Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2011

Особенности молодежных проблем на отечественном рынке труда в переходный период с учетом региональной специфики

Features of Youth Problems in the Domestic Labor Market in the Transition Period Taking Account Regional Specificity - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассмотрены различные варианты решения проблем трудоустройства молодежи на отечественном рынке труда в переходный период. Определены основные причины возникновения проблем, проведен анализ их региональных особенностей. По мнению автора, важную роль в решении вопросов трудоустройства молодежи должна сыграть государственная служба занятости, призванная обеспечить профориентационную поддержку подрастающему поколению и способствовать тому, чтобы молодежь получала полноценную профессиональную подготовку.

Ключевые слова:

государственная служба занятости, занятость, квотирование, молодежь, профориентация, рынок труда, трудоустройство
Цитировать публикацию:
Курилин П.И. Особенности молодежных проблем на отечественном рынке труда в переходный период с учетом региональной специфики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 98-102.

В современный период способность государства быстро стабилизировать и наращивать трудовой потенциал и как следствие адаптироваться в условиях глобального экономического кризиса становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Новая экономическая парадигма на этапе модернизации экономики России наряду с прочими системными внешними факторами определяет актуальность анализа специфики положения молодежи на рынке труда, характеризующуюся, прежде всего, следующими факторами:

− сегодня численность молодых людей в России (в возрасте 17−30 лет), составляет 29 млн человек, или около 35% от общей численности населения трудоспособного возраста [1];

− молодежь является наиболее незащищенной во всех отношениях группой населения на рынке труда, и при этом, определяет будущее страны и как следствие экономическое развитие России.

Проблема трудоустройства молодежи, не закончившей школу

В условиях командно-административной системы управления экономикой государственная система распределения гарантировала трудоустройства молодежи. Сегодня, выпускники образовательных учреждений даже при большом стремлении трудоустроиться, не имея опыта работы, в редких случаях могут сразу найти работу. Выбор профессии в период экономической нестабильности в стране представляет большие трудности для молодого человека. Неправильно сделанный выбор профессии создает проблему человеку и обществу в целом. Помимо этого результатом реструктуризации, а точнее деструктуризации системы народного образования в переходный экономический период стало появление системных проблем профессиональной ориентации, трудоустройства молодежи. Структурно, индикатор этих явлений − 14−15-летние подростки, не закончившие по разным причинам общеобразовательную школу и нуждающиеся в социально-трудовой реабилитации, наиболее проблемная категория молодежи, потерянное поколение с начала 90-х годов прошлого века. Несовершенство действующего законодательства России вносит дополнительные сложности в решение данных проблем, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2010) безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста [2].

В связи с неблагоприятной демографической перспективой прогнозируется, что к 2015 г. около двухсот тысяч человек, из числа выпускников девятых классов общеобразовательных школ, не продолжат дальнейшее обучение, в связи с чем потребуется разработка и внедрение специальных программ, ориентированных на обучение подростков трудовым навыкам и обеспечение профессиональной ориентации на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда с последующей временной занятостью молодежи. Как следствие стратегически важным этапом работы становится организация вместе с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не продолживших обучение в школе [3], а также трудоустройство выпускников общеобразовательных школ, значительная часть которых – около полумиллиона молодых граждан России не смогут трудоустроиться, даже с помощью государственной службы занятости. В связи с этим государственные службы занятости на региональном уровне разрабатывают на кратко- и среднесрочную перспективу программы, включающие в себя мероприятия и акции, позволяющие обеспечить защиту жизненных интересов молодежи и создают новые схемы трудоустройства выпускников учебных заведений [4].

Опыт Кемеровской области

Профессиональная переподготовка незанятой молодежи, проводимая Кемеровской областной службы занятости, включала в себя следующие мероприятия [5]:

− расширенный прием в выпускные классы общеобразовательной школы, в результате чего увеличивается число молодых людей, трудоустроенных после окончания девятых классов;

− увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся професси­ональным обучением с целью оптимизации трудового потенциала выпускников в соответствии с региональными трудовыми потребностями [6].

− квотирование рабочих мест.

Преобладающими причинами, препятствующими процессу динамичного развития  трудоустройства выпускников профессиональных учебных учреждений на региональном уровне, являются:

−отсутствие результативного взаимодействия и системы обратной связи между сферами образования и профессиональной подготовки;

−дисбаланс структуры нетрудоустроенных молодых людей, закончивших обучение структуре востребованных вакансий на региональном рынке труда;

− безынициативность и инерционность системы специального образования в вопросах трудоустройства лиц, закончивших обучение, расширения подготовительной профессионально ориентированной работы среди выпускников и студентов, регулярном системном мониторинге колебаний требований на рынке труда;

− устаревшая кадровая политика структур и предприятий, нацеленных на сиюминутные местнические интересы, а не на дальнейшее планомерное поступательное развитие;

− основная масса молодых людей, закончивших учебные заведения, имеет крайне низкие общие показатели: образовательный ценз, базовый уровень самоопределения при трудоустройстве на рынке труда, коммуникационные навыки для получения положительных результатов в вопросах трудоустройства, и как объективное следствие, соответствующие перспективы трудовой карьеры.

Системный алгоритм взаимодействия выпускников школ и рынка труда

В ряде субъектов федерации внедрены и успешно развиваются различные системы комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы. Положительные результаты в этой работе, достигнуты на молодежной бирже труда, являющейся структурной составляющей государственной службы занятости населения в Кемерово. Важно отметить, что «первостепенный интерес представляет микроэкономический уровень сочетания и взаимодействия кадровой и социальной политики как важнейших инструментов государственного управления развитием территорий» [7]. В регионах с большим количеством моногородов, с традиционно высоким уровнем безработицы, разрабатываются целевые региональные программы обеспечения занятости для выпускников образовательных учреждений, успешно внедряются проекты развития молодежного предпринимательства на местах, обеспечения и поддержки процесса самозанятости, создаются специальные обучающие курсы, оказывается финансовая поддержка за счет средств государственного фонда занятости для инициативной молодежи, планирующей создание собственного дела, проводятся совместные с работодателями мероприятия, содействующие трудоустройству молодежи (ярмарки вакансий, дни фирм, карьеры, поиск вакантных мест в распределенной информационной системе, job-сайтах и т.п.). В результате многолетней кропотливой работы всех филиалов и подразделений государственной службы занятости населения в Кемерово, разработан и реализован системный алгоритм взаимодействия выпускников образовательных учреждений и рынка труда по обеспечению социальной поддержки и социальных гарантий молодежи в вопросах трудоустройства.

Проблемы национальной безопасности

Уменьшение численности населения, обусловленное размерами территории России, характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономическими процессами в обществе, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей, а это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности. Вышеуказанные процессы, затрагивающие российский народ, а значит и молодежь, влекут за собой, помимо прочего, распространение таких негативных явлений, как уменьшение численности населения, ухудшение генофонда, что объективно порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития.

В свете осуществления программы модернизации страны, провозглашенной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, беспрецедентно возрастает роль государственной службы занятости, которая должна на местах обеспечить содействие и профориентационную поддержку подрастающему поколению, начинающему трудовую деятельность, а также всемерно способствовать получению молодежью полноценной профессиональной подготовки.

Решение этой грандиозной задачи текущего момента является залогом успешного и динамичного развития России в будущем.


Источники:
1. Распределение населения по возрастным группам. Население. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls.
2. Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2010 № 162-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. − № 18. − Ст. 566.
3. Закон Кемеровской области от 11.07.2008 № 75-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. – 2008. − 21 июля (№ 78, часть II).
4. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.09.2007 № 258 «Об утверждении региональной адресной программы «Содействие занятости населения Кемеровской области» на 2008−2011 годы» // СПС «Гарант».
5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2010 № 14 «Об утверждении Порядка финансирования мероприятий адресной целевой программы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год» // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. − 2010. − 28 января.
6. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2009 № 85 «Об утверждении Порядка организации работы по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения с предприятий и организаций Кемеровской области» // Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области. – 2009. − № 3 (часть II).
7. Князев, В.Н. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление / В.Н. Князев, В.В. Лукин, В.Г. Самоделов, А.К. Дедков. − М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. − С. 4.