми, социальными и политическими особенностями. Поэтому разрабатываемая система оценки должна формировать интегральный показатель, на основании которого органы власти смогут принимать решения адекватные степени угрозы.


Источники:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.gks.ru/form/index.html.
2. Табель (перечень) форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http:// www.gks.ru/metod/Tab_2009_1b.DOC

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:49