Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2011

Управление знаниями организации: от знаний к интеллектуальному капиталу

Ковылин Денис Михайлович, Аспирант факультета управления, ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры»; м.н.с. научного отдела ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры», Россия

Knowledge Management of Organization: from Knowledge to Intellectual Capital - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
В статье анализируются понятия «интеллектуальный потенциал», «интеллектуальный труд» и «интеллектуальный капитал». Автор рассматривает процесс преобразования человеческого потенциала в интеллектуальный капитал и доход организации.
Цитировать публикацию:
Ковылин Д.М. Управление знаниями организации: от знаний к интеллектуальному капиталу // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 89-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Новое знание является продуктом человеческого интеллекта и создается в результате интеллектуального труда. Под интеллектуальным трудом понимается такой труд, большую долю которого, составляют мыслительные (умственные) процессы, в результате которого обычно создается общественно полезный продукт. В основе интеллектуального труда лежат процессы по преобразованию человеком информации в знания, а так же переработки знаний, требующие от человека напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления. В процессе интеллектуального труда человек может получать, генерировать и отдавать знания. Знания – результат познавательной деятельности человека, зафиксированный сознанием в форме понятий и представлений об окружающем мире и о самом человеке. Процесс познания начинается с восприятия − приема и преобразования информации, продолжается сложным мыслительным процессом, в результате которого рождаются новые суждения, понятия и умозаключения.

Интеллектуальный труд работника в производственном процессе хозяйствующего субъекта предполагает такой результат его деятельности, который принесет доход, как ему, так и его работодателю.

Интеллектуальный труд и интеллектуальный капитал

Интеллектуальный труд в различных сферах трудовой деятельности представлен по-разному, поэтому нам представляется необходимым выделить четыре вида интеллектуального труда: поиск и извлечение знаний; создание знаний; передача знаний; использование знаний (см. табл. на с. 91). Такое деление хоть и условно, так как в любой сфере трудовой деятельности присутствуют несколько видов интеллектуального труда, однако преобладание того или иного вида в соответствующей сфере труда, по мнению автора, делает правомерным данный подход.

Таблица

Виды интеллектуального труда

Виды интеллектуального труда

Поиск и извлечение знаний

Создание знаний

Передача знаний

Использование знаний

Сфера трудовой деятельности

– инженерия знаний;

– наука;

– искусство;

– образование и консультирование

– управленческий труд;

– операторский труд;

– труд медицинских работников

и др.

Профессия, род деятельности

– инженеры по знаниям (инженеры-интерпретаторы, когнитологи);

– аналитики

– ученые;

– научные сотрудники;

– деятели искусства

– преподаватели;

 – учителя;

– консультанты

– менеджеры;

– инженеры-операторы;

– врачи;

– психологи;

– адвокаты

и др.

Среди предложенных видов интеллектуального труда особое место занимает такой его вид, как создание научных знаний. Именно новое научное знание рождает инновацию и лежит в основе НТП. Поэтому развитие научно-исследовательской деятельности или, по крайней мере, использование результатов современной науки, является приоритетным направлением для инновационно-ориентированной экономики любой социально-экономической системы.

Понятие интеллектуальный капитал (ИК) можно интерпретировать как «капитал интеллекта», в данном случае сам интеллект человека, то есть его умственные способности необходимо рассматривать в составе ИК. Таким образом, ИК определяется как совокупность интеллектуальных (умственных) способностей человека, с одной стороны, и результатов его интеллектуального труда – с другой стороны. Именно человеческий интеллект является генератором новых знаний, его источником, поэтому он является наиболее ценной составляющей интеллектуального капитала.

На наш взгляд, определение ИК как экономической категории должно также опираться на сущностные черты капитала. Применение сущностных характеристик капитала к интеллек­туальным ценностям, которые, являясь объектом собственности, производительно используются в общественном производстве с целью получения дохода или иного удовлетворения потребностей, формируются на основе инвестиций и накапливаются, образуя запас, что позволяет определить их как интел­лектуальный капитал, который в экономи­ческом смысле представляет собой самовозрастающую стоимость, прирастающую в процессе экономического оборота.

Трудовой потенциал работника

В результате проведенных теоретических исследований мы предлагаем процессную модель формирования и развития интеллектуального капитала в организации (см. рис. на с.???). Нам представляется целесообразным рассмотреть процесс формирования ИК через стадии, формы и структурные элементы в их взаимосвязях. Приняв во внимание то, что интеллектуальный капитал является одной из форм человеческого капитала и его частью, нам представляется необходимым рассмотреть процесс преобразования человеческого потенциала в человеческий капитал.

В процессе жизнедеятельности человека происходит формирование человеческого потенциала, который трансформируется в процессе социально-экономических отношений. С момента рождения в процессе всей жизни человек приобретает и накапливает свой потенциал. Развитие человеческого потенциала происходит и по мере использования его в процессе труда, так как происходит приобретение новых знаний, умений, развитие свойств и качеств личности.

Под человеческим потенциалом мы понимаем накопленный человеком запас физического и духовного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческие и интеллектуальные способности. Человеческий потенциал представляет собой совокупность явных и скрытых свойств, отражающих уровень и возможности развития человека.

В рынке труда человек продает труд в обмен на фонд жизненных средств. В соотнесении с понятиями человеческого потенциала, человек не предлагает к продаже весь свой потенциал, а лишь ту его часть, которая будет необходима для совершения процесса труда. Поэтому автор предлагает следующую трактовку трудового потенциала работника.

Трудовой потенциал работника − это определенная совокупность способностей (в том числе физических и психических) знаний, навыков индивида, выделяемая из состава человеческого потенциала, которая приобретает новую форму в результате вступления человека в рыночные отношения по поводу продажи своей рабочей силы и обретает новую функцию в процессе профессиональной трудовой деятельности. Если предназначение человеческого потенциала заключается в развитии человека как личности и охватывает все сферы его жизни, то функция трудового потенциала работника сводится к реализации его в сфере профессионального труда и направлена на поддержание на необходимом уровне профессиональной трудовой деятельности и выполнение работником своих трудовых обязанностей.

Интеллектуальный труд

В отличие от трудового потенциала, человеческий потенциал проявляется в разнообразных сферах деятельности, связанных не только с трудом, но и с проведением досуга, с межличностными отношениями, сферой потребления.

Формирование человеческого капитала представляет сложный процесс, в результате которого развиваются качественные свойства индивидов, совокупность которых превращается в капитал в рыночных отношениях. Так, трудовой потенциал реализуется в процессе труда, результатом, которого становится продукт труда. Преобладание интеллектуального труда над физическим характеризует экономику нового типа – экономику, основанную на знаниях, именно знания являются ее главным производительным ресурсом. Способность перерабатывать знание и создавать новое знание приносит прибыль организации и доход его работникам. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер, его эффективность зависит главным образом от уровня интеллектуального потенциала работника и от того в какой степени он реализуется в процессе интеллектуального труда, что обеспечивается созданием необходимых условий трудовой деятельности.

Интеллектуальный потенциал как часть человеческого потенциала реализуется в процессе интеллектуальной деятельности человека, которая возникает в процессе профессиональной трудовой деятельности, а также тогда, когда он находится вне сферы рыночных отношений. Так, интеллектуальная деятельность осуществляется как в процессе профессиональной трудовой деятельности, так и в процессе личной трудовой деятельности. Если продукт интеллектуального труда может создаваться вне сферы рыночных отношений, то интеллектуальный капитал индивида появляется только при вступлении в рыночные отношения, при этом индивид становится экономическим агентом, а его продукт начинает выступать в качестве товара на рынке.

Компетентность персонала и конкурентные преимущества организации

Отметим, что большая часть результатов интеллектуального труда создается именно работниками, включенными в производственный процесс какого-либо хозяйствующего субъекта, целью которого является получение таких результатов. Результаты интеллектуального труда, произведенные работниками, могут быть преобразованы в готовый конечный продукт-инновацию, внедрены в производственный процесс хозяйствующего субъекта, либо проданы на рынке интеллектуальной собственности.

Эффективность формирования ИК предприятия зависит:

во-первых, от того, с каким уровнем интеллектуального потенциала работников отбирают в организацию;

– во-вторых, от того, в какой степени работник реализует свой интеллектуальный потенциал в процессе труда;

– в-третьих, от того, какие условия труда создает работодатель;

– в-четвертых, от того, в какой степени работодатель инвестирует финансовые средства в развитие интеллектуального потенциала работника.

Таким образом, интеллектуальный потенциал наемного работника или иного экономического агента, реализованный в процессе интеллектуального труда, а также результат такого труда, способный ему принести доход, можно рассматривать как интеллектуальный капитал работника или интеллектуальный капитал индивида выступающего в качестве экономического агента. Важно подчеркнуть, что для работника на предприятии интеллектуальным капиталом становится не только результат его интеллектуального труда, но и его интеллектуальный потенциал, то есть его знания, умения и навыки, а также его умственные способности, так как именно от них зависит, насколько быстро и качественно работник достигнет требуемого результата или даже превзойдет его, именно компетентность работника и его интеллектуальные способности являются тем фактором, что влияет на формирование размера его заработной платы. Компетентность персонала составляет совокупность конкурентных преимуществ организации и формирует деловую репутацию организации, от которой напрямую зависит ее рыночная стоимость. Так интеллектуальный потенциал работника можно рассматривать как его интеллектуальный капитал и на том основании, что его использование как средства производства обеспечивает ему получение дохода.

Выводы

В заключении, сформулируем определение ИК организации, основываясь на предыдущих рассуждениях о сущности и особенностях процесса формирования ИК. ИК организации – это интеллектуальный потенциал работников, в том числе компетентность персонала, а также результаты интеллектуального труда работников, представленные в виде новых знаний, способные приносить доход данной организации. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова.− М.: ПЕР СЭ, 2002. − 480 с.
2. Яковлев А.А. Теоретические аспекты управления знаниями // Креативная экономика. – 2008. − № 10. – С. 3-9.