Некоторые особенности регионального управления туристским комплексом

Клименко Т.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Клименко Т.И. Некоторые особенности регионального управления туристским комплексом // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 167-170.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития туристско-рекреационного комплекса региона как метод создания несырьевой точки роста в процессе перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Обосновывается целесообразность выбора одного из предложенных типов стратегии развития туристско-рекреационного комплекса на основе конкурентных преимуществ региона, рассматриваемого как квазигосударство.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, стратегическое управление, региональная экономика, индустрия туризма, стратегия развития, туристско-рекреационный комплекс, неформальные связи



Текущее развитие социально-экономической системы Российской Федерации характеризуется высокими диспропорциями, имеющими тенденцию к увеличению в посткризисный период. Это обстоятельство подтверждает необходимость диверсификации национального хозяйства, в первую очередь за счет повышения доли несырьевых отраслей в валовом производстве страны.

Одной из привлекательных для осуществления диверсификации отраслей является индустрия туризма и отдыха. Данная сфера деятельности не только не предполагает значительной потребности в невозобновляемых природных ресурсах, но и позволит обеспечить занятость населения, в том числе и в депрессивных несырьевых регионах страны, а также повысить конкурентоспособность российских регионов в долгосрочной перспективе.

Управление туристско-рекреационными ресурсами регионов

Развитие российской экономики в посткризисный период предполагает повышение эффективности использования ресурсов, относительно невостребованных как национальной, так и мезоуровневыми социально-экономическими системами. К их числу, в первую очередь, необходимо отнести туристско-рекреационные.

В настоящее время государственными органами реализуется серия проектов, направленных на развитие туристско-рекреационного потенциала. Среди них наиболее значимыми являются Сочи-2014 и Казань-2013.

В то же время, используемые для управления указанными проектами методы и механизмы отличаются невысокой степень эффективности. Это обусловлено отсутствием алгоритмов стратегического управления туристско-рекреационными ресурсами регионов, что связано с небольшим опытом управления данной сферой.

Конкурентные преимущества региона

Для выбора стратегии развития туристско-рекреационного комплекса региона в современных условиях в рамках концепции управления регионом как квазигосударством [1] целесообразно воспользоваться адаптированным правилом ромба для конкурентных преимуществ. В соответствии с указанным правилом, конкурентная стратегия развития туристско-рекреационного комплекса должна основываться на конкурентных преимуществах региона-квазигосударства, создаваемых и поддерживаемых последним для данной отрасли, а именно:

– условия развития факторов производства. В рамках данного аспекта исследуется обеспеченность региона необходимыми для развития туризма и рекреации факторами производства, в том числе наличие квалифицированной рабочей силы, объектов инфраструктуры, земельных ресурсов;

– состояние спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса, предполагающее исследование регионального потребительского спроса как на выездной, так и на внутренний туризм с учетом возможных пересечений на этих направлениях;

– родственные и поддерживающие отрасли. В рамках анализа конкурентной позиции региона по данному направлению исследуется наличие полного ассортимента товаров и услуг сопутствующих и поддерживающих отраслей региона, в первую очередь, сферы здравоохранения, общественного питания, транспорта, культуры и индустрии развлечений;

– устойчивая стратегия, структура и конкуренция. По данному направлению оцениваются условия создания и функционирования предприятий туристско-рекреационного комплекса в регионе, существующие преференции, характер внутрирегиональной и межрегиональной конкуренции на рынке туризма и отдыха, влияние пространственной поляризации на данную отрасль.

На основании полученных результатов, а также с учетом особенностей развития мезоуровневой социально-экономической системы, определяется тип стратегии развития туристско-рекреационного комплекса региона:

1) инновационная стратегия (в случае, если туристско-рекреационный комплекс представляет собой предполагаемую точку роста экономики региона);

2) стратегия обновления (если перспективы развития туристско-рекреационного комплекса соответствуют по динамике перспективам развития самого региона);

3) стратегия постепенного совершенствования (при условии, что рассматриваемая отрасль либо имеет минимальные перспективы развития, либо не оказывает значимого влияния на результаты деятельности региона).

Формальные и неформальные связи

Кроме вышеперечисленного, в процессе управления развитием туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося активным участием малого бизнеса, необходимо учитывать институциональные особенности данной отрасли [2]. Взаимодействие малого и среднего бизнеса с регулирующими государственными органами осуществляется в формате формальных связей и связей принуждения.

К формальным связям относятся санкции по исполнению требований нормативно-законодательных актов, информирование об изменениях нормативно-законодательной базы. Обратная связь также может осуществляться в рамках формальной связи (обращение с заявлениями, уведомлениями, подача отчетности, представление нормативно-законодательных инициатив) и связи принуждения (использование судебной системы и надзорных органов для обеспечения исполнения требований законодательства).

Взаимодействие с органами государственной поддержки предполагает наличие формальных (информационная и финансовая поддержка по каналу «государство – бизнес» и формирование заявок, участие в конкурсах по каналу «бизнес – государство») и неформальных (обсуждение действующих норм и законодательных актов, формирование пожеланий по инициированию изменений нормативно-правовых актов, формирование положительного образа туристско-рекреационного комплекса) связей. Это, при наличии определенных предпосылок и возможностей, позволяет малым и средним предприятиям туристско-рекреационного комплекса использовать государственные институты для совершенствования своей деятельности.

Взаимодействие с ассоциациями и союзами туриндустрии осуществляется в рамках формальных (формирование законодательных инициатив) и неформальных (выработка кодексов поведения, обсуждение отраслевых проблем) институциональных взаимодействий. Формальные связи с предприятиями сопутствующих отраслей осуществляются в рамках контрактных отношений.

Неформальные предполагают выработку правил поведения в отношении друг друга, участие в совместных обсуждениях проблем туристско-рекреационного комплекса с выработкой норм поведения для их устранения. Наконец, взаимодействие с домохозяйствами региона осуществляется в форме формальных (отношения найма, договорные отношения) и неформальных (обратная связь с клиентами, организация событий, обсуждение проблем рекреационной сферы) связей.

Заключение

Стратегическое управление туристско-рекреационным комплексом должно осуществляться с использованием всех перечисленных форм институционального взаимодействия в целях обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ отрасли.

Таким образом, эффективное управление региональным развитием туризма предполагает два ключевых момента.

Во-первых, при выборе стратегии развития туристско-рекреационного комплекса целесообразно использовать адаптированное для мезоуровневых систем правило ромба, предполагающее анализ:

– условий факторов производства;

– состояния спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса;

– характеристик родственных и поддерживающих отраслей;

– устойчивости стратегии;

– структуры и конкуренции.

Во-вторых, в сложившихся условиях хозяйствования в туристско-рекреационном комплекса региона его основой должны стать предприятия малого и среднего бизнеса, взаимодействующие в процессе осуществления своей деятельности:

– с регулирующими государственными органами;

– органами господдержки;

– инновационными институтами региона;

– отраслевыми ассоциациями и союзами;

– предприятиями поддерживающих и сопутствующих отраслей;

– домохозяйствами мезоуровневой социально-экономической системы.


Источники:

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Ратнер Н.М. Развитие региона: методический подход. – Екатеринбург: УГЭУ, 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:30