Управление инвестиционной привлекательностью территориальных генерирующих компаний

Бокова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бокова О.В. Управление инвестиционной привлекательностью территориальных генерирующих компаний // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 98-103.

Аннотация:
В статье рассматривается разработанная автором экономико-математическая модель управления развитием территориальных генерирующих компаний, позволяющая учитывать корпоративные интересы инвесторов и социальные ограничения отрасли.

Ключевые слова: социальная ответственность, инвестиционная привлекательность, территориальная генерирующая компания, рост стоимости бизнеса

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



За последние пять лет в электроэнергетике России произошли масштабные структурные изменения, из них ключевыми являются разделение субъектов отрасли на монопольные и конкурентные виды деятельности и продажа конкурентных сегментов бизнеса частным инвесторам. Глобальные изменения внешней среды (появление новых субъектов, развитие рыночных отношений, сокращение прямого государственного регулирования) требует новых подходов, позволяющих эффективно управлять развитием вновь созданных энергетических компаний.

В то же время приходится констатировать, что в электроэнергетической отрасли (особенно тепловой энергетике) есть серьезные проблемы, среди которых следует особо выделить большую изношенность основного оборудования и недостаточный объем инвестиций, чтобы обеспечить безопасность его функционирования и поддержать конкурентоспособность в новых рыночных условиях. Кризисная ситуация усугубляется, прежде всего, недостаточной инвестиционной привлекательностью вновь созданных энергокомпаний, что связано с высоким уровнем риска и отсутствием гарантий возврата вложенных средств в условиях конкурентного рынка. Чтобы снизить риски, важно принимать управленческие решения, основанные на использовании современных аналитических методов, требующих постоянного совершенствования.

Социальная составляющая электроэнергетики

В условиях ослабления государственного регулирования краткосрочные цели инвесторов могут превалировать над долгосрочными приоритетами государства и общества. Со временем это может привести к недопустимому снижению резервов, образованию дефицита генерирующих мощностей и, как следствие – росту цен на электрическую и тепловую энергию [1].

Международный и российский опыт свидетельствуют о том, что вопросы развития энергетических компаний нельзя рассматривать только с позиции, интересной собственникам: роста стоимости бизнеса. Согласно исследованиям в этой области, признана необходимость «балансирования интересов финансовых и нефинансовых стейкхолдеров» компании [2].

К нефинансовым стейкхолдерам относятся все те субъекты, которые не получают прямые доходы от деятельности конкретной акционерной компании, но связаны с ней по цепочке создания стоимости своего бизнеса или ответственны за социальные условия жизни. Электроэнергетика как коммунальная и инфраструктурная отрасль имеет высокий уровень социальной ответственности. В частности, это − обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения в интересах потребителей.

Таким образом, весьма актуальна проблема формирования такой системы управления развитием для новых субъектов формирующегося энергетического рынка, которая бы учитывала социальную составляющую в процессе создания стоимости.

Развитие бизнеса как наращивание его рыночной стоимости

Следует отметить, что итоги прошедших размещений крупных пакетов акций территориальных генерирующих компаний (ТГК) показали, что частные стратегические инвесторы готовы инвестировать значительные средства в приобретение их акций в расчете на рост стоимости этого бизнеса в перспективе. Для собственников становятся актуальными проблемы поиска возможных направлений создания стоимости и определения величины потенциала роста для ТГК.

Решение противоречивой задачи: управление развитием электроэнергетической компании на основе двух критериев (стоимостного и социального) − требует научной разработки соответствующих методов и моделей.

Под развитием компании автором предлагается понимать рост ее бизнеса, позволяющий наращивать рыночную стоимость акционерного капитала на всех фазах ее жизненного цикла и обеспечивать инвестиционную привлекательность. Обобщая существующие точки зрения [3].

Потенциалом развития бизнеса назовем интегральную способность бизнес-системы к реализации существующих рыночных возможностей посредством инвестиционных, управленческих и административных решений, четко направленных на повышение стоимости бизнеса. В настоящее время отсутствует общепринятое количественное измерение потенциала развития. В дальнейшем введем характеристику для его оценки, которая позволит выявить возможности развития компании.

Традиционно рост компании рассматривался с точки зрения сбалансированности и стабильности, акцент делался на анализе финансовых коэффициентов − рентабельности продаж, оборачиваемости активов, нормы реинвестирования и коэффициента финансового рычага [4]. Указанные показатели не раскрывают стратегический потенциал бизнес-системы.

Существенным ограничением является отсутствие оценки дополнительных альтернативных возможностей использования капитала и оценки риска планируемых вложений. Появились новые финансовые модели, основанные на анализе экономической прибыли или добавленной экономической ценности (Economic Value Added — EVA) [5; 6]. Они позволяют учитывать вышеперечисленные ограничения.

Модель управления развитием территориальных генерирующих компаний

Рост экономической прибыли свидетельствует о потенциальном росте рыночной стоимости компании – наиболее интересном показателе для собственника бизнеса. Таким образом, целесообразно потенциал развития бизнеса количественно определять возможным приростом фундаментальной стоимости бизнеса, рассчитанной на основе экономической прибыли.

Автором разработана экономико-математическая модель управления развитием ТГК (МУРЭК), адаптированная к условиям работы на рынках тепловой и электрической энергии и позволяющая увязывать корпоративные интересы инвесторов с требованиями регулятора по поддержанию надежности. МУРЭК реализована для энергогенерирующей компании с превалирующим типом генерации – когенерации или для территориальных генерирующих компаний (ТГК). В процессе реформирования энергетики в состав ТГК вошли следующие объекты: ТЭЦ, котельные и теплосетевое хозяйство (тепловые сети, насосные станции). Отличительной характеристикой модели является подход, основанный на выделении производственных узлов, учете социальных ограничений и построении сценариев развития.

Под производственным узлом ТГК (далее – узел) понимается совокупность энергетических объектов, объединенных единой тепловой и/или электрической сетью, в которой изменения на одном объекте существенным образом влияют на работу других объектов. Основанием объединения объектов ТГК в единый узел является их совместная работа на одном локальном рынке тепловой энергии. Особенности производственных узлов энергетической компании требуют единого стратегического и операционного управления входящими в него объектами и мониторинга их взаимовлияний.

Сценарный подход

Важное место в МУРЭК занимает сценарный подход, позволяющий проводить многовариантный ситуационный анализ рассматриваемой бизнес-системы. Каждый сценарий связывает изменение различных параметров (эндогенных и экзогенных) с результирующим показателем – приростом стоимости компании.

Для учета социальной составляющей в развитии энергетической компании сформулировано ограничение модели – безусловное поддержание надежности работы активов, которое зависит от своевременного выполнения обязательных мероприятий по предписаниям надзорных органов и необходимых по техническому состоянию оборудования. С финансовой точки зрения данные обязательства – это инвестиционные затраты, от реализации которых невозможно определить прямой экономический эффект.

Представим экономико-математическую модель для одного из рассматриваемых сценариев развития в узле i:

(1)

где

PBi − потенциал развития бизнеса в узле i;

EVAi,t – экономическая добавленная стоимость за год t в узле i;

WACCi,t– средневзвешенная стоимость капитала в год t в узле i.

CEi,t – инвестированный капитал в год t в узле i;

CEi,tв развитие – инвестиции в развитие в год t в узле i;

CAPEXi,t на поддержание − инвестиции на поддержание в год t в узле i;

T – последний год периода прогнозирования,

g – долгосрочные темпы роста EVA за периодом прогнозирования T.

Потенциал и текущая стоимость бизнеса

Автором выявлена система специфических факторов стоимости ТГК с учетом текущих и перспективных задач, связанных с реформами рынков энергии. Найденные факторы стоимости использованы при построении расчетных блоков модели в качестве эндогенных и экзогенных переменных, определяющих потенциал и текущую стоимость бизнеса в ее производственных узлах.

Модель реализована для территориальной генерирующей компании ТГК-9. Практическая ценность созданной модели МУРЭК и методик по ее применению заключается в том, что они описывают последовательность действий, которые необходимо предпринять менеджеру для повышения стоимости и снабжают его необходимыми для расчета и анализа алгоритмами.


Источники:

1. Макаров А. А. Инвестиции в генерирующие компании: оправдывают ли доходы риски? // ЭЛЕКТРО-INFO. – 2008. – №1. – С. 1−2.
2. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании – вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. – 2004. – №4. – C.113−132.
3. Стариков Е.Н. Управление развитием экономического потенциала отраслевого комплекса на основе использования стратегического мониторинга (на примере машиностроительного комплекса Свердловской области): автореф. дис. … канд. экон. наук. – Екатеринбург, 2008. – 30 с.
4. Ивашковская И.В. Финансовые измерения качества роста // Корпоративные финансы. – 2006. – №9. – C.1−2.
5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 1328 с.
6. Коупленд Т., Стоимость компаний: оценка и управлени. – М.: Олимп-бизнес, 2002. – 554 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:15