Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2011

Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности

Козырев Виталий Викторович, кандидат биологических наук, аспирант Института экономики Карельского Научного Центра РАН генеральный директор, ООО «Талисман», Россия

The Cost of Living in a Territory as an Indicator of Its Business Activity - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 61

Аннотация:
В статье представлен способ оценки цены территориального продукта на основе статистических показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации. При исследовании регионов Северо-Западного федерального округа установлено, что территории с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания резидентов и нерезидентов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Козырев В.В. Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 146-150.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Экономические преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику регионального управления, разработку новых способов регионального управления. В условиях многоукладной экономики изменяются цели и задачи, методы и инструментарий осуществления регионального управления.

Усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг. Это возможно при использовании в региональном управлении принципов территориального маркетинга.

Мониторинг социально-экономического развития территории

Целевые функции маркетинга территории заключаются в создании ее привлекательности для потенциальных клиентов, формировании престижа и имиджа территории в целом, создании благоприятных и привлекательных условий жизнедеятельности и повышения деловой активности на территории и т.д. Оценка действий территориальных органов власти в данном процессе может характеризоваться с помощью мониторинга социально-экономического развития территориального образования.

В настоящее время в рамках государственного управления мониторинг социально-экономических процессов в России объективно оказался встроенным в систему управления как метод установления контура обратной связи в целях обеспечения функций экономической, экологической и иной безопасности развития общества. В систему мониторинга включаются статистическая и иная отчетность, сбор и анализ социально-экономической информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценка (диагностика) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем.

Для осуществления контроля с целью координации системы управления применяются системный и нормативный подходы.

Нормативный подход рассматривает выполнение государственных функций и задач, поставленных в управленческих доку­ментах и выполняемых органами власти, их подразделениями и ведомствами.

Системный подход рассматривает изменение структуры для обеспечения оптимальных результатов функцио­нирования системы, возможность использование различных методов воздействия на значения экономических показателей в зависимости от выбранного сценария.

К примеру, основные параметры для расчета интегрального критерия развития территории (ИКРТ) принимаются по данным официальной статистики и сведений полученных от министерств и ведомств. Основная цель расчета ИКРТ состоит в определении изменений в экономической и социальной среде территории, в оценке тенденций и качественной характеристике сложившейся ситуации. ИКРТ рассчитывается по трем группам показателей, к которым относятся:

– демографические показатели;

– показатели оценки динамики качества жизни;

– показатели оценки динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики.

Цена территориального продукта

В рамках маркетинга управление факторами, оказывающими влияние на субъект (организацию, территорию), осуществляется через использование определенного комплекса инструментов. Комплекс элементов маркетинга применительно к территории будет представлять собой совокупность управляемых параметров, манипулируя которыми можно наилучшим образом удовлетворить потребности человека и экономических субъектов в общественных услугах и ресурсах территории.

Одним из компонентов комплекса территориального маркетинга является цена территориального продукта. Она формируется из затрат потенциальных клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта. В их состав войдут [1; 3]:

– для резидентов территории – стоимость жизни, уровень доходов и социальных льгот, стоимость конкретных товаров и услуг на территории;

– для туристов и посетителей территории – стоимость путевок, величина суточных расходов и др.;

– для корпоративных потребителей (на предынвестиционном и инвестиционном этапах) – транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании, время и усилия, нужные для получения необходимой информации, стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство, цены на недвижимость и т.д.

Стоимость проживания и степень деловой активности на территории

Исходя из определения цены регионального продукта, автором предложен вариант определения зависимости стоимости проживания и степени деловой активности на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (СЗФО РФ). Методом ранжирования двух групп показателей, применяющихся при мониторинге социально-экономического развития регионов [2], определены ранги, на основе которых были определены места регионов СЗФО РФ.

Первая группа исследованных показателей характеризует стоимость проживания на территории. К данным показателям относятся:

1) индекс потребительских цен;

2) величина прожиточного минимума;

3) стоимость фиксированного объема потребительских товаров и услуг;

4) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации;

5) среднедушевые денежные доходы;

6) среднедушевые денежные расходы;

7) средний размер начисленных пенсий;

8) численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

9) удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг.

Ко второй группе показателей, отражающих стоимость и экономическую эффективность ведения предпринимательской деятельности на территории, были отнесены:

1) валовой региональный продукт на душу населения;

2) индексы тарифов на грузоперевозки;

3) индексы цен производителей в строительстве;

4) инвестиции в основной капитал;

5) сальдированный финансовый результат деятельности организаций.

Результаты исследования Северо-Западного федерального округа

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в основе зависимости между стоимостью проживания в регионе и степенью предпринимательской активности лежит закон нормального распределения (см. рис. на с. 149):

СП = 0,8902 х СПД + 1,2037 при R2 = 0,7655,

где

СП – стоимость проживания в регионе,

СПД – степень предпринимательской деятельности в регионе.

Как следует из графика (см. рис. на с. 149), к регионам с высоким уровнем проживания и предпринимательской активности относятся г. Санкт-Петербург, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Республика Коми.

Республика Карелия, например, характеризуется как регион со средней стоимостью проживания на ее территории. Так, размер пенсий, заработная плата работников и величина прожиточного минимума в Карелии выше по сравнению с южными регионами – Псковской, Новгородской, Калининградской областями.

Рис. Распределение регионов СЗФО РФ по группам показателей,2008 г.

В то же время на территории Карелии наблюдалась низкая степень ведения предпринимательской деятельности. Показатели «величина валового регионального продукта на душу населения» и «инвестиции в основной капитал» по сравнению с другими территориями СЗФО РФ незначительны. Это свидетельствует о низких показателях валового регионального продукта в республике и слабой инвестиционной привлекательности Карелии.

Инвестиции в экономику Карелии составили в 2008 году 22,7 млрд руб. При этом инвестиции в экономику г. Санкт-Петербурга были почти в 16 раз больше. Наихудшие показатели инвестиционной привлекательности наблюдались в Псковской области (16,4 млрд руб.).

Вывод 

Использование показателей социально-экономического развития регионов дает представление о существующих тенденциях их развития, определяет их место в рейтинге сопредельных территорий. Регионы СЗФО РФ с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания для их резидентов и нерезидентов.

Результаты мониторинга процессов развития регионов свидетельствуют о деятельности территориальных органов власти в области привлечения инвестиций и оказания населению социальных услуг, формирования имиджа и репутации регионов, а, следовательно, о степени использования в региональном управлении инновационных форм и методов управления.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 328 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат.  М., 2009.  990 с.
3. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.