Интегральные отношения в сфере переработки и производства молока

Измайлова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Измайлова С.А. Интегральные отношения в сфере переработки и производства молока // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 118-121.

Аннотация:
В стране снижается производство и потребление молока и молочных продуктов. Пути решения этой проблемы автор видит в совершенствовании инфраструктуры молочнопродуктового подкомплекса. Межотраслевая координа ция и интегральные отношения в этой сфере позволят не только обеспечить население молоком, но и повысить конкурентоспособность и доходность всех участников рынка.

Ключевые слова: молочная продукция, сельское хозяйство, инфраструктура, молочнопродуктовый подкомплекс, закупочные кооперативы, распределительные центры, сельскохозяйственные производственные кооперативы, интегрированные формирования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальность решения проблемы развития молочнопродуктового подкомплекса и механизма его регулирования обусловлена:

– негативными последствиями его функционирования в пореформенный период;

– сокращением государственной поддержки производителей молочного сырья;

– неэквивалентным обменом между сельскохозяйственными и промышленными товаропроизводителями;

– нарушением экономических отношений между хозяйствующими субъектами рынка [3, с. 37].

В настоящее время в России производится 58% молока от уровня1990 г., а по некоторым регионам и менее того. Так, например, в Дальневосточном федеральном округе всего 37%, в Северо-Западном – 44%. Наибольший объем производства молока наблюдается в Приволжском федеральном округе. На втором месте располагается Центральный, а на последнем – Дальневосточный.

Выручка за 1 ц молока в сельскохозяйственных организациях в2008 г. уменьшилась на 80%, по сравнению с показателем 1990 г. Снижение данного показателя по некоторым федеральным округам достигло 88% (например, в Северо-Западном федеральном округе). Рентабельность молока в период с 1991–2008 гг. обеспечивалась ростом цен при его реализации, значительно опережающих рост себестоимости.

Стратегии, отраженные в федеральных документах

Как показали расчеты, производство молока и молочных продуктов на душу населения за период исследования в Российской Федерации уменьшилось на 51%. Наибольшее снижение данного показателя наблюдается в Дальневосточном федеральном округе – 77%, наименьшее в Центральном – 25%.

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в России сократилось почти в 2 раза. В Приволжском федеральном округе снижение составило 28%, а в Дальневосточном – 55%. Такое снижение потребления в первую очередь связано с неоправданно высокими ценами на молочную продукцию.

Острота поставленной проблемы возросла в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009–2012 годы» [1].

В данных стратегиях молочное скотоводство обозначено как приоритетная подотрасль животноводства, имеющая потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. Однако намеченные в этих документах мероприятия направлены только на частичное решение проблемы увеличения доли отечественных товаропроизводителей в формировании рыночных ресурсов молока и молочной продукции [4, с. 14].

Межотраслевая координация у нас и за рубежом

В западной экономической литературе сформировались различные научные подходы к пониманию сущности инфраструктуры молочнопродуктового подкомплекса, породившие целый ряд теоретических концепций. При этом каждая из них исходит из определенных целей и задач исследования, которые определяют основные методологические подходы.

Инфраструктура в молочнопродуктовом подкомплексе, на наш взгляд, представляет собой совокупность институциональных структур, способствующих формированию материальных, финансовых и информационных связей между субъектами молочнопродуктового подкомплекса, обеспечивающих организационно-экономические и правовые условия для бесперебойного и непрерывного движения товарных, финансовых, сырьевых, трудовых и информационных потоков, в процессе производства молока и молочных продуктов.

Сравнивая отечественный опыт межотраслевой координации в молочнопродуктовой сфере с зарубежным, необходимо отметить два принципиальных отличия.

Во-первых, в нашей стране пока нет продуманной и последовательной аграрной политики как составной части национальной экономической стратегии.

Во-вторых, сельскохозяйственные товаропроизводители организационно разобщены, и это не позволяет им эффективно защищать свои интересы в отношениях как с государством, так и с частным бизнесом первой и третьей сфер агропромышленного комплекса [2] [1, с. 220].

Как усовершенствовать инфраструктуру молочнопродуктового подкомплекса

Анализируя зарубежные подходы к формированию молочнопродуктового подкомплекса и развитию его инфраструктуры, мы предлагаем усовершенствовать уже существующую инфраструктуру. И, на наш взгляд, она должна состоять из следующих элементов.

1. Система снабжения молочных ферм средствами производства может осуществляться по трем основным каналам:

– через сбытовые фирмы и отделения фирм-производителей;

– специализированную дилерскую сеть;

– сельскохозяйственные кооперативы.

Сбытовые фирмы обычно осуществляют установку оборудования на фермах и его ремонт (на основе контрактов).

2. По производству молока следует обратить внимание на сельскохозяйственные производственные кооперативы как крупные специализированные предприятия, обеспеченные материальными и трудовыми ресурсами, располагающими собственными лугопастбищными территориями.

3. В соответствии с установленными правилами, сбор молочного сырья должен осуществляться сельскохозяйственными закупочными кооперативами, которые будут отвечать за его качество, заниматься маркетингом. Это гарантирует фермерам надежный сбыт произведенной ими продукции.

Кооператив, заключив договор с производителями, организует сбор и доставку молочного сырья. Закупка молока может производиться либо непосредственно в хозяйствах населения, либо в специально оборудованном необходимым инвентарем молокоприемном пункте, который кооператив может и арендовать. Транспортировка молока осуществляется собственными машинами или арендованным специализированным транспортом молокоперерабатывающего завода, с которым также заключается договор на поставку молочного сырья определенного качества по установленному графику поставок.

Важно правильно организовать сбор молока, от которого зависит его количество, качество, транспортные затраты. На наш взгляд, организация кооперативов по сбору и хранению молока позволит, с одной стороны, расширить сырьевые зоны для молочных заводов, а с другой стороны, повысить эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий, увеличить их доходы, сбалансировать цены.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут создавать свои собственные кооперативы по переработке и сбыту молочной продукции или сдавать его на молокоперерабатывающие заводы.

4. Далее через распределительные молокопродуктовые центры и службы доставки молоко и молочная продукция поступают в торговую сеть.

Другим инструментом для решения проблем в сфере реализации молока и молочных продуктов являются распределительные центры как форма оптовой торговли молочными продуктами. Распределительный центр – это склад производителя, на который поступают произведенные продукты и с которого они отпускаются оптовым покупателям. Он позволяет:

– бесперебойно обслуживать розничную сеть молочными продуктами;

– снижать растущие логистические затраты;

– повышать эффективность всей цепочки поставок.

Собственный центр позволяет сетевикам экономить на услугах посредников и добиваться лучших условий от поставщиков.

Преимущества новой инфраструктуры

В целом предложенная схема позволит:

– сбалансировать спрос и предложение на молоко и молочные продукты;

– обеспечить население необходимым количеством молока и продуктами его переработки;

– урегулировать ценообразование на всех стадиях производственного процесса;

– способствовать более эффективному развитию подкомплекса.

Такой подход к формированию инфраструктуры в молочнопродуктовом подкомплексе позволит всем участникам повысить их конкурентоспособность и доходность.

[1] Документ утвержден приказом Минсельхоза РФ от 06.11.2008 № 495. – Прим. ред.

[2] Имеются в виду сельское хозяйство и отрасли переработки сельскохозяйственного сырья. – Прим. ред.


Источники:

1. Буздалов И.Н. Стратегия аграрной политики в переходный период: концепция и основные направления // Социально-экономические проблемы аграрной политики и развитие агропродовольственных рынков. – М., 2002. – 336 с.
2. Гешель В.П. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2005. – № 3. – С. 7–10.
3. Голубев А.В. Экономическая целесообразность развития животноводства в период становления рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2004. – № 9. – С. 37–41.
4. Губанов С. Вертикальная интеграция – магистральный путь развития // Экономист. – 2001. – № 1. – С. 3–49.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:52:43